Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
22.08.2018

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
+16° / +20°
Ночь / День
.
<< < Август 2018 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1993 – На Волжско-Камской бирже состоялся первый чековый аукцион. В Российской Федерации начиналась масштабная приватизация

    Подробнее...

«Татарский губернатор Казани» Ахметзян Сайдашев

Татарский купец, известный в ту пору благотворитель Ахметзян Сайдашев родился  16 июля 1840 года в деревне Татарский Кабан Лаишевского уезда Казанской губернии.

Его отцом был крестьянин Яхья Сайдашев (1786 - ?), который в начале XIX века приехал из деревни Большие Янасалы Тетюшского уезда. Ахметзян был младшим сыном. Он учился в Апанаевском медресе (Казань), медресе села Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии. В 1860-е годы работал приказчиком у казанского купца М.А.Усманова.

С 1875 года – сам купец 2-й гильдии, с 1888 года – 1-й гильдии. В 1870 году он учредил в Казани торговый дом по продаже чая и кожаных изделий, владел чайными магазинами на главной торговой  улице – Большой Проломной (ныне Баумана), на Сенном базаре, улице Воскресенской (ныне Кремлёвская). В 1890 году приобрёл у наследников помещика А.Желтухина стекольно-скипидарный завод в селах Воскресенское и Петровское Царёвококшайского уезда Казанской губернии, который производил посуду для винно-водочных изделий, минеральной воды, фармацевтической продукции. На заводе работало 2 тысячи человек, в год выпускалось до 2 млн. единиц стеклянной посуды, качество которой позволяло предприятию конкурировать с зарубежными  производителями. Продукция поставлялась в Москву, Поволжье, Сибирь, на Кавказ, в Германию.

С 1894 года – совладелец торгово-промышленного товарищества «А.Я.Сайдашев с сыновьями и Б.Субаев» с основным капиталом в 500 тыс. рублей – первого и самого крупного акционерного общества среди созданных татарскими предпринимателями, которое сосредоточило стекольное, чайное и меховое дело.

В связи с ухудшением конъюнктуры рынка и финансовыми трудностями в начале XX века Сайдашев свернул производство стекла и вложил средства в развитие пряничного и кондитерского производства в Казани.

В конце века Ахметзян Сайдашев, прославившийся как щедрый благотворитель, завоевал солидный авторитет среди единоверцев. Кроме того, он стал признанным лидером мусульман в борьбе за их духовные права и свободы, когда организовал общероссийскую петиционную кампанию по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства. Власти, обеспокоенные такой активностью, даже подумывали о его высылке за пределы Казанской губернии. Вероятно, этим обстоятельством объясняется отказ ему в кредитах в 1898 году, в результате чего его предприятие попало в тяжелое финансовое положение. Но ему удалось пережить многочисленные судебные тяжбы и сохранить, если и не былые, то и не последние позиции в купеческом мире. 

Ахметзян Сайдашев был членом Казанского купеческого общества (1901–1905). С 1873 года выбирался гласным Казанской городской думы, уездного Земского собрания, возглавлял в них мусульманскую группу. Благодаря инициативной работе Ахметзяна Сайдашева в думе улицы Татарской слободы Казани были вымощены камнем и освещены электричеством, в дома проведён водопровод, улучшена система медицинского обслуживания.

Он оказывал поддержку в организации и деятельности партии «Иттифак аль-муслимин», в 1905 году был членом Торгово-промышленной  партии. Активно участвовал в политической жизни татарского общества. В 1904 году входил в состав казанской делегации, прибывшей в С.-Петербург для решения вопроса о принятии нового Брачного уложения. Выступал с требованиями активизации деятельности муфтията.

Сайдашев  способствовал открытию русско-татарских школ, являлся попечителем ряда татар. училищ Казани. Участвовал в финансировании перестройки медресе «Мухаммадия» (1885–1886).  Участник праздничных торжеств в честь 25-летия службы муфтия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания М.М.Султанова (1911).

Был избран почётным членом Казанского губернского  попечительства детских приютов, директором Губернского попечительского комитета о тюрьмах. На свои средства содержал в Казани детский временный ночлежный приют на 35 человек. По его инициативе в 1895 году открылась первая в Казанской губернии мусульманская богадельня на 15 человек. На средства Ахметзяна Сайдашева была восстановлена после пожара церковь в селе Петровском, он участвовал в содержании сельского заводского училища и аптечного пункта.

Он был одним из учредителей и членом правления Общества пособия бедным мусульманам г.Казани. За активную деятельность и влияние на жизнь татарского общества Ахметзяна Сайдашева при жизни называли «татарским губернатором Казани».

Женатый на Хадиче Мухаметгалеевой, он вырастил трех сыновей: Мустафу, Мухаметзяна и Мухаметсалима. Все они стали достойными помощниками отца в семейном деле. А Мухаметзян был еще и его верным единомышленником в общественной деятельности. Отец и сын Сайдашевы сыграли большую роль в национальном возрождении начала XX  века. Свои идеи купцы проводили через созданную ими газету «Баянельхак» (Изложение истины), представлявшую интересы умеренного крыла национальной буржуазии. Специально для ее печатания он открыл одноименную типографию, которая за время своего существования выпустила 75 книг общим тиражом 330 000 экземпляров. 

Он умер в Казани 8 мая 1912 года и похоронен на Новотатарском кладбище. К сожалению, у Ахметзяна Сайдашева не было внуков, способных продолжить предпринимательскую деятельность семьи. Помогли племянники, сыновья старшего брата Мухаметвафы.

Захоронение Ахметзяна Сайдашева на Новотатарском кладбище Совет ТРО ВООПИиК предложил включить в реестр культурных (исторических) памятников республиканского значения.

 

Источники: Татарская энциклопедия и очерк о купцах Сайдашевых в книге «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» (том 2)

 

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов