Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Казанские истории»: 20 лет истории. Публикация первая

Двадцать лет назад, 22 августа 2001 года, вышел первый номер газеты «Казанские истории». Учредителем нового издания стал Ринат Халитов. Его мама – Зумарра Халитова – была главным редактором.

Номер был отпечатан в Марийском полиграфическом комбинате (г.Йошкар-Ола) тиражом 2 тысячи экземпляров. Предварительно 29 марта Халитовы зарегистрировали «Казанские истории» в Поволжском территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В роли учредителя выступил Ринат Халитов. Он же был инициатором создания нового СМИ. Как вспоминает Зумарра Рахимовна Халитова, ставшая редактором, ее сын устал от «желтой» прессы и политизированных изданий и захотел сделать газету нормальную, без «желтизны» и политики.

В ту пору Зумарра Халитова и ее сын Ринат имели свою фирму – центр дизайна и рекламы «Ак кирмэн». Мама, которая была директором, и сын, архитектор, выпускник КИСИ, испытали на своем опыте тернистый путь российского малого бизнеса. Будучи сокращенным на своей основной работе, Ринат был вынужден попробовать свои силы в собственном бизнесе. Центр «Ак кирмэн» занимался наружной рекламой, выпуском сувенирной продукции. Не исключаю, что здесь,  впервые в Казани, был освоен процесс нанесения рисунка на ткань, стекло, фарфор, полиэтиленовые пакеты. Среди услуг, которые оказывала фирма, были и полиграфические.

Зумарра Рахимовна вот уже многие годы не устает меня восхищать. Кто с ней не знаком, советую прочитать зарисовку моей студентки Елены Табаковой (Объять необъятное – и это возможно!), написанную в 2006 году. В сентябре того года Зумарре Рахимовне исполнилось 90 лет. Значит, совсем скоро ей 95 лет. И она до сих пор живет активной творческой жизнью.

Фирму Халитовым пришлось закрыть, но Зумарра Рахимовна нашла себе новое занятие. Сначала научилась рисовать сама, а теперь вместе с двумя такими же художниками-энтузиастами учит рисовать новичков.

Но долголетие, причем творческое, – не единственное объяснение моего восхищения Зумаррой Рахимовной. В 2001 году она с сыном взялась за дело, которое в принципе  знала мало. Когда мы с ней работали в редакции газеты «Вечерняя Казань», она вела рубрику «Справочное бюро». У нее были навыки литературного творчества, она была известна как переводчик с татарского на русский, но выпуск газеты – это не только творческая деятельность, но и масса других нюансов. Она не могла об этом не знать. Но, видимо, так велико было желание поделиться с согражданами накопленными знаниями, рассказать об известных людях Казани, многих из которых она знала лично.

В кратком обращении к читателям первого номера назывались главные темы газеты, которым мы до сих пор остались верны: рассказывать о древнем городе Казани и его людях. Редакция приглашала читателей стать авторами, присылать свои заметки, фото и рисунки. Это приглашение остается в силе до сих пор.

В первом номере было большое интервью о Кремле доктора архитектуры Нияза Халитова, старшего сына Зумарры Рахимовны, которое взяла Резида Низамиева. Он же рассказал о башне Сююмбике (Нияз Халит с тех пор публиковался в «Казанских историях» регулярно). О Татарской слободе рассказал первый заместитель префекта заповедной территории «Старо-Татарская слобода» А. Гильманов. Газета познакомила читателей с пианистом Талгатом Дубинным, народным артистом РТ, лауреатом международной премии «Филантроп», которой он был удостоен за активную благотворительную деятельность. Будучи инвалидом по зрению, Талгат не отказывался от любой возможности сесть за рояль, чтобы подарить людям радость. Мы были с ним знакомы, но я мало что о нем до этого знала.

Во втором номере Айслу Усманова-Сагайдак вспомнила, как при участии Шамиля Усманова зарождалось казанское радио, Альфия Айдарская рассказала о своей матери – композиторе Саре Садыковой. В третьем номере появилась рубрика «Литературный листок» – Зумарра Халитова перевела рассказ Амирхана Еники «В Каратубэ», Ринат Халитов сделал к нему два рисунка.

В «Казанских историях» впервые появилась публикация Ольги Малышевой, которая потом станет одним из самых активных авторов нашей газеты. В 2001 году она рассказала о языческих традициях брака в Волжской Булгарии. О традициях брака в исламе читатели узнали в следующем номере.

Во втором и третьем номерах профессор Нияз Халитов рассказал о мечети Кул-Шариф, которая когда-то была в казанской крепости, Георгий Селектор начал публикацию цикла материалов о художнике и целителе Ильдаре Ханове. В газете появились первые материалы с полезными советами – о здоровье, о чайных традициях.

В первом номере 2002 года были опубликованы первые главы  документальной повести Зумарры Халитовой «Против ветра». Это было художественное повествование о ее матери – режиссере Кашифе Тумашевой. В четвертом номере Зумарра Рахимовна рассказала о фотографе Гарапше Мухомедьянове. Там же была публикация о татарском поэте времен Средневековья Кул Гали.

Верстал первые номера газеты Тимур Хафизов, дизайнер по профессии. Навыки по работе с издательской программой верстки ему передал Ринат Халитов.

Я в это время работала в пресс-центре Государственного Совета РТ.  Зумарра Халитова однажды пришла ко мне посоветоваться, поделиться опытом выпуска «Казанских ведомостей» (я была главным редактором в 1991-1995 годах). Ф.Х. Мухаметшин не возражал против таких консультаций, а потом одобрил и мое участия в выпуске новой газеты. Так я оказалась в роли председателя редакционного совета и пребывала в ней до 2003 года. Хотя по сути исполняла обязанности редактора.

Зумарра Рахимовна в это время начала писать документальную повесть о своей матери - известном режиссере и организаторе татарского театра Кашифе Тумашевой, которую она назвала "Против ветра". Она печаталась в  "Казанских историях" во всех номерах 2002 года и в первые месяцы следующего года.  В январе 2003 года, когда Татарский театр имени Карима Тинчурина отмечал столетний юбилей Кашифы Замалетдиновны Тумашевой, в нашей газете были опубликованы два материала о ней, написанные дочерью и сыном. Зумарра Рахимовна написала очерк (Тумашева Кашифа, режиссер), Равиль Рахимович, тоже избравший профессию режиссера, рассказал о матери языком документов (Столетие – юбилей редкостный). Кстати, потом читатели нашей газеты узнали подробнее и о нем самом. О брате написала Зумарра Рахимовна (Краткая биография долгой жизни).

«Казанские истории» позволяли мне снова заняться любимым делом. Журналисту скучна чиновничья рутина.  В пресс-центре республиканского парламента, естественно, возможностей для творческой самореализации было немного. Конечно, трудно было совмещать две работы, и потому с января 2002 года мы решили выходить раз в месяц. Чаще у меня не получалось.

Новая газета была мне интересна по знакомым темам. В «Вечерке», где я работала с 1979 по 1990 год, в «Казанских ведомостях», где была главным редактором, краеведческие рубрики присутствовали на газетных полосах постоянно. С тех времен осталось много связей в творческом мире, и это мне потом очень пригодилось.

«Сегодня, когда мы живем в преддверии 1000-летия Казани, газета, которая ставит своей целью просветительство, не может не вызывать уважения. Ведь даже непосвященному ясно, что в современных условиях издание, если оно не специализируется на скандалах и компромате, прибыли не приносит, а тут в концентрированном виде темы, которые и раньше-то не всем были интересны, а в пору рыночных реформ вообще отошли на второй план. У прежнего политического режима было много недостатков, но было одно несомненное достоинство – о просвещении, о приобщении широких масс к культуре заботилось государство», – так писала я в статье о целях и задачах нового издания в первом номере 2002 года.

Двадцатилетний юбилей «Казанских историй» мы решили провести как публичное событие. Есть договоренность сделать это с руководством Национального музея РТ в ноябре. Пригласим читателей, авторов публикаций, казанских краеведов. Подведем итоги краеведческого конкурса «Знаешь ли ты Казань?». Начнем размещать его вопросы на сайте газеты и в наших аккаунтах соцсетей Фейсбук и Вконтакте в сентябре, когда начнется учебный год и закончатся отпуска. Будем проводить конкурс вместе с работниками библиотеки №20 Централизованной библиотечной системы Казани, как в 2015-2016 годах уже проводили конкурс «Литературный Татарстан».

Если, конечно, нам не помешает ковид.