Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1874 – В 2.30 утра начался пожар в здании городского театра. Прибыли пожарные всех четырех частей. Огонь уняли только к вечеру
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Галеев Булат Махмудович, пионер светомузыки (1940-2009)
- 16 октября 2010 года
Просветителем космического века называли Булата Галеева, профессора Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева.
Все знают, что наш земляк Д.И. Менделеев, уроженец Казанской губернии, создал периодическую систему химических элементов, увековечившую его имя. Но мало кому известно, что руководителем студенческого конструкторского бюро «Прометей» Б.М. Галеевым создана своя «периодическая система», только на этот раз речь идет о «системе искусств».
Конечно, она, быть может, не такая точная, как у Менделеева, но и сама эстетика относится к разряду не самых точных наук. Однако, судя по реакции ученых разных стран, предложенная Галеевым систематизация достаточно убедительна и, главное, продуктивна.
Казанский коллектив «Прометей» с 1962 года прошел путь от самодеятельного студенческого бюро до научно-исследовательского института экспериментальной эстетики КГТУ им. А.Н.Туполева и АН РТ. Имя «Прометей», ставшее казанским брендом, неразрывно связано с его бессменным руководителем, пионером светомузыки, автором большинства технических и художественных проектов коллектива, доктором философских наук, членом-корреспондентом АН РТ, профессором Булатом Махмудовичем Галеевым, лучшим экспертом в области светомузыки в России.
Его видеоинсталляции демонстрировались на крупнейших фестивалях экспериментального искусства, а светомузыкальные кинофильмы Галеева – признанная классика авангардного кино.
Булат Галеев не похож ни на скучного сноба из академических коридоров, ни на рассеянного профессора из старых фильмов. И чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его интервью, в котором вместо того, чтобы в соответствии с рангом, тщательно взвешивать слова, он то и дело чертыхается да насмехается.
В пылу беседы от Галеева может достаться кому угодно: и Эйзенштейну, и Кандинскому, да хоть самому Исааку Ньютону! Пиетета перед гениями для Галеева не существует, потому что он основывается на дистанции, но разве можно дистанцироваться от любимых людей?
Пожалуй, единственный, с кем Булат Махмудович готов вести себя с трогательной деликатностью, – это Александр Скрябин, создатель симфонической поэмы «Прометей». Ведь «Прометею» Булат Галеев посвятил жизнь.
«Прометей» – первое в мире музыкальное произведение, чья партитура включала в себя светомузыкальную партию. Умирающий композитор мечтал о том, чтобы его музыку не только слышали, но и видели. И спустя полвека юный студент-физик Галеев, собрав единомышленников, осуществил его мечту.
Можно привести не один пример экспериментальных работы Булата Галеева и «прометеевцев». Назовем наиболее известные. НИИ «Прометей» разработал аудиовизуальную и стереозвуковую театрализацию экспозиции музея Салиха Сайдашева. Благодаря системе «Автогид» о детстве композитора, например, «рассказывает» светящийся изнутри сундук с детскими игрушками. Вдруг начинает играть лежащая рядом гармонь, внутри которой тоже спрятан громкоговоритель. Далее слово берет «звучащее» фортепьяно. Затем начинает говорить портрет на стене...
Среди значимых проектов можно назвать первое в нашей стране исполнение произведений «Прометей» Александра Скрябина и «Аллилуйя» Софьи Губайдуллиной, по замыслу самих композиторов, с партией Света.
«Малиновый звон» Спасской башни Казанского Кремля и динамическое освещение цирка Казани, зависящее от состояния погоды, – это тоже проекты «Прометея».
К юбилею Победы в 1970 году «прометеевцы» поставили театрализованное представление под открытым небом «Звук и Свет». Это удивительная постановка без актеров, но со стереодвижением звука и динамикой света.
В Казани у памятника павшим воинам у Центрального парка имени Горького ожили звуки войны – лай собак, немецкие команды, по лицам зрителей пробегали лучи прожектора.
Еще одна композиция под открытым небом – «Волшебный сад» - была показана во время Сабантуя в июне 1991 года – в сквере между оперным театром и Казанским университетом в многоканальной записи воспроизводились голоса птиц с синхронными световыми эффектами, а на стену университетской высотки проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики.
Первые светомузыкальные фильмы были также сняты в Казани. На всех континентах видели самую знаменитую видеоинсталляцию Булата Галеева 1990 года – «Электронный мальчик на мокрых пеленках» (в детской коляске лежит телевизор, на его работающем экране – плачущий младенец).
Одна из книг Булата Галеева называлась «Светомузыка: становление и сущность нового искусства», в докторской диссертации, которая была признана открытием в эстетике за создание периодической системы искусств, ученый сделал прогноз появления новых форм в искусстве, и прогноз этот уже начинает сбываться.
Около 15 лет профессор Галеев читал студентам консерватории единственный в своем роде спецкурс «Музыка в системе искусств». В последние годы жизни Булата Галеева «Прометей» занимался экспериментами, связанными с компьютерным преобразованием графических структур в музыкальные. Видеоинсталляция «Поющий шамаиль» произвела фурор на выставках экспериментального искусства за рубежом.
Казанцы увидели ее на выставке в Национальном музее РТ. Теперь она включена в раздел «Ислам и искусство» музея ислама, который находится на нижнем этаже мечети Кул Шариф в Кремле.
Сегодня научные исследования Галеева в области звукозрительного синтеза и синестезии («цветного слуха») известны во всем мире. Четыре кинофильма – «Прометей» (1964-1965), «Вечное движение» (1968), «Маленький триптих» (1975) и «Космическая соната» (1981) – признанная классика авангардного кино.
В 2007 году единственный архивист и знаток истории российского видеоарта итальянец Антонио Джеуза включил произведения Булата Галеева и «прометеевцев» в свой проект «История российского видеоарта». «Искусство космического века» – книгу под таким названием выпустило академическое издательство «Фэн» совместно с Казанской консерваторией. Она имеет подзаголовок – «Избранные статьи». Они написаны Булатом Галеевым в разные годы. «Уже в предисловии сам автор предупреждает: книга необычная – как по форме, так и по содержанию, – пишет в рецензии, опубликованной в газете «Республика Татарстан» (24 июня 2003 г.) ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин.
– В ней представлены и теоретические статьи, и статьи по истории, психологии творчества, анализируются, кроме того, даже некоторые технические аспекты, ибо без всего этого картина современного искусства, особенно его экспериментальных форм, была бы неполной. Вызывает уважение разнообразие видовых экспериментов, которым посвящены отдельные статьи: кроме любимой автором светомузыки, это электронная и пространственная музыка, световая архитектура, световой дизайн, абстрактное кино, видеоарт, лазерное и компьютерное искусство, театрализованные представления «Звук и Свет», световая и звуковая сценография. Все они, вместе с традиционными видами искусства, сведены автором в разработанную им оригинальную «периодическую систему искусств».
И что примечательно, специфику многих из этих новообразований, бывших «белыми пятнами» в данной «периодической системе», Булат Галеев проверяет сам на практике, в собственных художественных экспериментах – как режиссер светомузыкальных фильмов, автор видеоинсталляций, а также постановщик разного рода аудиовизуальных композиций и спектаклей.
Мне и самому пришлось обратиться к возможностям одного из этих жанров под необычным названием «Музыка + поэзия + живопись» – в цикле концертных постановок, представленных под названием «Мир как большая симфония» на сцене Актового зала Казанской консерватории в начале девяностых годов». Булат Махмудович занимался проектом по созданию в Казани центра современного искусства.
Увы, его усилия не увенчались успехом. Несмотря на международную известность экспериментов «Прометея». Он умер 6 января 2009 года. В «Вечерней Казани» под рубрикой «Что имеем не храним» появилась публикация «Не зря рыдал «электронный мальчик» (имелась в виду оригинальная работа Галеева – в детской коляске небольшой телевизор, на экране которого плачет «электронный мальчик»).
«Научное и творческое наследие Булата Махмудовича может пропасть: детей у профессора не было, а дело всей его жизни – НИИ «Прометей» – хотят ликвидировать. Если это произойдет, Казань потеряет уникальные объекты медиаискусства, ценность которых неоспорима», – писала Айгуль Шарафиева.
К счастью, прогноз «Вечерки» не оправдался. Уже 15 апреля 2009 года в Национальном музее РТ была открыта выставка «Новое искусство на рубеже тысячелетий», на которой было представлено многогранное творчество Булата Галеева, духовного лидера СКБ «Прометей». Выставка работала полгода, наглядно продемонстрировав, как много сделал этот человек для развития современного искусства. НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» как научно-исследовательское подразделение Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева продолжает работать.
Это еще раз доказала организация в сентябре 2010 года фестиваля «Поющая радуга».
Фото Марины КОЛОМЫЦЕВОЙ, студентки КАИ
Использованы материалы с разных сайтов Интернета: http://www.rt-online.ru/articles/126_24942/50532/ http://otkakva.net/interview/galeev/galeev.htm http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-27837.htm http://synesthesia.prometheus.kai.ru/ny.htm http://inkazan.ru/svetomuzyka-po-kazanski/ http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=number&num_dt=13.01.2009 http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section§ion_id=7&id=35736&artcount=4420&artoffset=0&limit=20 http://kak.ru/columns/stengaz/a7641/ http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/promet.html