Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Февраль 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
  • 1999 – В Казани на улице Щапова открылся музей выдающегося скульптора и художника Баки Урманче, народного художника Татарстана и России, лауреата Государственной премии РТ имени Г. Тукая

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старообрядчество как часть общенациональной культуры

С 19 по 23 июня 2002 года в Казани проходила международная научно-практическая конференция «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура».

Она проводилась под эгидой Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО и Московской патриархии в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани. Ее организаторами выступили два федеральных министерства – культуры и иностранных дел, а также Российская академия наук, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Академия наук РТ, Казанский государственный университет, Казанский Совет народных депутатов и администрация Казани.

Приехали гости из Башкортостана, Республики Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Кировской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской областей, из Москвы и Санкт-Петербурга, из Германии, Италии, США, Франции, Голландии и даже из Ватикана. Среди участников конференции были не только служители культа, но и многочисленные ученые в разных областях знаний, музейные работники, политики.

Основными задачами конференции были объявлены две: изучение истории христианства в Волго-Уральском регионе и развитие религиозной толерантности на примере межконфессионального мирного диалога в Татарстане. Речь шла об истории и современном положении христианских святынь региона; дальнейших перспективах паломничества; развитии сотрудничества между научными и культурными учреждениями стран-участниц конференции; расширении международных контактов научных учреждений, разработке совместных научных проектов; укреплении культурного сотрудничества между городами Российской Федерации.

В рамках конференции работала секция «Вклад старообрядчества в христианскую культуру Поволжья и Урала», одним их модераторов которой был Епископ Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви Андриан.

Приветствуя участников конференции, он сказал:

«Всякая великая культура в своих первоосновах определена той или иной религией. Для великой русской культуры такой основой является Православная христианская религия.

У русского народа непростая, яркая, временами трагическая, но прекрасная история. Русь по праву называют Святой, потому что ее народ, обладая крепкой верой в Бога и волей к победе над силами зла, создал бесподобную систему духовных, материальных и культурных ценностей.

По словам русского ученого С.С.Аверинцева,«Святая Русь – категория едва ли не космическая... у нее только два признака: первый – быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай, второй – быть миром под знаком истинной веры».

Мы, старообрядцы, убеждены в истинности древней православной веры и по праву можем гордиться, что в чистоте пронесли эту веру через века.

Здесь собрались разные по отношению к православной вере люди – это и научные работники, изучающие старообрядчество со стороны; это и просто верующие православные люди, приверженцы древнего благочестивого обряда; это и люди других верований, наконец, это представители двух основных течений в старообрядчестве – Русской Православной Старообрядческой Церкви, имеющей полную трехчинную иерархию, и беспоповцев старопоморского согласия.

Для ученых-историков, безусловно, больший интерес представляет беспоповское течение как крайне радикальное и противоречивое, очень сокрытое от внешнего мира и имеющее неожиданное для православной религии развитие. С точки зрения сохранения древних дореформенных традиций, несомненным приоритетом обладают течения, имеющие духовенство. В частности, Белокриницкое согласие (РПСЦ) – наиболее сильное и многочисленное, восстановившее трехчинную иерархию путем принятия митрополита Амвросия от греческой церкви – в полной мере сохраняет все древние традиции, обряды и таинства».

В ходе работы секции Епископ Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви Андриан выступил с докладом, который представляет несомненный интерес для молодежи, которая имеет малое представление о том, кто такие старообрядцы, или староверы. Приводим его доклад ниже в полном объеме.

Приступая к обсуждению вклада старообрядчества в общенациональную культуру, необходимо определиться с позицией относительно самого понятия культура. В качестве возможного определения культуры нам видится следующее: культура – это модель мира, систематизирующим ценностным ориентиром в которой является представление об основном мировом событии, формирующая способ понимания людьми смысла жизни и творчества в зависимости от отношения к этому событию.

Когда говорят о христианской культуре, имеют в виду не одну, а множество культур, основным событием в которых является приход в мир Бога Слова – Исуса Христа. Возникновение внутри христианской культуры разнообразия культур обусловлено рядом событий, меньших по своему масштабу, но всегда требующих от людей самоопределения опять же в зависимости от собственной позиции.

Если окинуть мысленным взглядом исторические процессы, сопровождающие развитие Русской православной культуры на примере старообрядческой Церкви, то после главного события (явления в мир Иисуса Христа) прослеживается следующая цепочка значительных исторических вех:

– Крещение Руси князем Владимиром (X в.)

– Разделение Церквей на Православную и Католическую (XI в.)

– Канонизация русского обряда Стоглавым Собором XVI века с последующими за ним реформами патриарха Никона, отменяющими его основные положения (XVII в.)

– Принятие от греческой Церкви митрополита Амвросия, восстановление трехчинной иерархии (XIX в.)

Особо следует остановиться на реформах патриарха Никона, потому что именно это событие повлекло за собой ожесточенное сопротивление приверженцев старых обрядов и древнего благочестия, что привело к трагическому расколу, и не только внутрицерковному, но и расколу всего общества по признаку отношения к обряду, к вере. Именно тогда появилось понятие старообрядчества – так стали называть людей, не пожелавших изменить преданиям Святой Руси.

Русский раскол отмечает собой переход Руси от традиционного общества к посттрадиционному, от Святой Руси – к светской России, от совершенной самобытности – к равнению на Европу. Клятвы, наложенные на старый обряд и на постановления «Стоглава», были приговором русской старине, православной древности. Россия ушла от своего прошлого, стала иначе мыслить, иначе одеваться, иначе молиться, иначе говорить.

Выражаясь словами митрополита Питирима (Московская патриархия), произошел «насильственный поворот России в сторону западной ренессансной цивилизации». К сожалению, несправедливость этих клятв была осознана лишь в 1971 году, когда Поместный Собор РПЦ объявил их «яко же не бывшими».

Особенно заметно падение уровня духовной жизни и секуляризации культуры на русской земле, начиная со времени правления Петра I. XVIII век был отмечен как низшая точка в развитии русской культуры в целом, и искусства в частности. Искусство преимущественно принялось обслуживать человеческую праздность, но не служить Истине. Церковная жизнь была подчинена государственным интересам, и даже образ Христа писался с портретов императора Петра I, а великомученицы Екатерины – с императрицы Екатерины II.

На православие наступали инославные конфессии. Идеи западных просветителей воздействовали мощно и небезобидно на сознание русской культурной элиты. Особенно заметно эти идеи отразились в деятельности художников и мыслителей революционно-демократического толка XIX века.

Большевистский, а позднее советский периоды жизни нашей страны с точки зрения христианской – это торжество сатанинских сил, разгул беззакония и низменных страстей. Отпадение общества от церкви и ценностей христианской культуры, утрата веры и порожденных ей традиционных верований привело к возникновению множественных пустот в сознании современного человека, которые заполняются искусственно создаваемыми моделями и уводят его в пустыню виртуальности. Такое состояние постсоветского общества породило благодатную почву для проникновения чуждых инославных конфессий и сект, что вызывает большую тревогу у всех здравомыслящих людей.

Говорить о роли старообрядчества в развитии культуры и его влиянии на состояние общества в периоды гонений и непризнания государственной властью попросту не приходится. Это было время стояния за веру, борьба за выживание, глубокая «задержка дыхания». Главная заслуга ревнителей благочестия в эти тяжелые периоды была, прежде всего, в сохранении древних традиций, верований, обрядов и обычаев, а также всех материальных и культурных ценностей, связанных со старинным прошлым.

Единственным творческим созидательным периодом в жизни старообрядчества был так называемый «Золотой век» – от времени принятия «Закона о веротерпимости» вплоть до Октябрьской революции. Легализация жизни с возможностью выполнения всех обрядовых традиций и свободой во всех формах деятельности, не противоречащих убеждениям, позволили старообрядцам использовать внутренний творческий потенциал в полной мере. За десяток лет в России было построено более тысячи храмов, все они были украшены внутри иконами и утварью с великим усердием и любовью. Старообрядцы развернули широкую предпринимательскую деятельность.

Мельников-Печерский о своем времени утверждал, что тогда половина всех русских капиталов находилась в руках старообрядческих деятелей, что заводская, фабричная и торговая деятельность велась главным образом ими. В частности, пароходство на Волге создано старообрядцами.

Мощный толчок в развитии церкви произошел не только в материальной, но и в духовной сфере. Открывались духовные учебные заведения, в частности, в Москве – Богословский институт, выпускались несколько периодических журналов, печаталась богослужебная, богословская и апологетическая литература. Приходская жизнь тоже получила значительное оживление. Но этот век был насколько яркий, настолько и кратковременный.

Главной заслугой православных старообрядцев, безусловно, является сохранение обрядности церковной службы как формы передачи культурного опыта. Эти длительные стояния на молитве, эта строгая последовательность и объем молитв, унаследованные от древней православной церкви, этот особый интонационный распев, это унисонное стройное пение способствуют созданию необходимого молитвенного настроения, отвлечению от мирских забот, от бесконечной гонки за земным благополучием и формируют здравое отношение к окружающей действительности, к своему месту в этом мире.

Все, что происходит в церкви во время службы, символично, и все формальные стороны служения и поведения прихожан имеют глубокий смысл. К примеру, у нас в церкви отчетливо выражено патриархальное начало: мужчины стоят по правую сторону и всегда идут первыми к кресту и к причастию. Само двуперстие – чрезвычайно совершенный знак и изображает Божеское и человеческое существо Исуса Христа, а в совокупности с тремя остальными перстами символизирует еще и Святую Троицу. Истовое начертание рукой креста на собственном теле соделывает его знамением и символом истинной Православной веры. Поклоны в церкви совершаются единовременно, что способствует духовному единению в молитве.

Принцип соборности церкви обязывает ее к выполнению всех соборных решений. Именно этому принципу придерживается РПСЦ в своей духовной практике. Получить причастие у нас не так просто. Нужно для этого иметь определенное достоинство, которое как раз оговаривается подробно в соборных постановлениях и правилах святых отцов Церкви. За тяжкие грехи накладываются епитимия (молитвенное правило) и длительное отлучение от причастия.

Исторические реалии способствовали миграции старообрядцев в разные страны мира и даже на другие континенты. В этом особенность и, я бы сказал, преимущество старообрядцев, потому что, приехав в Австралию или Америку, достаточно засвидетельствовать свою принадлежность к старообрядчеству истовым поклоном – и тебя примут там как самого дорогого гостя. Это создает, в частности, возможности взаимного сотрудничества и организации сети предпринимательства, объединяющей людей близких по духу, порядочность которых в значительной степени гарантируется их мировоззрением.

Из истории мы помним, что для совершения даже крупных сделок достаточно было честного слова старообрядца. Отношение к труду у старообрядцев особое. Физическое, трудовое воспитание является частью духовного воспитания, а праздность осуждается как причина порождения всех грехов и пороков.

Консервативность старообрядцев сыграла большую роль в сохранении несметного богатства, каковым обладает церковь, в виде произведений религиозного искусства, старинных икон и настенных росписей. Человек очень часто не ценит то, что имеет, и пытается изменить, модернизировать, и сделать, как ему кажется, лучше, но, к сожалению, это далеко не всегда бывает так, и бездумное, скоропалительное внедрение новшеств зачастую не выдерживает проверки временем. Еще протопоп Аввакум писал:

«По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконного письма неподобнаго изуграфы.... а то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя.» А далее восклицает: «Ox, ox бедныя! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев!»

Время подтвердило правильность рекомендаций Стоглавого Собора:

«Писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и прочие присловущие живописцы».

И до сего времени старообрядцы не признают других икон, кроме писанных яичной темперой из натуральных пигментов на дощатой основе, и не считают за икону типографскую имитацию оной.

Своеобразен вклад старообрядчества в сокровищницу русской литературы. Как памятник живого яркого языка той эпохи предстает «Житие» пострадавшего за веру «огнепального» протопопа Аввакума. Старообрядческими писателями епископом Михаилом (Семеновым), епископом Арсением (Швецовым), Ф.Е.Мельниковым создано большое количество произведений, обосновывающих верность догматов, устоев, обычаев, которыми жили русская Церковь, русский народ до раскола. В этих трудах отражается «взгляд изнутри» на историю старообрядческой Церкви, который во многом восполняет «потерянные страницы» истории Русского государства, о целой эпохе гонений на древнее правоверие.

Велика заслуга старообрядчества в сохранении древнеславянского языка, который практически не претерпел никаких изменений в практике нашей церкви со времени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Он изумительно соответствует великим тайнам богослужения и является в своем первозданном виде бесценным достоянием русской культуры. А самое сильное свидетельство Богодухновенности – этот язык являет нам в сочетании с древним унисонным пением.

Древнерусская традиция знаменного пения существовала и развивалась в России на протяжении почти семисотлетнего исторического периода. В ней были заложены и сформированы интонационные основы, самобытность и выразительность музыкального языка русского народа. Унисонное знаменное пение по духу своему, по тональности и всему строю является подлинно религиозным, молитвенным и наиболее полно выражает настроение и содержание Богослужения. По словам Иоанна Златоуста: «Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает от земли, как пение стройное, как песнь священная по правилам ритма».

Унисонное пение, исполняемое по крюковой записи, в отличие от партесного пения, является доступным в освоении практически для всех людей, даже не имеющих музыкального образования. Достаточно иметь слух, голос (который в значительной степени развивается) и прилежание. В нашем хоре поют только верующие люди, их пение – это молитва. В то же время наши церковные хоры участвуют в концертах и международных фестивалях духовных песнопений, имеют большие достижения и занимают призовые места, особенно Новосибирский и Нижегородские хоры.

Одним из важных внешних проявлений приверженности к древним традициям является одежда и внешний облик старообрядца. Для мужчин, в соответствии с преданиями старины, характерно ношение бороды, для женщин – длинные волосы, прикрытые платком.

Одежда современного российского гражданина практически ничем не отличается от одежды, к примеру, американца, и это результат все того же подражанию западу, недооценка собственных достижений, своей самобытности. По мнению ведущего кутюрье Вячеслава Зайцева:

«Мы являемся жертвами страшного заговора против русской одежды. Нас стремятся любой ценой отлучить от традиционного костюма, заставить носить одежду с чужого плеча, одежду, которая программирует у нас антинациональные, антипатриотические реакции».

Нельзя не согласиться с ним и в том, что «забвение традиций – одна из главных причин наших нынешних нестроений и дезориентации в обществе...» Старообрядцы в этом плане верны старине, и, по крайней мере, в церкви мужчины одевают либо подпоясанные льняные косоворотки, либо кафтаны, а женщины – длинные сарафаны особого покроя и непременно в большом заколотом булавкой платке. И в быту они не забывают Бога и своих обязанностей пред Ним – молитвой предваряется обед, сон и любое дело, молитвой же и благодарением Богу завершается всякое дело.

Говоря об особенностях старообрядчества, необходимо отметить, что Церковь древнеправославная отличается строгостью, она не пытается «подгонять» Священное Писание к современности, не пытается привести уставы Церкви в соответствие с веяниями века, а свой образ жизни – к международному праву. Она признает только Божий авторитет и соизмеряет свою жизнь с образцами христианского жития, которые являют нам великие святые, подвижники православной веры. Она считает необходимым, чтобы вся жизнь человеческая: государственная, общественная, народная и личная, была пропитана религиозными началами, чтобы вся деятельность была освящена Церковью и благословлена Богом, была омолитвена и облагодатствована.

Мы, старообрядцы, имеем твердое убеждение, что традиции укрепляют сознание людей. Живущие в соответствии с традициями люди четко знают, как им действовать в той или иной жизненной ситуации. Традиции создают опоры для их социального бытия, не давая зыбким страстям овладеть людскими душами.

Здесь хочется процитировать архиепископа РПЦ Луку (Войно-Ясенецкого):

«Старообрядцы ревнители древней старины церковной и многому бы нужно поучиться от них: и приличному стоянию в храме Божием и этому обычаю смиренно покрывать головы (женщинам) в храме Божием».

Современное общество вновь стало перед выбором пути в некоей нерешительности. Мы, православные христиане, с удовлетворением можем отметить, что одной из тенденций развития современного общества обозначилась перспектива возвращения к истокам. Именно возвращение к древним благочестивым традициям, каковыми являются обряды и обычаи, сохраненные в старообрядческой Церкви, может послужить реальным противодействием западному разлагающему влиянию. В связи с этим хочется надеяться, что эти тенденции не останутся пустыми лозунгами и обретут реальное воплощение. РПСЦ с радостью поделится своими духовными сокровищами и примет участие во всех благих богоугодных начинаниях.

Хочется также выразить надежду, что наши предки не напрасно полагали свои жизни за старую веру, за старый обряд и что общество наше, наконец, осознает масштабы своего отступления от Бога и обратит свое внимание на ценности нашей родной древней русской цивилизации и использует ее богатый духовный опыт для возрождения духовности, без чего невозможно создание здорового дееспособного общества.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского