Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
23.02.2019

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-18° / -10°
Ночь / День
.
<< < Февраль 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29    
  • 1914 – В селе Маминское Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Свердловской области родилась Магдалина Константиновна Мавровская, народный художник Татарстана, заслуженный работник культуры ТАССР, график, автор нескольких серий работ, посвященных истории Казани.

    Подробнее...

Трамвай появился в Казани в 1899 году

Вопрос:  Когда в Казани появился первый трамвай

 Ваня Крымов

Ответ нашла студентка Института социальных технологий Ольга ПОТАПОВА

Известно, чем больше город, тем острее стоит транспортная проблема. Жителям нужно передвигаться из одно конца города в другой. Конечно, хотелось бы, чтобы это передвижение занимало как можно меньше времени. Поэтому развитие транспорта в Казани все годы было очень важной составляющей общего развития города.

Слово трамвай вошло в обиход казанцев на рубеже XIX и XX столетий. Английское слово tramway – составное, образовано от tram – вагон и way – путь.

Изначально незнакомое и непривычной слово для жителей Казани сейчас является обычным. Трамвай долгие годы был необходимым спутником городского жителя. И только в 2011 году начался демонтаж многих трамвайных маршрутов. Но тем не менее трамвай на пенсию не уходит. Меняются его маршруты. Говорят, скоро появится скоростная линия.

История Казанского трамвая началась в 1875 году с создания конной железной дороги. Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка.

Торжественное открытие конки

На момент открытия эксплуатировалось 12 вагонов вместимостью до 40 человек. Вначале были открыты 2 линии: «Волжская» — от Толчка до Дальнего устья и «Проломная» — от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св. Духа в Суконной слободе.

К концу XIX века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км. Средняя скорость движения не превышала 7,5 км в час.

По толковому словарю Даля простонародное название «конка» определяется как  «конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». Вследствие своей популярности казанская конка продолжала развиваться. По линиям ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони – «петрушки».

На мосту через Булак - вагон трамвая

Со временем конка переходит в ведение Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог в Казани, которое и осуществило идею создания в городе электрического трамвая. Конная тяга была заменена  электрической.

Кстати, казанский трамвай в старой России – второй после Киевского. 18 ноября 1899 года движение электрического трамвая в Казани было открыто по всем линиям конки. 13 декабря 1900 года конка вообще прекратила свое существование.

В начале века в городе было пять трамвайных маршрутов. У них не было номеров, маршруты обозначались по названиям линий. Первая линия называлась Волго-Проломная. Она шла от пароходных пристаней через Адмиралтейскую слободу до города, пересекала рынок Толчок на углу Проломной и Гостинодворской улиц, далее пролегая по Большой Проломной улице, Рыбной площади, Георгиевской и Второй Проломной, в конец Суконной слободы.

Вторая линия - Воскресенская - тянулась от памятника императору Александру II на Ивановской площади по Воскресенской, Университетской, Большой Проломной улицам, Рыбной площади, Щербакову переулку, Ново-Горшечной улицам, по Третьей горе и далее по Второй горе до земской учительской школы.

Третья линия - Грузинская - также начиналась от памятника императору Александру II на Ивановской площади и шла по Воскресенской, но затем сворачивала на Черноозерскую левую, Лобачевскую, Покровскую улицы и далее вела через Театральную площадь, Грузинскую улицу и Арское поле в сад Русскую Швейцарию и Академическую слободу.

Трамвай в Старо-Татарской слободе

По четвертой линии - Екатерининской - вагоны ходили от Толчка по Гостинодворской, Поперечно-Владимирской, Московской, Евангелистовской и Екатерининской улицам до завода братьев Крестовниковых.

И, наконец, пятая линия – Круговая – проходила от вокзала Московско-Казанской железной дороги по Поперечно-Владимирской, Гостинодворской, Большой Проломной, по Ивановской площади, Воскресенской, Казанской, Воздвиженской, Поперечноказанской улицам, через церковь Святой Евдокии, по Нижне-Федоровской, Касаткиной, Пушкинской, Рыбнорядской улицам, через Рыбную площадь, Булак, пароходную пристань озера Кабан и по Евангелистовской и Большой Мещанской улицам вновь возвращалась к вокзалу.

Общая протяженность пяти линий составляла более 26 км, из них около 16 км были двухпутными. Средняя скорость, развиваемая вагоном, включая и остановки, не превышала 11-13 км в час, а максимальная равнялась 25 км.

Трамвайные вагоны тогда были двух видов - закрытые и открытые. В свою очередь каждый вагон разделялся на два класса - первый и второй. В закрытых вагонах первым классом считалась задняя половина вагона с площадкой, а в открытых – все скамейки, за исключением передней. Вторым классом в закрытых вагонах была передняя половина вагона с площадкой и империал, а в открытых - передняя скамейка и обе площадки. 

Билет в первый класс стоил почти вдвое дороже второго. Так, например, цена проезда на Воскресенской линии в первом классе была пять копеек, а во втором - три копейки.  

Источники

http://www.kazanmetro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=52&Itemid=65

 http://kazadmin.narod.ru/history/tramvai/tram_trol.html

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов