Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Нияз Халитов: «Делай что должно, и будь что будет!»
- 18 декабря 2017 года
18 декабря 2017 года в Музее исламской культуры (мечеть Кул Шариф), почтили память профессора архитектуры Нияза Халитова.
Это день рождения известного ученого, историка, краеведа, доктора архитектуры, заслуженного деятеля науки РТ, который ушел из жизни совсем недавно – в августе, на 67-году. Он был главным научным сотрудником Института истории АН РТ, последнее десятилетие (с 2009 года) преподавал в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, на кафедре реставрации и реконструкции архитектурного наследия.
В 2014 году одна из его книг получила премию Министерства культуры РТ имени Баки Урманче в области изобразительного искусства и искусствоведения. В 2017 году он был номинирован на Государственную премию РТ имени Г. Тукая, но не получил ее. Восемь трудов ученого были выдвинуты Казанским государственным архитектурно-строительным университетом. Зато стал лауреатом самого массового и авторитетного профессионального конкурса Ассоциации книгоиздателей России - «Лучшие книги года».
Так высоко была оценена одна из трех книг важного исследовательского проекта, над которым он несколько лет работал вместе с женой и коллегой (историко-архитектурное исследование «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х – начала 1960-х гг.». Авторы – Нияз Халит и Наиля Альменова-Халит). Они задумали проследить эволюцию татарской архитектурно-художественной культуры в исторической ретроспективе. В программу Московского книжного фестиваля «Красная площадь», который проходил в мае нынешнего года в Москве (Книги из Казани на «Красной площади»),был включен мастер-класс Нияза Хаджиевича.12 июня ученый провел автограф-сессию в фирменном магазине Татарского книжного издательства на улице Баумана в Казани.
Он хотел написать «Историю татарской архитектуры», работал над теоретическим исследованием – теорией национального в татарской архитектуре. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Неизлечимая болезнь прервала его напряженную и плодотворную жизнь.
Нияз Халитов много сил отдавал не только изучению памятников татарской архитектуры, но и пропаганде культурного наследия. В «Казанских историях» опубликованы фрагменты будущей книги «Архитектура мечетей Казани», увидевшей свет в 1991 году, раритетная ныне брошюра «Металлическое кружево Казани», которую ему не раз предлагали превратить в новую книгу, и такую попытку он сделал, готовя первый очерк к размещению на новом сайте нашей газеты.
Он внес большой вклад в историю татарской культуры и архитектуры. Смог сделать «расшифровку» легенды художественного образа башни Сююмбике и Спасской башни Казанского Кремля и их оформления, легенды художественного образа, стиля и архитектурно‑декоративного решения храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Научные исследования Нияз Халитов пытался совместить с практической деятельностью. Он много лет изучал историю казанской крепости, делая эту историю зримой при восстановлении старинных сооружений. С 1993 по 2006 год работал заместителем директора по научной работе – начальником научного отдела музея-заповедника «Казанский Кремль».
Нияз Халитов был известен фотографиями старой Казани, в том числе Старо-Татарской слободы. Многие оставшиеся на фотографиях дома и улицы сегодня уже утрачены. Часть из этих фотографий, например, улицы Некрасова, публиковались в нашей газете.
В главной мечети собрались истинные друзья Нияза Хаджиевича. Помянули по светским обычаям – теплыми воспоминаниями. Прозвучала и молитва. Сидели по-домашнему, за чашкой чая, и неторопливо вспоминали его жизнь, которую организаторы разбили на несколько важных периодов. Какие-то хорошо знакомые, как, например, работа в музее-заповеднике «Казанский Кремль». Все согласились с тем, что если бы не он, не было бы здесь мечети Кул Шариф. Он доказал, что она была именно на этом месте. Доказал и то, что предтеча русской крепости - крепость татарская. Не все разделили эти его утверждения, но главное - разделили в ЮНЕСКО, когда принимали решение о включении кремля из Казани в Список Всемирного наследия.
Были и воспоминания о мало знакомых страницах его биографии. Например, о том, как готовился для экспонирования на зарубежной выставке макет старинной казанской крепости. К сожалению, как выяснилось, куда он делся после той выставки, неизвестно. Появилась идея восстановить этот макет. Кстати, Нияз Хаджиевич реконструировал внешний вид многих старинных татарских сооружений, которые утеряны.
Как профессор кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ, Нияз Халитов пытался открыть для студентов богатый и экзотический мир исламской архитектуры и показать, что татарская культура является частью этого мира. Несколько выступавших на встрече в его честь коллег из архитектурно-строительного университета, Института истории Академии наук РТ говорили, что именно с подачи Халитова в теорию архитектуры вошло понятие «татарская архитектура».
«Татарская цивилизация дала миру великую архитектуру… Мое дело научить студентов языку, на котором говорит татарская архитектурная традиция, а уж как они воспользуются этим знанием – время покажет»,– неустанно повторял он.
У Нияза Халитова было немало оппонентов, поскольку многие его утверждения поражали своей нетрадиционностью. К тому же в пылу полемики он бывал жестким и бескомпромиссным. О том, что таким людям живется трудно, говорила в своем выступлении главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева. Она выразила надежду, что имя Нияза Халитова не затеряется в анналах истории. Прозвучало предложение создать фонд его имени. Пришли к единому мнению, что лучше всего творческое наследие сохранится и сможет быть общедоступным на кафедре, где он работал.
- Незадолго до своей смерти Нияз получил два диплома за дружбу, за продвижение идей дружбы между народами. Эта его мысль о том, что татарский и русский народы судьбой объединены, им нечего делить – прошла сквозь всю его жизнь. Хочется, чтобы эту идею услышали и перестали искать между нами различия, а жили в мире и согласии, - отметила Зумарра Халитова, мама архитектора.
Она сообщила собравшимся, хочет написать книгу о своём сыне, начиная с самого его рождения и заканчивая последними днями его плодотворной жизни, о тех событиях, которые произошло в его жизни и в жизни его большой семьи. Семья у Нияза Хаджиевича была особенная, с ней связано немало страниц из жизни татарской культуры: с театром – его бабушка Кашифа Тумашева, единственная среди татарок режиссер со специальным образованием, главный режиссер Татарского республиканского передвижного театра; дядя Равиль Тумашев, который продолжил дело матери, работая главным режиссером этой же труппы на ее новом историческом этапе – как театр драмы и комедии имени Тинчурина. Сама Зумарра Рахимовна известна, как переводчик, журналист, а теперь и как художник – на склоне лет стала рисовать. Как ее сыновья – Ринат и Айрат, выпускник Казанского художественного училища по специальности «художник-декоратор». Кстати, он – автор официальной эмблемы 1000-летия Казани. Ринат, как и Нияз, получили диплом архитекторов. Ринат занимался бизнесом, сейчас работает как профессиональный художник – по заказам, а Нияз сделал своим главным делом историю и теорию архитектуры.
Зумарра Рахимовна предложила назвать одну из казанских улиц именем Нияза Халитова, и все ее поддержали.
Естественно, все говорили о том, как Нияз Хаджиевич работал. Его супруга и соавтор их общих книг под названием «Стили и формы татарской архитектуры Казани» (Нияз Халит и Наиля Альменова-Халит) вспомнила, каким он был дома. Скромен в желаниях, непритязателен в быту, не измеряющий жизненные ценности количеством денег... Во общем, образец нетипичного и, прямо скажем, трудного мужа. Но надо было слышать, с какой теплотой Наиля вспоминала какие-то подробности их совместной жизни.
Единственный факт, о котором все умолчали, была беда, приключившаяся в семье Халитовых в октябре 2016 года. Их сын – тревел-блогер из Казани Райхан Халитов, основавший #чокактам блог, в котором рассказывал о своих путешествиях по миру без денег, попал в больницу после ДТП с участием автобуса в Индии. Халитов-младший путешествовал на мотоцикле, и его сбил автобус. Естественно, за лечение Халитовым предъявили внушительный счет, так что Ниязу Хаджиевичу пришлось обращаться за помощью к друзьям в Фейсбуке. Татарстан с согласия МВД и МЧС России выделил специальный борт медицины катастроф для эвакуации Райхана из Индии.
Самого опасного финала удалось избежать. Райхан поправился и, естественно, был на вечере памяти отца. У него до сих пор одна рука на перевязи. Значит, лечение продолжается. К тому же Халитовы построили дом в пригороде. Так что наверняка сбережений в семье теперь нет.
Такие, как Нияз Халитов, большого богатства обычно не имеют, поскольку у них свое представление о богатстве. Друзья, пришедшие на вечер памяти, деликатно не интересовались, как живется семье Халитовых сейчас. А, может, зря. Конечно, такие вопросы не задают на публике, но руководству республике стоило бы поинтересоваться, в чем семья нуждается.
Многие унесли с вечера книги супругов Халитовых, предложенных к продаже фирменным магазином Татарского книжного издательства.
Один из журналистов как-то спросил у Нияза Халитова, есть ли у него кредо, и он ответил: «Делай что должно, и будь что будет!». Если проследить историю его жизни, можно сказать, что этому принципу он следовал всегда.
Нияз Халит похоронен на кладбище Киндери в Высокогорском районе РТ.
Читайте в «Казанских историях»:
Архитектурные ансамбли создаются веками
Башня Сююмбике – одна из трех сестер
Металлическое кружево Казани – путеводитель Ниаза Халитова
Металлическое кружево Казани. Публикация 1
Металлическое кружево Казани. Публикация 2
Металлическое кружево Казани. Публикация 3
Нияз Халитов: Нам не хватает понятия о значимости собственной культуры
Казанский Кремль – древняя цитадель Казани
Мечеть Нур-Али в Казанском Кремле
«Казань – экзотический цветок Востока на европейском поле России»