Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Металлическое кружево Казани. Публикация 1

Мы предоставляем возможность познакомиться с необычным путеводителем - «Металлическое кружево Казани». Его автор - Ниаз Хаджиевич ХАЛИТОВ, известный казанский знаток архитектуры.

В первой публикации - прогулка по маршруту №1: «Кремль и территория бывшего посада».

Маршрут №1. Кремль и территория бывшего посада

Маршрут включает в себя самую древнюю часть города: Казанскую крепость и территорию, когда-то огороженную городской стеной.

Экскурсия начинается с места основания Казани, там, где когда-то появилась первая булгарская крепость, и символом древней Казани возвышается легендарная башня Сююмбике. Далее маршрут проходит по древнейшим улицам Казани, по гребню Воскресенского холма и по его подножию, где находятся старинные казанские постройки XVII–XVIII веков, сохранившие подлинные образцы архитектурной ковки.

Особенность этой части города в смешении самых разнообразных эпох и стилей, напластованиях культур и реконструкций со времени появления первых архитектурных решеток в XVII, начале XVIII века и вплоть до наших дней.

Кованый металл на улицах Казани находится в сложной взаимосвязи с архитектурой зданий и улиц в целом, и в задачи экскурсии входит, кроме выявления художественных достоинств отдельных изделий, также и раскрытие этих взаимосвязей, определение лучших видовых точек, а также ансамблевых достоинств металлических изделий.

Пролегая по улицам бывшего городского посада – Профсоюзной, Баумана, Чернышевского, Мусы Джалиля, Кирова, Тази Гиззата, Островского, маршрут заканчивается у бывшей границы города, за которой когда-то начиналась Татарская слобода. В этом месте, на пересечении улиц Островского и Университетской, сосредоточены остановки автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов во все концы города, а также торговая зона и гостиницы.

 1. Решетка под аркой башни Сююмбике. XVIII век

Ячеистая решетка в верхней части арки проезда башни является единственной в этой постройке. Образное решение башни, названной именем татарской царицы Сююмбике, сочетает в себе черты московского оборонного зодчества XVII века и стройные пропорции татарских минаретов.

Ячеистый рисунок решетки, украшенный в местах клепки штампованными многолучевыми звездочками, дополняет это впечатление, навевая сказочные образы далекого прошлого. По технике исполнения решетка обычна для XVII–начала XVIII века. Функционально решетка могла служить защитой для стрелков на настиле над воротами при обороне входа в губернаторский дворец.

В настоящее время проем, ведущий через башню на территорию Президентского дворца, перекрыт полностью. Появились оригинальные декоративные ворота с золотистыми деталями.

2. Флагшток над резиденцией Президента Республики Татарстан, ХХI век

Изготовлен в 2002 году по эскизу архитектора Р.М. Забирова. Латунь, выколотка Выполнен в традициях дворцовой российской архитекторы XVIII-XIХ веков, но в формах его основания отразился образ короны Казанского хана – «казанской шапки», хранящейся в Оружейной палате (г.Москва).

3. Фонтан перед резиденцией Президента Республики Татарстан, ХХI век

Изготовлен в 2002 году по эскизу архитектора С.А. Мамлеевой. Воссоздает образ прежнего фонтана XIX века, располагавшегося примерно на том же месте и перемещенного в советское время в связи с установкой скульптурной композиции «Ленин и Сталин». Со временем на скамейке остался один Ленин, а в 1999 году, при реконструкции площади перед дворцом, скульптура была демонтирована.

Обходя фонтан, можно увидеть четыре различных варианта древнего герба Казани – Зиланта: с львиной головой, с птичьей головой, с львиными лапами...

4. Ограда и ворота резиденции Президента Республики Татарстан, ХХ век

Внешняя ограда и ворота выкованы в 2000 году по эскизу архитектора С.А. Мамлеевой. Рисунок ограды и ворот несет отпечаток декоративных мотивов барокко и татарского искусства и служит превосходным передним планом для обзора здания бывшего Губернаторского дворца.

5. Ограда и ворота представительского корпуса аппарата Президента Республики Татарстан, ХХ век

Внешняя ограда и ворота выкованы в 2000 году по эскизу архитектора С.А. Мамлеевой. Рисунок ограды и ворот несет отпечаток декоративных мотивов барокко и татарского искусства.

6. Благовещенский собор. 1552–1556 годы. Архитектор Посник Яковлев

Кресты над маковками собора изготовлены по дореволюционным фотографиям при реставрации собора в 1998-1999 годах на основе проекта Ф.И. Петонди.

Южный фасад собора украшают металлические оконные ставни, орнаментированные гнутыми стальными полосами в псевдорусском стиле. Такие ставни часто встречаются в Казани, и их рисунок иногда ярко отражает черты татарского или русского декоративного искусств, во многом сходных между собой.

7. Навес над дверью бывшего юнкерского училища. Начало XX века

Декоративные козырьки над входом в Национальную галерею «Хазинэ» и выставочный центр «Эрмитаж Казань» служат почти единственным украшением строгого протяженного фасада в стиле позднего ("николаевского") классицизма.

Богатый орнаментальный рисунок прекрасной работы кованые цветы и лиственные мотивы чебоксинской ковки радуют глаз красотой и тщательностью исполнения деталей.

8. Пушечный двор, XVII-XX века

Комплекс зданий Артиллерийского (Пушечного) двора возник в XVII веке как комплекс для ремонта и производства оружия и с тех пор сохранял свою планировку в виде замкнутого каре из трех зданий, занимавших пространство между боевыми башнями Шестигранной и Северо-Западной.

Главное здание, XVIII-XIX веков. В XVIII веке капитально перестроено по типовому проекту в духе петербургского барокко. В XIХ и ХХ веках претерпел ряд реконструкций, до неузнаваемости исказивших прежний облик. В 1990-е годы реставрировано (проектная мастерская Ф.М. Забировой).

«Казанские истории», №7-8, 2003 год

Улица Воскресенская - Ленина - Кремлевская

9. Первый объект на улице Кремлевской имеет адрес: Баумана, 1.

Это – кресты над храмом и колокольней Иоанно-Предтеченского монастыря. Постройка второй половины XVII века. Кресты имеют различную технику исполнения. Центральная маковка пятиглавой церкви увенчана «цветущим» крестом в виде каркаса, заполненного кованым спиральным орнаментом. Другие маковки завершены более простыми по форме сплошными коваными крестами с «сияниями», исходящими из перекрестий.

Колокольня увенчана крестом, близким по форме к латинскому, но с традиционной скошенной перекладиной внизу. Всех их объединяет общий мотив трилистника, украшающий концы перекладины и верха.

Отсюда открывается хороший вид на противоположную сторону улицы.

10. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 1

Здание бывшей городской управы. Сегодня это – здание мэрии г.Казани. Конец XVIII – начало XIX века, реставрация конца XX века.

К начальному периоду строительства здания можно отнести оконные решетки первого этажа, выкованные в конце XVIII – начале XIX века в духе русской классической архитектуры. Здесь применен распространенный в классицизме мотив розетки, одновременно напоминающий и мотивы многолопастной арки, – элемента восточной архитектуры, не чуждого культуре жителей Казани.

Литое ограждение балкона появилось в конце XIX – начале XX века. Во время последней реставрации, эта решетка была тиражирована над венчающим карнизом здания; также по образцам столетней давности здесь были изготовлены копии водоотводных воронок дома Ушковой.

Неоренессансный стиль портика не совсем сочетается с эклектичным орнаментом решетки, которая, тем не менее, не портит впечатления от архитектуры здания, чего нельзя сказать о новоделах: их немасштабность и чужеродность откровенно бросается в глаза. Не всегда затраченные средства прямо пропорциональны достигнутому результату.

11. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 2

Бывший Гостиный двор. Здание построено в 1800 году, реконструировано под городской Лихачевский музей в 1896 году, надстроено двумя этажами в 1930-е годы (арх.Сперанский). После пожара эти этажи были снесены. Здание реставрировано в 1990-е годы (арх. С.А. Мамлеева). Работа пока до конца не завершена.

Шатер над угловой частью увенчан высоким шпилем с флюгером с изображением Государственного герба Республики Татарстан (И.Н. Башмаков, 1990-е гг.).

Решетка в проездной арке бывшего Гостиного двора, выкованная в 1982 году по проекту инженера Г.П. Алексеева, удачно вписалась в классицистический декор здания благодаря характерному для этого стиля геометризму отдельных элементов в сочетании с арочными завершениями калиток.

Металлический ажурный картуш с надписью «ГОСТИНЫЙ ДВОР» (2002 г.) выдержан в псевдобарочных формах, хотя сама надпись выполнена шрифтом, характерным для конца XIX – начала XX века.

12. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 3

Примитивные ограждения балконов из металлических арматурных прутьев – тоже памятник своей эпохи, советской. Никогда, ни до, ни после, власть не позволяла себе такое отношение к горожанам: на центральной улице, у самого Кремля на самом видном месте выставить подобное…

13. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 5

Навес над подъездом в Казанский городской Совет народных депутатов (1990-е гг.). Непрофессионально разработанное изделие, довольно характерный образец самого начала «ренессанса» художественной ковки в Казани. За внешней вычурностью кроется непонимание закономерностей стиля и формообразования подобных изделий.

Отсюда повернем налево и осмотрим живописный уголок улицы Миславского, примыкающий к Кремлевской.

14. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 7

Парапетная решетка у спуска на улицу Миславского. Ковка первой половины XX века. Рисунок решетки в виде пересекающихся стрельчатых арок подчеркивает татарский колорит, к которому стремились в архитектуре и искусстве послереволюционной эпохи.

Во время реставрации близстоящего дома в конце 1990-х годов на эту решетку была изготовлена пародия из профилированной арматурной стали в виде ограждения тротуара.

15. Улица МИСЛАВСКОГО, дом 1

Навес над парадным подъездом бывшего дома Крупениковых. Первая половина XIX века, классицизм. Кованые узоры декорированы штампованными цветочками.

16. Улица МИСЛАВСКОГО, дом 4

Здание бывшей типографии И.А. Харитонова. Реконструкция 1908 года, реставрация конца 1990-х годов. Металлические архитектурные детали существенно дополняют облик дома в стиле модерн.

Одним из значительных элементов фасада раньше была прекрасная кованая парапетная ограда в виде рельефных растительных орнаментов, вписанных в прямоугольную сетку. Решетка украшена цветами, искусно выкованными из металла. Общий композиционный строй рисунка решетки хорошо сочетается с ритмом прямоугольных элементов фасада дома и волнообразными аттиками над главным ризалитом, рисунком декоративного витража в центральном оконном проеме. Не случайно было применено и сетчатое ограждение балкона, которое зрительно поддерживало сетчатый рисунок стены второго этажа и витража центрального окна.

Сегодня это изделие заменено на довольно примитивную копию, лишь издали напоминающую оригинал. Такая же решетка украшает и балкон здания.

Далее вновь поднимаемся по лестнице на улицу КРЕМЛЕВСКУЮ.

«Казанские истории», №10-11, 2003 год

17. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 2

Жилой дом (арх. А.Г. Бикчентаев, 1962 г.). Оформление подъезда городского ЗАГСа, 1990-е годы.

Прекрасный образец профессионально и со вкусом выполненной работы. В рисунке оконной и дверной решеток есть намеки на великолепные прототипы среди исторических образцов нашего города, но автор ушел от простого цитирования, создав собственные произведения художественного мастерства. Оба изделия выдержаны в едином стиле и дополняют друг друга.

В настоящее время эта часть здания используется по другому назначению, и элементы оформления утрачены.

18. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 9

Решетка, прикрывающая первое от угла окно, выполнена в несвойственных для казанской традиции формах, заимствованных, вероятно, из одного из альбомов по западноевропейской архитектурной ковке. Впрочем, исполнение довольно грубое, из гнутого круглого прута со сварными соединениями.

Дверной навес довольно аккуратного изготовления выполнен, вероятно, по авторской оригинальной разработке. Работе не хватает пластики поверхности, игры светотени, всегда выгодно сопутствующей изделиям художественной ковки.

Решетка на близлежащем справа окне выполнена по западным образцам.

19. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 11

Оформление фирменного магазина «Кызыл Шарык». Редкий случай применения в современной архитектуре мотивов восточных, татарских, мусульманских. Пристрой в виде галереи стрельчатых арок дополнен коваными деталями, подчеркивающими стрельчатые мотивы и оконными решетками, характерными для арабского Магриба.

Навес и оконная решетка на главном фасаде не увязаны по стилю и не имеют отношения к вышеописанному павильону. А жаль, потому что решетка выполнена довольно качественно и является подлинным украшением этой части здания. Навес грубой работы рядом с ней не смотрится и выглядит довольно топорно.

На примере этого магазина хорошо видны те метания, которые присущи культуре сегодняшней Казани. С одной стороны, желание возродить качественную архитектуру и дополнить ее характерными для Казани мотивами, порождает заказ на дорогостоящие изделия из металла. С другой стороны, не чувствуется достаточно воли и культуры для создания единого стиля и художественного подхода. Это приводит к сосуществованию на одном и том же фасаде авторских концептуальных решений с поисками художественного образа в русле развития татарской национальной традиции с механически прилепленными изделиями из совершенного другой культурной традиции, причем рядом висят произведение высокого качества и довольно дилетантская поделка.

В принципе, нечто подобное можно было наблюдать на улицах Казани и сто лет назад, но высочайший уровень мастерства художественной ковки того времени и уровень менеджмента, рекламы и сервиса не оставлял места для дилетантских упражнений. Когда еще мы придем к этому?

20. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 4/5

Здесь на стене северного крыла бывшей Духовной семинарии мы увидим замечательный навес в стиле модерн, выкованный в начале XX века. Изящный орнаментальный рисунок кронштейнов в технике плоскостной ковки дополняется лаконичными растительными мотивами. Архитектура навеса, несмотря на иное стилевое решение, удачно сочетается с позднеклассическим фасадом здания.

Отсюда открывается прекрасный вид на нижнюю часть города и устремившуюся вниз до самой Волги улицу Чернышевского, обрамленной шатрами, маковками и шпилями над крышами купеческих домов.

21. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 4/23

Ранее на этом месте, на стене южного крыла Духовной семинарии, висел навес в стиле модерн, изготовленный в начале XX века. Его скромный вид не противоречил лаконичным позднеклассичеоким формам здания.

 

Вглядываясь внимательнее, нельзя было не поразиться мастерству кузнецов, сумевших столь тонко и изящно выковать из металла пучки колосьев, переплетенные полевыми цветами и травами. Трудно поверить, что эта ажурная композиция является одновременно и прочнейшей конструкцией, выдерживающей и шапку снега, и удары ледяных комьев весной уже в течение почти ста лет. Не выдержала она только людской непорядочности.

Безвестный негодяй заменил шедевр художественной ковки на примитивную имитацию. Это произошло в конце 1990-х годов, во время реставрации здания.

С этого места открывается эффектный вид на чешуйчатый купол Александровского пассажа, увенчанный гроздью колоколов и многоярусным кованым шпилем.

Далее по улице Мусы Джалиля спустимся вдоль высокой церковной стены к собору Петра и Павла.

22. Улица Мусы ДЖАЛИЛЯ, дом 21

Декоративно-образная система собора Петра и Павла, возведенного в 1723–1726 годах московскими мастерами, строится на сочетании живописного силуэта, яркого цвета и пластики, средствами резного камня, кованых и просечных металлических изделии. Металл играет важную роль в архитектуре собора и эффектно выделяет его основные элементы. Металлические детали относятся к трем периодам.

I. Первая половина XVIII века. Строительство собора купцом Михляевым, стиль– русское барокко. К этому времени относятся кресты над храмом и колокольней. Выполнены в виде склепанных из стальных листов на кованом металлическом каркасе конструкций, украшенных многочисленными накладками просечного железа и приклепанными стальными лучами; прорезные из стального листа на металлическом каркасе плоскостные «кокошники» в виде барочного геральдического орнамента над гранями нижнего восьмерика храма. Над ребрами восьмерика размещены кованые объемные «цветы» с жестяными деталями; оконные решетки 2 этажа. Ковка характерного для XVII–XVIII веков. ячеистого рисунка с наклепанными декоративными звездочками и кружочками.

II. 1888–1890 годы. Реставрация собора по проекту инженера М. Н. Литвинова. Если детали XVIII века не имеют какой-либо выраженной стилевой окраски, то элементы конца XIX века стилизованы либо в нарочито барочном, либо псевдорусском стилях, отражая господствовавшие в то время концепции историзма в архитектуре. К ним относятся: навесы над входами в храм на 1 и 2 этажах в псевдорусском стиле; оконные решетки 1 этажа; дверь на галерею с южной стороны; жестяные просечные детали карнизов, судя по псевдорусскому рисунку орнамента, можно также отнести в концу XIX века (реставрированы в 1960–80-х годах); стальные двери в храм на 1-м и 2-м этажах, псевдорусский стиль; внешняя ограда собора стилизована в духе кованых русских решеток XVII–1-й половины XVIII века.

III. Реставрация середины–второй половины XX века (архитекторы Татарской специальной научно-производственной реставрационной мастерской); ворота внешней ограды, реставрация по концу XIX века (арх. С.С. Айдаров); дверь на галерею с северной стороны, 1982 год. Реставрация по концу XIX века (арх. Н. X. Халитов).

23. Улица М. ДЖАЛИЛЯ, дом 18/2. Бывшая Мариинская гимназия

1871 год. Ворота. Ковка, выполнена по мотивам классицизма, 1986 год.

Поднимемся вновь на улицу КРЕМЛЕВСКУЮ.

24. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 17

Александровский пассаж. 1882 год. Архитекторы В.В. Суслов, Поздеев, Г.Б. Руш. Эклектизм.

В интерьере здания во множестве применены стальные конструкции: лестничные клетки и марши, металлические переплеты крыши и пола главного торгового зала. На фасаде здания металлические детали лишь вкраплены в общую лепную и резную декорировку стены. Среди них фонарные кронштейны (литье, эклектизм) и кованый шпиль над угловым куполом, флагодержатели.

25. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 21

 Чернояровский пассаж. 1901 год. Архитектор Г.Б. Руш. Эклектизм.

В образном решении здания ведущую роль играют завершения в виде своеобразных маковок, обшитых листовым железом и увенчанных объемными коваными шпилями.

26. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 10

Бывший дом Гельмана. 1860 год. Ограда и ворота. Вторая половина XX века. Ковка, татарский романтизм.

27. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 23

Навес конца XIX века. Плоский «козырек» опирается на псевдобарочные кронштейны, Несмотря на мастерство исполнения, образное решение навеса не соответствует строгим классическим формам фасадов дома.

28. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 27

Бывший дом Мартинсона. 1871 год. Ограждения балконов. Литье, эклектизм.

29. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 29

Ограда и ворота химического корпуса Казанского федерального университета, 1954 год. Архитектор А.Г. Бикчентаев. Ковка, «советский классицизм».

30. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 18

Ворота и ограда главного входа в университетский городок, XIX век. Ковка, классицизм.

Монументальный портал каменных ворот заполнен ажурными коваными полотнищами спокойного геральдического рисунка, соответствующего всему торжественному строю архитектуры Казанского университета. Сквозь решетку ворот открывается прекрасный вид на ступенчатый объем университетской обсерватории, расположенной точно по оси входа в университетский городок.

Сквозь ажурное кружево левой калитки открывается вид на двухколонный портик входа в лабораторный корпус, подчеркивающий стилевое единство всего этого хорошо сохранившегося комплекса 1-й половины XIX века. Похожий рисунок имеет и кованая ограда справа от ворот.

 «Казанские истории», №12, 2003 год

31. Улица КРЕМЛЕВСКАЯ, дом 33

Бывший дом Ушковой (реконструкция после 1906 г.). Архитектор К.Л. Мюфке.

Архитектура здания отличается безупречной композицией, богатой пластикой стены, насыщенностью и гармонией стилевого и декоративного решения фасадов. Металлические детали органично вписываются в эклектичную декорировку дома.

Основной замысел архитектора, позволяющий избегать монотонности, построен на сочетании мелкопластичного лепного декора с обширными плоскостями оконных остеклений. Кованые металлические детали сходны по масштабности и пластике с лепным декором стены и удачно дополняют его. выгодно рисуясь на фоне неба и гладких поверхностей. Среди них балконные ограждения, воронки водосточных труб, стальные чехлы для металлических жалюзей, одновременно служившие и рекламными картушами, дымники, кованые ограждения крыши (утрачено). Из фрагментов этой решетки сварены детали ворот справа от здания университетской обсерватории.

Прекрасным образцом художественной ковки предстают перед нами ворота дома Ушковой, украшенные вензелем бывшей владелицы. Металлическое рельефное покрытие купола над угловой башенкой увенчано оригинальным шпилем в виде вазы с цветами.

Отсюда проследуем мимо здания университета к живописному спуску на улицу Баумана.

32. Навес над входом в здание Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ, XIX век. Ковка, классицизм.

33. Улица УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, дом 22

 Бывший дом Кивенко, надстройка 1880-х годов. Кованое ограждение балкона, начало XX века2. Живописный рисунок  решетки, перекинувшейся между домами, создает неожиданный эффект. Ее сочные спиралевидные узора оживляют впечатление от строгой классицистической архитектуры окружающих зданий.

34. Улица УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, дом 20

Бывший дом Курманаева. Первая половина XIX века. Здесь сохранилась кованая калиточка в стиле классицизма, образец «стильной» архитектурной решетки. Ее присутствие здесь особенно ценно, поскольку она наводится в комплексе ампирного дома и в «сфере притяжения» классицистического архитектурного комплекса Казанского университета.

Отсюда открывается прекрасный вид на нижнюю часть города, изобилующую вертикалями колоколен, куполов и шпилей.

35. Улица УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, 14

Навес, анкера, начало XX века. Ковка, эклектизм.

36. Улица УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, дом 11/46

Бывший дом Дмитриевской, Угловой балкон, конец XIX – начало XX века. Псевдобарочный рисунок ограждения необычен для Казани и заимствован из одного альбома архитектурных деталей европейской архитектуры3 конца XIX – начала XX века.

Свернем налево к площади Куйбышева.

37. Улица КУЙБЫШЕВА (ныне Пушкина. Нумерация домов после объединения улицы Куйбышева с улицей Пушкина изменена, нам не удалось узнать правила их соответствия, поэтому мы оставили адреса домов по изданному путеводителю - Ред.), 17.

Бывший дом А. В. Афанасьева, реконструкция 1913 года. Здесь мы можем наблюдать яркий пример проявления чисто казанских архитектурных традиций в декоративных формах модерна в виде красивой арабески. В его декорировке отразились особенности не только русской, но и татарской городской архитектуры: низкий рельеф стены, лаконичный декор, активное введение цвета, преимущественно белого, голубого и зеленого.

Традиционно волнистые очертания чердачных выходов дополнены стилизованными решетками в духе восточных арабесок. Стоит обратить внимание и на кружевные оторочки водосточных воронок, отразившие мотивы народных орнаментов.

38. Улица КУЙБЫШЕВА, 13

Дом Общества попечения о бедных и больных детях. 1908 год. Архитектор В.А. Трифонов. Кованый навес, начало XX века. Геометрические «рубленые» формы навеса удачно оживлены свободно вьющимися растительными побегами и цветами. Образное решение навеса прекрасно сочетается с геометрическими формами фасада в духе «чистого» модерна.

39. Улица КУЙБЫШЕВА, 11

Бывший дом Докучаева. Середина XIX века. Архитектор И. Безсонов (реконструкция 1902 г., арх. К. С. Олешкевич). Навесы, 1987 год. Ковка, изготовлены по мотивам навесов второй половины – конца XIX века.

Кованый навес, конец XIX века, западноевропейский эклектизм. Полукруглая форма навеса удачно продолжает аркаду окон первого этажа. Многоплановость, орнаментальная насыщенность и умелое сочетание плоскостной ковки с штампованными деталями и орнаментальными бордюрами просечной жести позволило достичь богатого пластического эффекта.

Пройдем чуть ближе к перекрестку и остановимся у углового балкона. Излишняя дробность, отсутствие крупных членений снижают художественный уровень решетки ограждения балкона, рассеивают внимание, мешают полноценному восприятию ее рисунка, стилизованного в «псевдорусском» духе.

Достоинство решетки, однако, в том, что, находясь на переднем плане, она дает превосходный вид для обозрения близкой ей по духу колокольни Богоявленской церкви, а также стоящих рядом с колокольней бывших доходных домов, увенчанных живописными чешуйчатыми маковками.

Пересечем улицу Баумана по подземному переходу.

40. Ул. КУЙБЫШЕВА, 9

Бывший дом Кузнецова. 1905-1906 годы.  Ворота, конец XIX века, Ковка, псевдобарочный стиль. Замечательные по своему рисунку и качеству исполнения ворота,  к сожалению, имеют мало отношения к стилю здания, фасады которого выдержаны в нейтрально-эклектических формах. Столь же не вяжутся с фасадом доходного дома и кованые балконы в виде переплетающихся растительных побегов, выдержанные в декоративных традициях модерна.

Очень красивы кованые флагодержатели в виде переплетающихся между собой спиралей, выглядывающих из-под широкого листа какого-то растения.

41. Улица БАУМАНА, 49

Металлические архитектурно-декоративные детали бывшего дома Бренинга. Выполнены в начале XX века при реконструкции этого задания.

Сетчатый рисунок балкона достаточно нейтрален, в то время как выраженный орнаментальный мотив решетки ограждения крыши придает зданию привкус модерна.

42. Улица  УНИВЕРСИТЕТСКАЯ, 7

Бывший торговый дом «наследников Смоленцева и Шмелева». 1909–1910 годы. Декоративные кованые решетки этого дома являются прекрасными образцами орнаментальных мотивов «чистого» западноевропейского модерна, как впрочем и само здание. Чистота стиля этого сооружения нарушается лишь эклектичными чешуйчатыми куполами, столь излюбленными в архитектуре казанских купеческих особняков.

Когда-то эти купола существенно дополняли сложившуюся систему декоративных вертикалей этой части города, перекликаясь с маковками близлежащих церквей, минаретами Сенной и Галеевской мечетей, и подобным же, но значительно меньшим куполом «Северных номеров» Смоленцева (ул. Баумана, 82, 1900 г.). Немногочисленные ажурные металлические решетки дома подчеркивают значительные элементы здания, как конек высокой крыши,  маковки куполов. Они же завершают фасадные эркеры и свесы крыш. Изящный рисунок кованых узоров прекрасно читается на фоне/неба или глади оконных стекол, полностью выявляя лучшие свои декоративные качества.

Здание прошло реконструкцию. От старинного особняка осталась только фасадная стена. Сегодня здесь - отель «Шаляпин».

Дальнейший маршрут пролегает по улице Баумана.

43. Улица БАУМАНА, 78

Кресты на центральной и боковых маковках колокольни церкви Богоявления. 1897-1905 годы. Архитектор М.Д. Михайлов. Кресты, выкованные в традициях русской архитектуры XVII – начала XVIII века слегка стилизованы в духе начала XX века и хорошо гармонируют с насыщенной декорировкой фасадов колокольни в псевдорусском стиле. Замечательны по рисунку решетки входных дверей в колокольню в виде звездчатого сложного орнамента.

Оконные решетки церкви Богоявления (во дворе) относятся к первому периоду ее строительства (1736-1756) и имеют характерный для того времени ячеистый рисунок с накладными штампованными звездочками и кругами.

44. Улица БАУМАНА, 76

Жилой дом, 1951 года. Архитектор – М.К. Игламов. Балконы, ограда, ворота. Сочетание ковки и литья, «татарское» направление советского классицизма.

45. Улица БАУМАНА, 37

Металлические решетки Государственного банка (архитектор Сапунов. 1912-1914 годы) являют собой довольно редкий для Казани пример художественного литья в сочетании с кованой конструктивной основой. Ворота, ограда, навес и флагодержатели выполнены в строгих монументальных формах неоклассицизма и не отвлекают внимания от основной идеи архитектора – подчеркнуть монументальную незыблемость портика с символами почты и государства на гладком тимпане портала.

Привлекает внимание изящная вязь защитной решетки, завершенной острыми коваными шипами, над боковой оградой банка.

Здание получило законченный симметричный вид после строительства правого крыла. Его архитектурное решение соответствует решению левого крыла.

46. Улица БАУМАНА, 66

Бывший дом Каретникова, 1866 год. Архитектор П.Г. Аникин. Балкон характерного для Казани псевдобарочного геральдического рисунка.

Балкон вместе с изящной псевдобарочной кованой решеткой ограждения крыши органично сочетается с выпуклыми кирпичными узорами фасада здания.

47. Улица БАУМАНА, 25

Бывший дом Н.П. Понизовкина, середина XIX века. Кованые флагодержатели в виде изящных объемных спиралей, начало XX века.

48. Улица БАУМАНА, 62

Бывший дом В.Б. Смолина, 1857 год. Лаконичное ограждение балкона в духе барокко удачно дополняет псевдобарочный фасад дома конца XIX века.

49. Улица БАУМАНА, 27

Бывший дом Петербургского ломбарда. 1915 год. Архитектор Ф.Р. Амлонг. Балкон в барочном вкусе, начало XX века. Плоскостной ковровый рисунок решетки с накладными штампованными растительными мотивами очень характерен для Казани. Высокое искусство  исполнения, однако, не спасает от огрехов общей композиции фасада: балкон немасштабен по отношению к огромной плоскости стены и теряется на ней. Великолепные выпуклые кованые узоры практически незаметны и плохо читаются в контрасте с крупными членениями стены.

Вернувшись к перекрестку, свернем на улицу Астрономическую и проследуем к следующему объекту нашего маршрута.

50. Улица АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, 12

Флигель дома Шамиля, 1902 год. Балконное ограждение, ковка.

51. Улица АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, 15/19

Парапетное ограждение крыльца бывшего  дома Бахмана, 1834 год. Архитектор Ф.И. Петонди, Характерный пример решетки в стиле классицизма. Рисунок решетки прекрасно; увязан со строгими нарядными формами фасада, построенного так же, как и орнамент ограждения, на сочетании прямых и циркульных линий.

52. Улица АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, 15

Бывший дом Ф.X. Грахе. 1901 год. Архитектор Г.Б. Руш. Эклектичное здание конца XIX века привлекает гармоничностью общей композиции, нарядностью фасада, не последнее место в котором занимают металлические детали. Прежде всего бросается в глаза кованый барочный шпиль  с флюгером «Зидан», увенчивающий чешуйчатый купол в центре здания.

Объемная решетка прекрасно читается на фоне второго здания Казанского федерального университета. Хорошо виден этот флюгер также с площадки, примыкающей к зданию университета.

Над парадным подъездом дома расположен обширный балкон, огражденный решеткой такого тонкого литья, что она производит впечатление искусно выкованной из тонких полосок стали. Эклектичный изящный рисунок решетки гармонирует с богатой пластикой фасада и придает ему необходимую многоплановость, дополнительную декоративность.

Вернёмся к перекрестку и пройдем по улице Профсоюзной по направлению к Кремлю.

53. Улица Кави НАДЖМИ

Оформление лестничного спуска. 1960-е годы. Архитектор Т. Зиннуров. Эта монументальная композиция состоит из двух лестничных маршей, огибающих полуротонду, и венчающей части из двух высоких чугунных колонн, обрамленных кованой балюстрадой-парапетом. Гладкие цилиндрические столбы завершены ажурными решетками, выполненными по мотивам татарского орнамента. Литые кронштейны в виде классицистических волют, но с применением татарских декоративных мотивов, первоначально завершались плафонами в виде молочных шаров.

54. Улица ПРОФСОЮЗНАЯ, 12

Тут мы видим пример полного несоответствия богатого металлического навеса архитектуре мелкомасштабного и относительно простого позднеклассического стиля. Он, конечно, предназначен для значительного жилого или общественного здания.

Металлические детали этого роскошного «барочного» навеса и флагодержатель (конец XIX в.) выполнены в разнообразной технике:  плоскостной и объемной ковки, кручения, штамповки.

Вернемся к перекрестку и спустимся по лестнице на улицу Баумана. Там из-под проезда Дома печати (ныне это здание используется как гостиница) открывается вид на дом в стиле модерн.

55. Улица БАУМАНА, 52/7

Бывший дом Софронова, начало  XX века. Из замечательных кованых изделий, украшавших дом, выстроенный в начале XX века в стиле модерн, сохранилось лишь ограждение крыльца бокового входа в здание с улицы Кави Наджми. Решетка в виде волнистых растительных узоров в духе модерна неизменно привлекает к себе внимание сочностью рисунка и пластикой поверхности, особенно ярко проявляющимися при солнечном свете.

56. Улица Кави  НАДЖМИ, 5

Ограждение балкона и крыши, 2-я половины XIX века.

57. Улица БАУМАНА, 50

Балкон бывшего дома Рязановой. Ковка,  вторая половина XIX века, эклектизм. Строгий благородный рисунок ограждения балкона не противоречит «неоренессансным» формам фасада, реконструированного в 1847 году, и хорошо сочетается с его образным и декоративным решениями.

58. Улица БАУМАНА, 17

Кованые декоративные детали прекрасно дополняют строгие формы конторского здания (1913 год. Архитектор В.П. Александров). Искусно выкованные флагодержатели к виде цветочных букетов как бы прорастают над каждым простенком, необычайно оживляя гладь стены..

Столь же замечательны и кованые кронштейны поручней в виде вьющихся побегов, оплетающих гладкую поверхность бронзовых труб. В этих изделиях проявились лучшие черты творчества чебаксинских мастеров: умение за внешним изяществом и легкостью линий скрыть прочность и долговечность конструкции, привлечь взор безукоризненным исполнением декоративных деталей.

59. Улица БАУМАНА, 15

Реконструкция 1902 года. Архитектор Л.К. Хрщонович. В эклектичной архитектуре дома привлекает внимание объемный барочный шпиль.

К сожалению, массивные формы двухъярусной главки, увенчанной толстым шестом, несколько противоречат изящному рисунку шпиля, отвлекая внимание зрителя.

60. Улица БАУМАНА, 9

Кованый металл занимает заметное место в архитектуре бывших номеров Щетинкина (конец XIX века, эклектизм). Протяженные фасады здания обогащены вертикальными рядами красивых изогнутых псевдобарочных балконов. Их решетки выкованы в виде крупных узоров с затейливыми растительными мотивами, декорированных масками львов, чудовищ и превращающих их в настоящие произведения искусства.

Балконы органично вписываются в общую структуру фасада, пластически обогащая насыщенную декорировку стен здания. Столь же искусно выковано и ограждение крыши, изысканным кружевом узоров увенчивающее богатую лепку фасадов.

Подобный же балкон украшает и северную полуротонду здания, завершенную массивным чешуйчатым куполом и решётчатым шпилем.

Кроме того, обращают на себя внимание декоративные кронштейны поручней у витрин (эклектизм, начало XX века) и кованое ограждение крыши с улицы Чернышевского (модерн, начало XX века).

Здание номеров Щетинкина ("Казанское подворье", гостиница "Казань") прошло стадию реставрации. От него сохранили только фасадные стены, остальная часть здания - новодел)

61. Улица БАУМАНА, 36/12

Металлические архитектурные элементы бывшего дома Заусайлова, реконструированного в конце XIX – начале XX века в духе модерна, отличаются особой изысканностью рисунка и художественным совершенством форм.

Из завершающих элементов сохранился сетчатый рекламный картуш под угловой частью дома, декорированный изящным букетиком цветов, обрамленным ленточкой.

В навесе со стороны улицы Чернышевского поражает искусство мастеров, сумевших отковать из металла цветы и травы, прекрасные по своему рисунку и играющие, словно живые, в лучах солнца. Столь же привлекательны и флагодержатель в виде объемных спиралей, украшенных выпуклыми коваными цветами.

Дом купца Заусайлова был снесен, на его месте построен новодел, в котором сохранены все архитектурные формы старого особняка.

Чуть подальше (ул. Чернышевского, 16, бывший дом Заусайлова) можно увидеть кованый флагодержатель (начало XX века) в виде изящного объемного каркаса, украшенного растительными мотивами. Удачно и его композиционное расположение на стене, облицованной зеленым поливным кирпичом, под декоративной вставкой из орнаментированных глазурованных плиток.

62. Улица ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 19

Обычный для Казани барочный кованый балкон. Конец XIX века. Решен в виде криволинейной сетки из металлических полос, украшенных в месте пересечения штампованными четырехлепестковыми цветами. Углы балкона прикрывают крупные растительные побеги, в центре решетки расположена цветочная гирлянда. Нейтральное образное решение, богатая пластика поверхности позволяли применять такие балконы практически на любом здании, не рискуя вступить в противоречие с его архитектурными формами.

63. ОГРАЖДЕНИЕ НАБЕРЕЖНОЙ ПРОТОКИ БУЛАК

Середина XX века Архитектор У.Г. Алпаров. Литые ажурные балясины, составляющие рисунок ограды, выполнены по мотивам татарских резных деревянных решеток.

64. Улица ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 25/26

Массивное здание бывшей Боярской гостиницы. Металлические детали здания не отличаются стилевым единством. Шпиль с флюгером на угловой чешуйчатой башенке выкован в виде объемной композиции из прозрачных завитков-спиралей и вполне соответствует общему эклектичному фасаду. Ограждения прямоугольных балконов набраны из литых чугунных элементов «псевдорусского» рисунка.

Наиболее интересен полукруглый кованый навес конца XIX века в духе западноевропейской эклектики. Форма навеса хорошо сочетается с протяженной аркадой оконных проемов первого этажа. Насыщенный рисунок кронштейнов, сочетание ажурной ковки с глухим картушем на тимпане навеса придает всему изделию массивность и статичность. В целом образное решение навеса хорошо гармонирует с архитектурой здания.

65. Улица ЧЕРНЫШЕВСКОГО, 27

Бывшая аптека провизора Левидова. Флюгер на массивном четырехгранном шпиле со спицей достаточно оригинален для Казани и представляет собой любопытный образец привнесения западноевропейских мотивов в местную архитектуру в начале XX века. Кованая ограда слева от здания, вероятно, принадлежала в прошлом Владимирской церкви, снесенной в тридцатых годах, и выполнена в русско-церковном стиле середины XIX века. Кованая ограда справа от здания в духе неоклассицизма обычна для Казани начала XX века.

66. Улица КИРОВА (ныне Московская), 26

Кованый навес бывшего дома Александровых. 1834 год. Архитектор Ф.И. Петонди, классицизм.

67. Улица КИРОВА, 37

Бывший дом С. Землянова, конец XIX века. Шпили, балкон, фдагодержатели. Ковка, псевдобарокко, конец XIX – начало XX века.

68. Улица КИРОВА, 39

Часовня церкви, конец XIX века. Дверь, оконные решетки, калитка . Ковка, псевдорусский стиль.

Отсюда вернемся на улицу Тази Гиззата.

69. Улица Тази ГИЗЗАТА, 4

Бывший дом Шебуева, 1-я половина XIX века. Кованое ограждение балкона, классицизм, 1-я половина XIX века.

70. Улица Тази ГИЗЗАТА, 1/36

Навес, 2-я половина XIX века. Ковка, эклектизм.

Пересечем Булак по мосту, огражденному литой решеткой в духе «советского классицизма» середины XX века, и направимся по улице Мусы Джалиля.

71. Улица Мусы ДЖАЛИЛЯ, 3

Здание бывшего Купеческого банка, выстроенного в 1903 году, примечательно единством стилевого решения. Его неоренессансные формы, изобилующие лепными и штукатурными деталями, обладают богатой пластикой. Металлические детали выполнены с соответствующим масштабом, рассчитанным на полноценное восприятие на фоне дробного фасада здания.

Навес с плоским козырьком поддерживают изящные гнутые кронштейны, украшенные густыми растительными побегами, как бы волнующимися под сильным ветром. Верх навеса обрамляют крупные побеги фантастических растений, прекрасно воспринимающихся как с близкого расстояния, так и издали.

Здание увенчано надкарнизной решеткой, в средней части которого располагается сетчатый рекламный картуш с великолепным кованым обрамлением, завершающим богато декорированный монументальный фасад здания.

72. Улица Мусы ДЖАЛИЛЯ, 5

Бывший дом Челышевой, построен после 1905 года. Балконное ограждение этого неоклассического здания выполнено в строгих формах классицизма с некоторым влиянием декоративных мотивов модерна.

73. Улица ОСТРОВСКОГО, 2

Шпиль над куполом бывшего дома Арианова, конец XIX – начало XX века. Ковка, эклектизм.  Ограда, оконная решетка. Архитектор Р.С. Айдаров. Татарский романтизм: Использован древнебулгарский мотив «вечного узла».

74. Улица ОСТРОВСКОГО, 4

Бывший дом Э. Барабанова. Балкон, эклектизм, конец XIX – начало XX века.

75. Улица ОСТРОВСКОГО, 6

Бывший дом С.К. Гейст, реконструкция 1906 года. Кованые балкон и ограждение крыши. Псевдобарокко, начало XX века.

76. Улица ОСТРОВСКОГО. 8

Бывший дом И.М. Журавлева. Кронштейны углового балкона, 2-я половина XIX века. Литье, эклектизм.

77. Улица ОСТРОВСКОГО, 12

Бывший дом Журавлева – Потапова, 1903 год. Кронштейн для газового фонаря во дворе дома. Литье, эклектизм, начало XX века.

78. Улица ОСТРОВСКОГО, 15

Бывший дом З.В. Журавлева, реконструкция 1908 года. Металлические архитектурные детали дома служат великолепными образцами мастерства чебаксинских кузнецов. Прежде всего, это очень красивые навесы над парадными входами. Их кронштейны изображают сказочного Зиланта – древний герб Казани, а свесы украшены объемными шишечками, лиственными побегами и цветами. Изящный рисунок плоскостной ковки отчетливо читается на фоне тени навеса и освещенной стены над ним, а объемные кованые букеты невольно останавливают взгляд на себе, заставляя любоваться мастерством безвестных кустарей.

Замечательны орнаментальные ограждения над карнизами здания. Расположенные между массивными тумбами с каменными вазами, они восхищают изысканностью своих линий. Эти плоские решетки кое-где как будто прорастает объемными, побегами с выглядывающими из-под них гроздьями ягод. Оригинальны флагодержатели, дополняющие этот незаурядный ансамбль кованых изделий.

79. Улица ОСТРОВСКОГО, 17

Балкон, конец XIX века.  Литье, классицизм.

80. Улица ОСТРОВСКОГО, 14

Балкон, начало XX века. Замечательная по мастерству исполнения и изяществу орнаментальная  решетка ограждения поражает ювелирной тонкостью ковки цветов чертополоха и подсолнуха, трактованных в орнаментальных традициях модерна.

81. Улица ОСТРОВСКОГО, 16

Бывший дом Змиева. Балкон, 2-я половина XIX века. Литье, псевдорусский стиль. Массивный прямоугольный балкон велик для фасада здания. Несоответствие усугубляется излишней насыщенностью узора массивных кронштейнов и ограждения балкона.

82. Улица АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, 7

Бывший дом Чарушина. Ограждение балкона, начало XX века. Ковка, модерн.

83. Улица АСТРОНОМИЧЕСКАЯ, 10

Бывший дом Бабкина. Решетка балкона, конец XIX века. Ковка, псевдобарокко.

84. Улица ОСТРОВСКОГО, 18

Бывший дом Шамова. Металлические решетки этого дома, относящиеся к концу XIX – началу XX века, отличаются необычайной насыщенностью, сохраняя при этом изящество рисунка и органично сочетаясь с декорировкой фасада.

Наиболее интересны здесь ограды со стороны улиц Островского и Астрономической, выполненные в виде густой орнаментальной сетки, украшенной штампованными деталями. В целом ограда имеет «неоренессансный» вид, что придает вполне определенную окраску довольно нейтральному в стилевом отношении фасаду. Оживляет его и сетчатый, «псевдобарочный» балкон распространенного в Казани типа на литых кронштейнах эклектичного рисунка, а также сборное крыльцо узорного литья, расположенное под ним.

85. Улица ОСТРОВСКОГО, 20

Бывший дом Тихомирнова, 1880-е годы. Балкон, венчающая решетка под куполом, ограда. В архитектуре этого эклектичного здания конца XIX века художественный металл служит одним из основных декоративных средств и играет важную роль в восприятии.

Прекрасный орнаментальный рисунок решеток, в сущности, исправляет огрехи собственно пластического решения фасада. Как в стилевом решении здания, так и в стиле изделий чувствуется ориентация на западноевропейские ренессансные мотивы.

86. Улица ОСТРОВСКОГО, 25

Декоративная система двух рядом стоящих одинаковых домов строится на сочетании красного кирпича, белого, камня и кованых металлических решеток. Бросается в глаза крупные завитки кованого ограждения крыши, эффектно рисующиеся на фоне неба над белокаменным карнизом здания.

Очень интересны и декоративные ограждения цветочных ящиков на подоконниках в виде штампованных виноградных лоз и гроздей, ярко читающиеся на фоне кирпичной кладки. Оригинален рисунок балконных ограждений, выкованных по мотивам немецких готических решеток.

Эти балконы раскрываются во всей красоте лишь со стороны двора, где кованые кружева, его ограждения дополняются кронштейнами в виде спиральных растительных пучков. Совершенно очаровательны кованые флагодержатели, конструктивные элементы которых вдруг расцветают побегами тюльпанов, вьющимися стеблями, заставляющими забывать о назначении этих изделий.

Справа от дома находится сетчатая псевдобарочная ограда распространенного в Казани типа.

Читайте в других публикациях: 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Публикация подготовлена студенткой Казанского федерального университета Ангелиной Ширяевой, проходящей производственную практику в редакции. Она проиллюстрирована снимками автора (чаще всего они черно-белые) и Ангелины, которая прошла с фотоаппаратом по адресам, подсказанным путеводителем. Так что вы увидите металлическое кружево 2015 года. Оно в значительной степени обновлено, поскольку многие дома в исторической части Казани прошли масштабную реставрацию, а кое-где - процесс реконструкции.

Некоторые образцы металлического кружева, представленные на снимках Нияза Халитова, в настоящее время утрачены, как и здания, которые они украшали.

По мере необходимости редакция вносила в текст некоторые уточнения, например, по состоянию зданий, которые попали в поле зрения автора путеводителя, по названиям улиц.