Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Возрождение Боратынки» – праздник в Музее Евгения Боратынского

12 ноября 2015 года в Музее Е.А. Боратынского принимали гостей. Праздник назвали «Возрождение Боратынки». В нем приняли участие потомки поэта.

5 ноября здесь прошло заседание регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Если первых посетителей возрожденного дома, которых встречали в конце августа, больше интересовали результаты масштабной реставрации, то на этот раз на первом плане была новая экспозиция. Хотя любители старины не могли не оценить разительные перемены, которые произошли в особняке.

Литературный музей Е.А. Боратынского – филиал Национального музея Республики Татарстан – обладает уникальной мемориальной коллекцией, связанной с жизнью и творчеством поэта Е.А. Боратынского и его потомков. В дореволюционной Казани их дом считался своеобразным очагом культурной и духовной жизни. Здесь гостил у своей дочери Ольги Боратынской востоковед Александр Касимович Казем-Бек, который работал в то время в Санкт-Петербургском университете. Здесь бывали писатель Гарин-Михайловский, художники Фешин, Фомин, Радимов... Здесь сохранялась часть наследия поэта – так называемый Казанский архив Боратынского, выходили посмертные сборники его произведений.

Усадьба состояла из главного дома и двух флигелей. Западный флигель, в котором долгие годы работал музей, при жизни Боратынских был техническим помещением – здесь была кухня, жила прислуга.

Деревянный дом на окраине Казани был построен в начале XIX века для графини Апраксиной. В 1836 году его приобрел помещик Мамаев и пожелал, чтобы особняк перестроили по проекту архитектора Фомы Петонди. Николай Боратынский, младший сын поэта Евгения Боратынского, купил усадьбу в конце 1860-х годов.

Наша газета писала и о Музее Боратынского, и о реставрации. Напомним некоторые факты.

Реставрационные работы начались в мае 2012 года. Вспоминаю, в нашей беседе заведующая музеем Ирина Васильевна Завьялова посетовала, что вряд ли удастся открыть новую экспозицию в 2015 году, хотя было бы хорошо таким образом отметить 215-летие со дня рождения Евгения Боратынского (он родился 2 марта (19 февраля по старому стилю) 1800 года). Скорее всего будет завершена реставрация главного дома усадьбы, но, по ее мнению, даже этого будет достаточно, чтобы придать Музею Евгения Боратынского второе дыхание.

Она не предвидела, что судьбой музея заинтересуется Президент Р. Минниханов, что будет целевое финансирование, предусмотренное республиканской программой «Мирас». Это и понятно. Реставрация бывшего господского дома городской усадьбы детей поэта Боратынского была головной болью не только для нее, но и для власти. Ведь усадьба входит в реестр памятников культурного наследия федерального значения.

Реконструкцию господского дома планировалось завершить в 2013 году. Бюджет реставрационных работ на тот момент составляла 40 млн. рублей. Московские реставраторы постарались сохранить аутентичность памятника. С деревянного дома, построенного в начале XIX века, была снята обшивка, ее очистили, какие-то фрагменты сруба заменили. Бревна оказались в хорошей сохранности. Теперь это сможет увидеть каждый посетитель музея, поскольку в парадном подъезде сделана ниша, в которой видна часть сруба.

Внутри все помещения восстановили все в том виде, в какой особняк был при хозяевах. Как рассказала заведующая музеем Ирина Завьялова в интервью нашей газете в декабре 2014 года, при реставрации главного дома удалось сохранить более чем 80 процентов деревянных конструкций, колонны и уникальную лепнину с гербами рода Боратынских в бальной «Белой зале».

Я была в музее 10 сентября. Ирина Васильевна показали мне все комнаты, и все они были, можно сказать, жилые. На снимках это хорошо видно.

Для Казани это необычный музей. Пока традиционная экспозиция – это планшеты на стене и отдельно стоящие витрины с мемориальными экспонатами. В Музее Боратынского этого нет.

Придя в музей, посетитель окажется в реальном жилом доме одной из дворянских семей дореволюционной Казани, увидит, как жили его обитатели, чем занимались в часы досуга. Лишь наиболее ценные экспонаты он увидит под стеклянным колпаком. Таковы требования хранения исторических реликвий. Внутреннее убранство дает живое представление о быте XIX века, и это сегодня –  тоже редкий памятник эпохи.

Для особняка приобретена недостающая антикварная мебель XIX века. Но основная часть мебели – из фондов Национального музея РТ. Трудно предположить, что именно за этим столом сидели Боратынские, в этом шкафу висела их одежда. Но есть и мемориальные вещи, например, письменный стол, за которым  работал Евгений Боратынский.

В особняке вновь появилась «Белая зала», о которой в свое время восторженно писала правнучка поэта Ольга Ильина-Боратынская (1894-1991), автор романов «Канун Восьмого дня» и «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923». Хорошая акустика позволит проводить здесь музыкальные вечера и концерты.

Но это лишь часть того, что задумали музейщики.

Во-первых, в Музее Боратынского планируется восстановить всю городскую усадьбу, с садом, и только тогда можно будет ставить точку. Правда, это далекая перспектива. Хотя движение к ней есть. Например, осенью волонтеры, организованные Мариной Подольской начали возрождение сада.

Как уточнила во время нашей беседы Ирина Васильевна, деньги выделены на реставрацию и обустройство особняка, а также на возведение теплого прохода между двумя зданиями (в итоге получилась сумма в 64 млн. рублей), а на расходы по созданию экспозиции средства еще предстояло изыскать.

Сегодня уже можно сказать, что мебель была закуплена на средства Министерства культуры России.

Во-вторых, после завершения реставрации особняк еще надо было оживить. Принимая 29 августа 2015 года врио Президента РТ Рустама Минниханова, руководителя Аппарата главы республики Асгата Сафарова, помощника Президента РТ Олесю Балтусову, министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, председателя Государственного комитета РТ по туризму Сергея Иванова, мэра Казани Ильсура Метшина и других официальных лиц, музейщики познакомили гостей с концепцией новой экспозиции, которую они назвали «Сумерки и рассветы дома Боратынских». Работа по ее презентации всем посетителям музея в сентябре шла к завершению, и открытие музея было не за горами.

Вдруг в октябре я прочитала в СМИ о том, что социальные объекты, которые показали в августе Р. Минниханову, на самом деле не работают. И хотя назывался только музейно-образовательный центр имени Льва Толстого, расположенный в бывшей усадьбе Дедевой-Горталова, «разобраться» решили со всеми.

В Музее Боратынского восприняли этот «наезд» (куда деться от современного жаргона?) особенно болезненно, поскольку здесь работа не прекращалась ни на минуту. Уже 3 ноября посещение новой экспозиции было включено в общую программу акции «Ночь искусств» Национального музея Республики Татарстан. В каникулы каждый день в музее было по несколько экскурсионных групп. В «Белом зале» прошло несколько концертов.

12 ноября  в музее прошел праздник «Возрождение Боратынки», на который приехали потомки  поэта-философа Е.А.Боратынского и ученого-востоковеда А.К.Казем-Бека из Казани, Москвы и США. Среди них – прапраправнучка поэта Анна Макклейн с мужем Биллом и сыном Харрисом, прибывшие из американского города Сиэтла.

Фото: http://www.kazan.aif.ru/culture/details/v_kazani_otprazdnovali_vozrozhdenie_boratynki

«Когда моя бабушка Ольга Ильина-Боратынская уезжала из Казани, она писала, что самое большое сокровище, которое ей досталось, это чувство прекрасного, любовь к красоте, которую она получила в своей семье, – сказала на вечере Анна Макклейн. – Бабушка очень желала, чтобы в семье продолжались артистические традиции. Сейчас мы видим, что это действительно сбывается – в Казани, в этом доме, возрождается мир искусства, который существовал здесь в начале XX века».

Гости были единодушны в оценках: реставраторам и музейным работникам удалось воссоздать атмосферу семьи Боратынских, их любовь к красоте и искусству.

Среди почетных гостей вечера были представители Министерства культуры РТ, Национального музея РТ, курировавших реставрацию и музеефикацию усадьбы Боратынских, а также организаций, непосредственно производивших реставрационные работы: Главного инвестиционно-строительного управления РТ, Татарского специального научно-реставрационного управления и государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект».

 

В декабре музей приглашает казанцев на традиционный праздник «Рождество в доме Баратынских».

 Читайте в «Казанских историях»:

Новая жизнь старинной усадьбы Боратынских

Боратынские: век в Казани

Столетний опыт Боратынских – пользуйтесь

Чтобы каждый нашел в музее «свой» интерес

Боратынские: век в Казани

Потомки поэта Евгения Боратынского в Казани

Музей Боратынского стал лауреатом премии «Александр Невский»

Городская усадьба Боратынских

Рождество в доме Боратынских

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить