Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Петрушка» на Петрушкином разъезде

Была недавно в Кировском районе и увидела странный памятник – старинный трамвайный вагончик, а рядом – лошадь. Не есть ли это та самая конка, о которой недавно довелось прочитать в одной из казанских газет?

Тамара М.

Ответ от редакции газеты «Казанские истории» 

Мы нашли ответ в газете «Республика Татарстан», где 31 декабря 2015 года было рассказано о необычном памятнике недалеко от Петрушкина разъезда.

Бронзовой лошадке, долгое время сиротливо стоявшей близ автобусной остановки, подан долгожданный экипаж – нарядный рессорный вагончик сообщил известный казанский журналист Евгений Ухов.

Немного истории о казанской конке, хотя лучше прочитать публикацию Борис Ерунова. Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в городе Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка. К концу XIX века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км.

Праздник в честь открытия конки

По толковому словарю Даля простонародное название «конка» определяется как  «конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». По Казани ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони – «петрушки».

Из публикации Евгения Ухова мы узнали много интересного и даже поразительного. Оказывается, задумал поставить памятник конке один человек. Автор проекта, заказчик и его финансовый спонсор – генеральный директор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов. Он надеялся заполучить у ГУП «Метроэлектротранс» раритетный вагончик конки из «ретропарка» на Петербургской улице. Это единственный сохранившийся вагончик.

Но эти надежды не оправдались. На его запрос ответили из Санкт-Петербурга, где Музее трамвайно-троллейбусного управления нашлась «лишняя» колесная платформа старой конки.

«Тотчас в Северную столицу был снаряжен эвакуатор, и вскоре тележка была в Казани. Доставить ее из Санкт-Петербурга оказалось куда проще, чем с казанской улицы Петербургской на улицу Клары Цеткин! Замечу, что случилось это незадолго до подписания договора о сотрудничестве между администрацией Кировского и Московского районов Казани и Адмиралтейским районом Северной столицы. Выходит, гендиректор «подшипника», по выражению Козьмы Пруткова, зрил в корень!

А воссоздать вагончик взялись специалисты строительной фирмы по изготовлению бытовок для районов Крайнего Севера. Они воспроизвели подлинный экземпляр, стоящий у офиса «Метроэлектротранса».

Но и теперь, когда вагон уже на рельсах, до завершения композиции далеко. Чтобы конка предстала во всей своей красе, надо «запрячь» в нее Петрушку, а это та еще морока – дополнительно отлить оглобли, хомут, вожжи, постромки и прочие атрибуты сбруи! И кучера в одежде конца XIX века надо на козлы посадить. Этим и занимается сейчас скульптор Рустем Габбасов, лошадку изваявший.

Спрашиваю Даниала Закировича, во что обошлась ему его затея?

– Считайте: Петрушка – два миллиона рублей, а еще гранитная информационная плита, чугунная ограда, старинный булыжник, ретро-фонари. 100 тысяч рублей – платформа плюс доставка, 450 тысяч – вагончик, без монтажа и установки. Трудно заранее подсчитать предстоящие расходы на кучера, упряжь и прочие аксессуары. Честно сказать, когда замысливал памятник, я не предполагал, что он окажется таким затратным. Но, как говорится, если взялся за гуж…»

http://rt-online.ru/ekipazh-petrushke-podan-zapryagaj/

Как хорошо, что живут еще среди нас такие энтузиасты.

К слову, лошадки таскали вагончики по Казани еще двадцать пять лет. Конка прекратила свое существование только 3 декабря 1900 года, когда в городе появился трамвай.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить