Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Татарочка» с вокзала
- Ольга ТИМИРЧИНСКАЯ, Елена ШЕРПУТОВСКАЯ
- 07 сентября 2004 года
Фреску на стене пригородного вокзала зовут по-разному: «Комсомолка Нафиса», «Девушка с вокзала». Художник Фарит Валиуллин назвал свою землячку – «Татарочка».
«Все течет, все изменяется» – гласит народная мудрость. Но есть и другая пословица – «Все новое – это хорошо забытое старое».
В преддверии грядущего юбилейного торжества архитекторы и проектировщики старались не только омолодить и обновить Казань, но и сохранить то ценное и вечное, что существовало до нас.
Яркий пример – история со зданием пригородного вокзала. Было ясно, что старую постройку необходимо снести, чтобы построить что-то новое, более современное. Тем не менее, одна из стен старого вокзала осталась нетронутой, мало того – она приобрела тот вид, который имела прежде.
На стене – известное каждому казанцу лицо молодой девушки. Ее называют по-разному, и почти никто не знает, когда именно эта картина появилась. Но редкий житель Казани или гость нашего города прошел мимо, не заметив огромной фрески.
Ее заново воспроизвели три художника: Фарит Валиуллин и два его коллеги из Нижнекамска – Ришад Шагабутдинов и Ришат Тимиреев. Задача стояла очень жесткая – в течение двух недель надо было восстановить огромное живописное полотно. Необходимо было не только воссоздать знакомую композицию, но и сделать фреску чуть ярче, чтобы она лучше вписалась в облик нового пригородного вокзала. Теперь ведь у него иное цветовое решение.
Как рассказал Фарит Валиуллин, дама на здании пригородного вокзала была создана в 1967 году, на пятидесятилетие Великого Октября. И тогда это было «ноу-хау» – довольно-таки смелое художественное решение. Лицо, выполненное не по традиционному «плакатному» стандарту. Это было обычное человеческое лицо.
Как он вспоминает, тогда молодым художникам дали возможность что-то сделать по-своему. Так что, по тем временам произведение художников Сергея Михайловича Бубеннова и Виктора Леонидовича Федорова являлось в чем-то революционным.
– Пришла ко мне вдова Федорова с большой обидой за то, что я не сделал все один к одному, – рассказал нам Фарит Валиуллин. – Я пытался ей доказать, что нельзя войти в одну воду дважды. Ничто в мире не повторяется. Она сказала мне: «У вас все получилась чисто по-татарски».
А для меня это самый большой комплимент. Я татарин, сделал роспись национальной, как мне того изначально и хотелось. Я сделал лицо более насыщенным и фон немножко теплее.
Ее звали когда-то «Комсомолка Нафиса». В одной из газет назвали –«Девушка с вокзала». Сейчас я бы назвал свою землячку – «Татарочка».
Мы сделали по возможности все, что от нас зависело, постарались восстановить фреску качественно, технологии все выдержаны. Так что нас не в чем упрекнуть. Мы подсчитали – на работу ушло 20 тонн цемента с песком.
– Место это для картины очень удачное, – продолжал Фарит Валиуллин. – Моя задача как монументалиста была все это сохранить. Старую живопись невозможно было оставить, потому что она уже отслаивалась, осыпалась. Стоял выбор – или создавать что-то новое, или оставить ту композицию, которая была.
Мы решили восстановить то, что было, ведь это – как визитная карточка нашего города, для многих – определенные воспоминания. Я считаю, что мы правильно сделали. Хотя, я вам скажу, – это неблагодарное дело, неблагодарное для художника, у которого есть энергия сделать что-то свое, а он воссоздает чужое.
Я считаю, что за этот год сделал достаточно. Для меня большая гордость, что я – один из основных разработчиков внутренней части мечети Кул Шариф, могу этим гордиться.
90-е годы, двухтысячные были не особенно благоприятны для монументального искусства. Более ли менее, сейчас что-то стало меняться. Дай Бог, чтобы эта тенденция сохранилась, чтобы культура была востребована, монументальное искусство было востребовано.
А до этого по Татарстану были такие крохотные-крохотные частные заказы, а государственного плана работ не было. Можно сказать, монументального искусства как такового уже не было, оно исчезло. Потому что если нет заказов, то, естественно, нет и монументального искусства.
Для нашего искусства необходим синтез с архитектурой. Когда появляется какой-то интересный архитектурный стиль, тогда появляются и какие-то красивые монументальные вещи.
А если вернуться к вопросу о том, лучше стала или хуже девушка с вокзала, то когда идут такие сравнения – это не совсем правильно, корректно. Могут обидеться те художники, которые что-то сделали до нас.
Ни лучше, ни хуже – она другая. Она другая, хотя композиция росписи и центральная героиня – та самая, из 1967 года. Но картина другая все равно – по цветоощущению, по тому, что делал ее я, по тому, что вокруг нее все изменилось.
Все другое – и девушка с панно на стене, как объект творчества, эти изменения отражает.
Ольга ТИМИРЧИНСКАЯ, Елена ШЕРПУТОВСКАЯ,
студентки Казанского технического университета им. А.Н. Туполева
Фото Владимира ЗОТОВА