Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
18.12.2017

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
-7° / -7°
Ночь / День
.
<< < Декабрь 2017 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • 1708Император Петр 1 решил разделить Россию на 8 губерний. Так появилась Казанская губерния.

    Подробнее...

Какие земли «собирала» Русь в Поволжье

В октябре 2002 года исполняется 450 лет со времени завоевания Казанского ханства войсками русского царя Ивана Грозного. Это событие имеет исключительное значение для татарского народа.

Это – рубеж, который во многом изменил естественное развитие государственности татар, а потому до сих пор многими воспринимается как кровоточащая рана. Мы попытаемся взглянуть на взаимоотношения Руси и Казанского ханства беспристрастными глазами, как и полагается историческому изданию, представив слово всем, кто захочет высказаться по этому поводу. При одном условии: наша задача – не копить взаимные обиды, а извлекать исторические уроки. Сегодня это не менее важная задача, чем в 1552 году и на всех других исторически значимых этапах развития государственности татар.

Первым представляем слово человеку, безусловно, беспристрастному. Немецкий исследователь Андреас КАПЕЛЛЕР написал книгу «Россия как многонациональная история», которая в прошлом году вышла на русском языке. Вспоминая 1552 год, мы еще вернемся к исследованиям этого автора.

Казанское ханство занимало среди татарских государств – наследников Золотой Орды особое положение. Хотя его социально-политическая система отроилась по образцу Золотой Орды, включая теоретически неограниченную власть хана из династии Чингизидов и положение татарской аристократии, которая на caмом деле существенно ограничивала эту ханскую власть, все же Казанское ханство не было степным государством с кочевническим населением. Его владения первую очередь охватывали сельскохозяйственные угодья и леса. «Татары там человечнее, чем в других ханствах, они живут в домах, занимаются сельским хозяйством, ведут торговлю и редко воюют», – утверждал в первой половине XVI века дипломат Герберштейн. Традиции оседлой, земледельческой и высокоразвитой исламской культуры в Среднем Поволжье восходят к Х веку, когда волжские булгары основали здесь свое государство, которое стало мощным фактором и сыграло важную роль торгового посредника между Прибалтикой и мусульманским Востоком. Казанское ханство, таким образом, опиралось на двойные традиции – Волжко-Булгарского государства и Золотой Орды. Население Казанского ханства состояло, в основном, из пяти этнических групп. Тюркоязычные, исповедующие ислам казанские татары образовывали социальный и политический верхний общественный слой: они несли службу в коннице, участвовали в управлении и в качестве вознаграждения получали земельные владения. В Казани, которая была большим, насчитывающим около 20000 жителей городом и центром волжской торговли, жили волжские купцы, ремесленники, духовенство и ученые. Литература, историческая наука, архитектура казанских татар формировали форпост исламской культуры на восточном краю Европы. Хотя существовал также слой татар-крестьян, однако сельское население Казанского ханства было, в основном, нетатарским. К югу, по правому берегу Волги, жили тюркоязычные чуваши и финноязычная мордва. Они занимались прежде всего рыбной ловлей и бортничеством в лесах. По большей части к северу по левому берегу Волги, проживали финноязычные марийцы и удмурты, у которых, кроме названных занятий, большую роль играла охота. Представители всех четырех нетатарских этносов платили хану небольшой ясак, за поступлением которого ответственность лежала на местной верхушке. Но в остальном они вели почти ничем не потревоженный образ жизни в своих сообществах, в которых сохранялся родовой общественный строй, традиционные отношения и анимистические верования. Казанское ханство, таким образом, не сильно отличалось от Московского государства по своему хозяйственному укладу, социально-политическому устройству и уровню экономического и культурного развития. Однако этому качественному равенству не соответствовали количественные различия. Территория маленького Казанского ханства имела ограниченные природные, экономические и людские ресурсы и была в этническом и политическом отношении менее гомогенной (однородной по составу), чем Московское государство. 2 октября 1552 года огромное русское войско под предводительством молодого царя Ивана IV завоевало город Казань: «И уже о помочию всесильного Господа нашего Исуса Христа и молитвами нашей Владычицы и Богородицы… Богом венчанный наш царь православный и великий, князь Иван Васильевич, самодержец всея Руси брався с нечестивыми и одоле их до конца, царя казанского Едигера Махмета изыме и знамена их взяша и царство, и град многолюдный Казанский восприят. В полон же повело царь имати жены и дети малые, а ратных за их измены избити всех», – так свидетельствует официальная русская летопись тех лет. Завоевание Казани было беспримерным шагом в истории Московского государства. Если «собирание русских земель» еще могло опираться на исторические, династические и религиозные оправдания, то аннексия суверенного государства, которое никогда не принадлежало Руси, а было составной частью империи Чингизидов, основанной в недрах Монгольской империи, и исламского общества, ломала традиционные правовые нормы. Поэтому в современных источниках и многочисленных произведениях русской историографии завоевание Казани объяснялось и оправдывалось множеством часто искусственно и произвольно сконструированных доводов и аргументов, таких, например, как защита от разбойничьих набегов казанских татар, наказание за их измену, крестовый поход против неверных (как в выше цитированной летописи), освобождение от ига Крыма и Османской империи. По традиции и образцу теории «собирания русских земель», Казанское ханство также определялось как вотчина московских государей, как «исконно русская земля», что в свою очередь снова увязывалось с династическими претензиями, восходящими ко временам Киевской Руси. … Завоевание Казанского ханства и последовавшее через четыре года завоевание Москвою Астраханского ханства являются ключевыми, эпохальными событиями в истории России и всей Евразии. Североевропейское Московское государство с преобладающим в нем до сих пор восточнославянским православным населением окончательно превращается теперь в мультирелигиозную и полиэтническую Империю. Установление контроля над волжским путем и связанное с этим расчленение надвое евразийской Степи превращало московских государей в наследников ханов Золотой Орды. Так что русскую восточную политику последующих десятилетий можно характеризовать как «собирание золотоордынских земель».

«Казанские истории», №4-5, 2002 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#2 Исламов 10.02.2015
Первыми монголов назвали татарами китайцы,во времена когда китай покорял Чингизхан.Волжс кие монголы долго не принимали это название,но чтобы другие более развитые народы не связывали их с Монголей,быстро согласились называться татарами.Что касается казанского ханства как самостоятельног о государства,то опять же понятно,что оно не существовало.Са ма Казань была маленьким городком-крепос тью и была опасна Москве не сама по себе,а только как форпост Орды или Крыма (считай Турции).Сегодня шний казанский кремль,это произведение уже 17 и последующих веков.А в момент взятия Казани Иваном Великим,кремль имел деревянные стены,а перед ними как и везде деревянный посад.
И только после взятия Казани он стал хорош и великолепен.Кст ати,название Свияжск присвоили уже наши лизоблюды.А историческое название города с первых дней Иванград.Кстати ,вот примерно накой по размеру была и тогдашняя Казань,только вся деревянная.
 
 
#1 Муса 18.10.2013
Интересная статья, спасибо.
Только вот множество нелепых фактов этой "Казанской истории" торчат как шила из мешка и портят весь красивый сюжет. Например, одно госудаство ("русское") воюющее уже пару сотен лет с другим ("татарским"), строит в глубоком тылу противника, (прямо возле его столицы!) крепость - "базу для завоевания". А эти татары, будучи "злейшими врагами русских" преспокойно наблюдают сие строительство - понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну там еще много смешных нелепостей.
И множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей "казанской истории" так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде русских и татар».
Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-запад ников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
Так и с "Казанской историей": как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколо г Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань - спокойно, спокойно, это так, - он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге "Наследие татар".
Так что западники лишились, наряду с черной легендой "о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, сочиненного для противопоставле ния татар народам-земляка м, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь "Казанская история" ("Казанский летописец"), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее - это политический миф, сочиненный и
"раскрученный" романовскими (прозападными) историками-идео логами, попами и муллами для узаконения их власти и "морального подавления" и противопоставле ния друг другу Ордынцев (татар, русских и прочих Земляков), сопротивлявшихс я колонизации их Родины - Московии и великой Татарии.
Подробно, аргументированн о и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками -западниками, изложено в книгах Г.Р.
 
 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов