Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
2010 – На 73-м году жизни скончался заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, драматург, прозаик и философ Диас Назихович Валеев. Памятное надгробие на Ново-Татарском кладбище
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казанские университеты» Максима Горького в новой экспозиции мемориального музея
- 25 июня 2016 года
25 июня 2016 года Литературный музей А.М. Горького, закрытый с 2008 года на реставрацию, наконец-то открыл свои двери для всех желающих.
Музей принимал гостей
На праздник пришло много представителей казанской интеллигенции, официальные лица, в том числе министр культуры республики Айрат Сибагатуллин, председатель Комитета Государственного Совета по образованию, культуре, науке, и национальным вопросам Разиль Валеев.
Экспозиция была готова уже давно, но были серьезные вопросы к строителям, и заведующая музеем Марианна Гаврилова справедливо решила, что после процедуры торжественного открытия она их не решит.
Марианна Фридриховна показала новую экспозицию нашим корреспондентам, заметив, что мы не первые посетители, которые ее увидели. Дело в том, что в музее уже побывали учащиеся и учителя школ, которые имеют с музеем тесные связи.
Праздник в честь открытия начался с яркого выступления фольклорного хора села Красновидово, в котором тоже есть музей Горького, филиал Национального музея Республики Татарстан.
Гостей еще на входе угощали булочками, баранками, сушками, рогаликами веселые коробейники в народных костюмах. И это было вполне оправдано, поскольку во времена жизни в Казани Алеши Пешкова в этом здании была пекарня А.С.Деренкова, у которого он работал подручным пекаря.
На торжественной церемонии выступал Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой.
Как напомнила Ольга Юхновская в репортаже для сетевого СМИ «Казанские репортер», Миляуша Амировна, как и ее родная сестра, ныне директор музея истории Казанского государственного медицинского университета Альфия Амировна Тутаева, в разное время возглавляли Литературный музей Горького и сделали немало для того, чтобы это здание рядом с Домом Кекина и стадионом «Динамо» стало точкой притяжения для казанской интеллигенции.
Там, где Алеша Пешков работал подручным пекаря
Как известно, музей был открыт 12 марта 1940 года. Его первым директором стала Мария Елизарова, которая была лично знакома с писателем. Реконструкция здания под музей была осуществлена под руководством известного казанского краеведа Н.Ф.Калинина, авторы научной концепции экспозиции Н.Ф.Калинин, Г.Ф.Линсцер, В.Н.Терновский.
Музей за годы своего существования неоднократно перестраивался. Авторы научной концепции реконструкции 1953 года были Л.Н.Иокар, Р.Г.Бейслехем (Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН). В разные годы консультантами музея были семья писателя, биограф А.М. Горького И.А. Груздев, учёные Е.Б. Тагер, Б.А. Бялик, Б.В. Михайловский, С.С. Зимина.
В 1967 году перед зданием музея был установлен бюст Максима Горького работы казанского скульптора И.А.Новоселова.
Заметим: бюст сохраняется до сих пор, ему только поменяли постамент.
В дальнейшем авторы экспозиций стремились сконцентрировать внимание прежде всего на местном казанском материале. Интересные экспонаты, связанные с нашим краем, заняли место в комплексах «Горький и писатели Татарстана», «Горький на сценах казанских театров». В 1980-е годы был выделен зал, посвящённый «казанскому циклу» произведений писателя. Таким образом, «казанский период» жизни Горького рассматривался в контексте более широкой и многоаспектной темы «Горький и Казань».
В 1968-м, в год столетия писателя, на втором этаже были открыты разделы «Горький и татарская литература», «Пьесы Горького на сценах казанских театров».
Это направление присутствует и в новой экспозиции. В одной из витрин с платьем народной артистки РСФСР и ТАССР Фатимы Ильской, в котором она играла роль Татьяны в спектакле «Враги» по пьесе Горького в театре имени Г.Камала в 1936 году. Рядом – расшитая тюбетейка народного артиста СССР Халила Абжалилова…
Появилась экспозиция «Горький и Шаляпин», которая рассказывала об их многолетней дружбе, а также о казанского этапе жизни нашего земляка, великого русского баса.
Еще одно дополнение: Федору Шаляпину теперь отдано гораздо больше места, поскольку музей значительно расширил свои площади. Теперь есть место для музыкального салона, так что в новом сезоне одним концертным залом в Казани прибавится.
В 1988 году, к 120-летию великого писателя к зданию музея Горького был сделан пристрой, который позволил значительно увеличить экспозиционную площадь, в музее появился большой лекционный зал. Обновленная экспозиция музея была открыта 3 ноября 1988 года (авторы – научный коллектив музея под руководством Р.Г. Гарифжановой) и специалисты Комбината живописно-оформительского искусства г.Ленинграда.
Музею нужна модернизация
Казанский литературно-мемориальный музей А.М. Горького был включён в список объектов, подлежащих реконструкции в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия города Казани в 2005 году. Предполагался ремонт существующего здания, расширение площадей за счет присоединения дома №12 по улице Горького и создания, таким образом, музейного комплекса А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Однако в полной мере этим планам сбыться было не суждено.
В 2008 году основная музейная экспозиция была демонтирована из-за аварийного состояния здания. Какое-то время в музее еще продолжалась жизнь: проходили выставки, работало кафе «Бродячая собака». А потом здание закрыли совсем.
По-настоящему о реставрации здания и обновлении экспозиции заговорили только несколько лет назад, и только в 2013 году нашли для этого средства. Реставрация музея Горького была предусмотрена республиканской программой «Мирас», и средства были выделены своевременно.
Здание XIX века постройки с 1960 года является объектом культурного наследия, оно включено в федеральный реестр памятников, а с 1995-го музей находится под государственной охраной. Реставрация подобных памятников требует особого подхода и тщательной неторопливости.
«Казанские истории» несколько раз писали о новой концепции музея, над которой работали научные сотрудники Национального музея Татарстана, прежде всего музея Горького как его филиала. Автором дизайнерского проекта выступил известный художник-концептуалист, создатель Центра современной культуры «Смена» Ильгизар Хасанов.
В «Казанских историях» можно прочитать о концепции музея подробнее. Остановимся на некоторых аспектах.
Во-первых, в экспозиции теперь нет крена в сторону социал-демократических исканий будущего писателя. Теперь посетители узнают не только то, что он распространял листовки, но и то, что он служил в хоре казанского антрепренёра А.А. Орлова-Соколовского.
Во-вторых, вызовут интерес посетителей ранее не привлекавшиеся архивные материалы, например, письмо М.А. Ромася к В.Г. Короленко от 20 января 1893 года, в котором речь идёт о Марии Деренковой, из-за неразделенной любви к которой Алеша Пешков чуть не свел счеты с жизнью. В последние годы найдены публикации казанской прессы рубежа XIX-XX веков, связанные с Горьким, его переписка с Гаязом Исхаки. Горький интересовался творчеством татарских писателей: Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана и других, при его участии был подготовлен к изданию сборника их сочинений на русском языке. Эта тема потребовала дополнительного изучения. Источниковой базой стали архивы татарских писателей, хранящиеся в Казани.
В-третьих, новые музейные экспозиции построены на основе новейших технологий. Дизайн музея современный, витрины не перегружены информацией и доступны людям разных возрастов. Желающие могут воспользоваться возможностью увидеть дополнительные источники информации, например, плазменные панели.
Кресло Горького и сценический костюм Шаляпина
Общая численность основной фондовой коллекции музея сегодня составляет около 60 тысяч единиц хранения. В ней только фотографий – 1252 единиц хранения. Более двух тысяч экспонатов были переданы в музей родственниками писателя: Е.П. и Н.А.Пешковыми, членами семей Ф.И.Шаляпина и А.С.Деренкова. Особую ценность представляют коллекция мемориальных вещей Горького: фотографии, книги, личные вещи писателя, автографы и другие материалы; шаляпинская коллекция: подлинные фотографии певца, фото с его автографами, афиши, программки, сценический костюм к роли хана Кончака.
Особо ценная часть фондов: письменный стол и кресло Горького из подмосковной дачи в Горках, одежда, в которой в 1928 году писатель приезжал в Казань, тюбетейка, подаренная ему татарскими писателями; рояль певца, приобретенный с помощью дочери певца, барельеф с изображением Римского-Корсакова, выполненный Шаляпиным, из московской квартиры артиста, театральный реквизит: валенки, лапти, в которых артист выступал в роли Ивана Сусанина в опере М.Глинки «Жизнь за царя», переданный внучкой Шаляпина Ириной Морфей, живущей в США и другие экспонаты.
В фондах – произведения изобразительного искусства, архивы Николая Калинина, известного учёного-краеведа, и Марии Елизаровой, первого директора музея.
В 1960-е годы был создан большой архив, получивший название «Автографы советских писателей».
По мнению С. Коноваловой, рассмотрение «казанского периода» жизни будущего писателя не следует заканчивать 1888 годом – отъездом из Казани. В Казань он будет приезжать и в 1898 году, о чем записано в жандармских документах. В 1893-1994-х годах Горький был сотрудником казанской газеты «Волжский Вестник». Посетил Казань и в августе 1928 года. Он активно переписывался с казанцами, уточнять факты казанской жизни в переписке с биографом.
К событиям, пережитым в Казани, Горький будет постоянно мысленно возвращаться при написании своих произведений. Все это свидетельствует о небывалом внимании и искреннем интересе писателя к городу, где произошло его формирование.
Напоследок цитата из репортажа Ольги Юхновской
«Музей Горького предстал сегодня совершенно молодым, свежим, словно после реинкарнации. Дом явно стал шире и даже как будто выше, светлее, появились новые акценты, оригинальные инсталляции. Не говоря уже и о техническом комфорте – здесь появилось современное музейное освещение, в фондах – система поддержания климатического контроля.
Радетели старины пусть не беспокоятся: все раритеты на местах. Мемориальная зона пекарни, в которой в 1886-1887 годы трудился помощником пекаря Алексей Пешков, сохранена. Но в помощь посетителю музея появились интерактивные зоны, они гармонично вписаны в экспозиционное пространство, оснащены мультимедийными средствами. Это тонкие, почти не заметные, экраны во всю стену, на которых оживают картины ушедшей эпохи. То вдруг видишь глаза Горького, которые как бы из глубины надвигаются на зрителя, а в это время на другой стене оживают кадры кинохроники: самолеты взмывают и растворяются в пелене веков, паровозы мчатся как фантомные призраки сквозь тебя. Ощущение, что находишься внутри гигантской шкатулки времени.
Конечно же, уникальность казанского музея в том, что он обладает большим собранием подлинных и мемориальных предметов Горького и Шаляпина. Теперь добавилось в экспозицию немало дополнительной информации. Это материалы, связанные с историей татарской литературы начала и первой трети ХХ века. Часть фотографий, редких книг, меморий, картин, офортов ранее никогда не выставлялись из запасников! Много всего. Глаза разбегаются при виде стольких сокровищ.
И напоследок – о «Бродячей собаке», знаменитом литературном кафе в полуподвальном помещении музейного особняка. Атмосфера в нем как-то неуловимо, но изменилась. Будто вековой дух ушел отсюда. Остались памятные круглые столы с венскими стульями, но исчезли резной сервант и пианино. А главное, с потолка исчезла бронзовая люстра! Да еще появились ординарные навесные потолки, из тех, что устанавливают едва ли не в каждой харчевне. Но «Бродячая собака» – не забегаловка! Ее нельзя подстраивать под вкусы подрядчика.
– Главное, что музей открыт, – сказала «Казанскому репортеру» директор музея МарианнаГаврилова. – Ждем и будем рады всем казанцам. Никаких глобальных проектов на ближайший сезон не строим. Надо, чтобы горожане «вспомнили» дорогу к нам, чтобы приходили с детьми, формат экспозиции очень современный, школьникам не будет скучно. По большому счету, Горький ведь совсем не детский писатель. И чтобы ребята были готовы к знакомству с его творчеством, надо их обязательно к нам привести. Конечно же, мы возобновим практику популярных литературных и музыкальных салонов, художественные проекты. Уже сейчас вы видите работы двух замечательных авторов – Анатолия Егорова и Ирины Антоновой.
Рассчитываем, конечно, и на туристов, благо, туроператоры уже интересуются графиком нашей работы.
Будет ли возрождена литературная премия имени Горького, существовавшая в прежние годы по инициативе музея? В планах имеем, вернемся к обсуждению этой темы не раньше осени.
Сегодня многое делается для туристов. А тут есть хорошие планы. Директор Нижегородского музея Горького Людмила Моторина, прибывшая на церемонию открытия, призвала казанских коллег включиться в масштабный музейно-туристический проект «Горький на Волге».
В 2018 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения А.М.Горького. Хорошо что возвращение в культурное пространства музея Горького не запоздало.
Фото музейной экспозиции Розы Садриевой
Читайте в «Казанских историях»:
Mузей А.М. Горького: новая экспозиция
Мария Николаевна Елизарова, первый директор Музея А.М. Горького в Казани
Гордость Казани – Федор Шаляпин
Подручный пекаря, ставший великим писателем
У казанского Музея Горького – юбилей (2005 год)