Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Николай Фешин завещал похоронить себя в Казани

Художник Николай Иванович Фешин умер в США, похоронен в  Санта-Монике, близ Лос-Анджелеса. Это случилось 5 октября 1955 года.

Он завещал похоронить свой прах в Казани, и его дочь исполнила волю отца. Приметное надгробие находится на немецком участке Арского кладбища.

Художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна, действительный член Императорской Академии художеств (1916) начинался как художник в Казани.

Он родился в семье владельца позолотно-столярной мастерской, резчика иконостасов. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), затем по рекомендации школы в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909 году. Был членом «Товарищества передвижников». С 1909 года жил в Казани и преподавал в художественной школе, которую закончил.

Первый успех пришёл к нему после выполнения картины «Черемисская свадьба» (1908). В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм.

С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин был постоянным участником выставок в питсбургском Институте Карнеги. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили, и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках. Работал в жанре портретист, пейзажа, натюрморта, жанровой картины. Имел сенсационный успех как светский портретист. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).

Осенью 1916 года Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг в дореволюционной России.

Фешин покинул Россию в 1923 году. Жил в Нью-Йорке, где преподавал в Академии искусств при галерее Гранд Сентраль (1920-е), затем в городке Таосе (Нью-Мексико) и в окрестностях Лос-Анджелеса (Калифорния). В 1923 году художник провел  персональную выставку в Художественном институте Чикаго, принял участие в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее.  В США его сразу признали и публика, и профессионалы, вскоре добился известности как портретист. Он плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок.

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение».

Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина:

«Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

По завещанию прах художника в 1976 году привезен его дочерью Ией Николаевной в Казань и захоронен  на немецком участке Арского кладбища.

Ия Николаевна завещала похоронить себя рядом с отцом. Она родилась в Казани  14 июня 1914 года, умерла 20 сентября 2002 года в Таосе. 2 ноября 2011 года в Варваринской церкви Казани состоялась поминальная служба о рабе Божей Ии. В этой церкви ее когда-то крестил. Прах матери привезла в Казань внучка нашего великого земляка Никоэла Доннер. Теперь у отца и дочери один памятник на двоих. Захоронение Николая Фешина – объект культурного (исторического) наследия  республиканского значения.

Николай Фешин захоронен в Казани

 В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан собрана самая большая в России коллекция произведений Николая Фешина, включающая произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

 

Читайте в «Казанских историях»

Фешин в Казань вернулся…

«Пять вечеров с Николаем Фешиным» в Казани

В гости к Николаю Фешину

Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»

«Николай Фешин. От Казани до Таоса»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить