Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старообрядцы: традиции благотворительности

3  октября  2018 года в  Казани  началась двухдневная республиканская  научно-практическая  конференция  на  тему  «Традиции  старообрядческой  благотворительности»,  посвященная  памяти  Якова  Шамова,  к  110-й  годовщине  смерти  которого  она  приурочена.

В  историю  казанского  старообрядчества  имя  купца  и  промышленника,  потомственного  почётного  гражданина  города  Якова  Шамова  вписано  не  потому,  что  это  был  успешный  предприниматель  (Яков  Филиппович  занимался  хлеботорговлей).  Среди  старообрядцев  успешных  было  много.  Он  был  известен  прежде  всего  как  активный  общественный  деятель,  председатель  совета  купеческого  банка  и  Общества  взаимного  кредита.  С  1879  года  избирался  гласным  городской  Думы.  В  1907  году  Шамов  выступил  одним  из  инициаторов  создания  общины  христиан  древле-православно-кафолического  вероисповедания  и  благочестия  старопоморского  согласия  и  возглавил  её  Совет.

Однако  место  Шамова  в  истории  Казани  определяется  более  всего  его  благотворительными  делами.  Он  был  попечителем  Александровской  больницы.  В  1908-1910  годах  на  его  средства  по  проекту  архитектора  К.С.  Олешкевича  было  построено  трёхэтажное  здание  больницы,  которое  казанцы  до  сих  пор  называют  Шамовской.  Здание  сохранилось,  к  сожалению,  подарок  купца  городу  в  наше  время  стал  просто  объектом  недвижимости.  Бывшая  больница  после  многих  лет  разрушения  продана  иностранным  инвесторам,  которые  собираются  открыть  здесь  после  реставрации  отель. 

Так  что  совсем  не  случайно  темой  конференции  стала  благотворительность  купцов-староверов.  Она  объяснялась  не  столько  особым  складом  характера  старообрядцев,  сколько  их  религиозными  чувствами.  Они  не  особо  стремились  к  богатству,  но  если  были  удачливы  в  делах,  то  считали  себя  обязанными  делиться  с  другими.  Иначе  богатство  будет  во  зло. Крупные  пожертвования  и  акции  частных  лиц  поощрялись  правительством  орденами  и  медалями,  что  поднимало  престиж  как  благотворителей,  так  и  официальных  властей,  поощрявших  добрые  инициативы.

Судя  по  программе,  докладчиков  интересовала  не  только  история,  но  и  события  сегодняшней  жизни. В  первый  день  работы  конференции  ее  участники  побывали  у  дома  Шамова  на  улице  Островского  и  на  старообрядческом  участке  Арского  кладбища,  у  склепа  купца,  возложили  цветы  к  мемориальной  доске  и  саркофагу.

Надо  сказать,  что  старообрядцы  России  собираются  в  Казани  уже  не  в  первый  раз.  Начало  было  положено  в  2002  году,  когда  в  Казани  на  международной  научно-практической  конференции  «Христианство  в  Волго-Уральском  регионе:  история  и  культура»  была  представлена  большая  делегация  старообрядцев.  Конференция  проводилась  под  эгидой  Международного  союза  антропологических  и  этнологических  наук  при  ЮНЕСКО  и  Московской  патриархии  в  рамках  Федеральной  программы  подготовки  к  празднованию  1000-летия  основания  г.Казани.  Ее  организаторами  выступили  два  федеральных  министерства  –  культуры  и  иностранных  дел,  а  также  Российская  академия  наук,  Церковно-научный  центр  «Православная  энциклопедия»,  Российская  академия  госслужбы  при  Президенте  РФ,  Академия  наук  РТ,  Казанский  государственный  университет,  Казанский  Совет  народных  депутатов  и  администрация  Казани.  Одним  из  докладчиков  был  епископ  Казанско-Вятской  епархии  Русской  православной  старообрядческой  церкви  о.Андриан  (А.Г.  Четвергов).  «Казанские  истории»  публиковали  фрагменты  его  выступления.

24  и  25  июля  прошлого  года  в Казани проходила  Всероссийская  научно-практическая  и  богословская  конференция  «Старообрядчество  и  революция»,  первая  в  современной  России.

Нельзя  не  отметить,  что  за  последние  годы  в  общественном  сознании  значительно  возрос  интерес  к  староверию.  Мы  очень  мало  знаем  об  историческом  расколе  XVII  века,  поделившем  православных  на  две  части.  Официально  раскольниками  считали  тех,  кто  не  принял  церковную  реформу  патриарха  Тихона  и  сохранял  веру  в  неизменном  виде,  несмотря  на  гонения.  Староверы  (верующие  называют  себя  именно  так)  считают,  что  греческая  церковь,  пойдя  на  унию  с  Папой  Римским,  отказалась  от  веры  предков,  а  потому  называют  раскольниками  тех,  кто  принял  реформы  патриарха  Никона. 

В  дореволюционной  Казани  были практически  все  старообрядческие  согласия:  часовенные,  спасовцы,  поморцы-брачники,  федосеевцы,  белокриницкие,  единоверцы.  Сегодня  здесь  представлены  в  основном  две  церковные  общины:  Русская  православная  старообрядческая  церковь,  имеющая  полную  трехчинную  иерархию,  и  беспоповцы  старопоморского  согласия.  Ранее  они существовали  в  основном  замкнуто,  но  в  последнее  время  у  общин  появились  заботы,  которые  они  пытаются  решить  вместе.  В  частности,  общины  инициировали  предложение  официально  закрепить  за  старообрядцами  бывшие  Часовенное  и  Поморское  участки  Арского  кладбища,  создать  здесь  вероисповедальное  кладбище.

По  словам  митрополита  Московского  и  всея  Руси  Корнелия,  несмотря  на  то,  что  канонические  противоречия  между  различными  старообрядческими  согласиями  вряд  ли  будут  преодолены  в  обозримом  будущем,  у  них  есть  много  точек  соприкосновения:

«У  нас  есть  новые  возможности  подойти  к  нашему  взаимодействию,  посмотреть,  что  может  объединить  старообрядцев  всех  церквей  и  согласий.  У  нас  идентичность  в  церковной  культуре».

Пленарное заседание проходило в Кафедральном соборе Казанско-вятской  епархии РПСЦ. Фото Валерия Панова

Организаторов  у  конференции 2018 года много,  но  этот  тот  случай,  когда  надо  назвать  всех:  Русская  православная  старообрядческая  церковь  (Казанско-вятская  епархия),  Казанская  и  Чистопольская  общины  христиан  древлеправославно-кафолического  вероисповедания  и  благочестия  старо-поморского  согласия,  Национальный  музей  РТ,  Чистопольский  государственный  историко-архитектурный  и  литературный  музей-заповедник,  некоммерческий  фонд  культурного  и  исторического  наследия  по  объединению  научного  и  духовного  потенциала  в  социальном  оздоровлении  населения  «Русская  старина».

 

На  конференцию  прибыли  не  только  жители  Татарстана,  но  и  гости  из  других  регионов,  в  частности,  Нижегородской  области,  Петербурга,  Ржева,  Чебоксар,  Ижевска.  Международная  старообрядческая  церковь  представлена  гостями  из  Литвы  и  Молдовы.  Многие приехали  из  Москвы,  где  только  что  завершила  свою  работу  первая  международная  конференция  «Всемирный  старообрядческий  форум».

До  начала  конференции  были  возложены  цветы  к  памятнику  митрополиту  Андриану  в сквере рядом с Кафедральным собором  Казанско-Вятской  епархии  Русской  православной  старообрядческой  церкви  (РПСЦ),  установленного  6  декабря  1916  года (сквер теперь  называют  Андриановским). 

На пленарном заседании к  участникам  конференции с  приветствием  обратились  митрополит  Московский  и  всея  Руси  РПСЦ  Корнилий  (Титов),  старший  наставник,  настоятель  соборной  моленной  РДКЦ  в  имя  Казанских  чудотворцев  Гурия,  Варсонофия  и  Германа  в  Казани  о.  Александр Хрычёв,  глава  фонда  «Русская  старина»  Василий  Кириллов. Было зачитано приветствие Президента РТ Р. Минниханова.

В  рамках  конференции  были  организованы  три  секции.  Секция  «Старообрядческая  благотворительность:  духовные  и  светские  аспекты»  работала  в  Кафедральном  соборе  Казанско-Вятской  епархии  РПСЦ. Здесь было рассказано об опыте благотворительности казанских купцов Ивана Чунина, Якова Шамова, семьи Калягиных, старообрядческих общин Удмуртии. 

Секция  «Исторические  судьбы  старообрядчества»  работала  в  Музее  истории  КФУ.  Среди  участников  конференции  были  не  только  старообрядцы  (мужчин  легко  узнать  по  характерной  бороде),  но  и  представители  других  конфессий,  интересующиеся  историей  религии, конкретно - старообрядцев.  Организаторы  конференции  пригласили известных  казанских  краеведов: Анатолия  Елдашева,  Льва  Жаржевского,  Сергея  Саначина, выступления  которых  были встречены с большим интересом. Ряд докладов был посвящен конкретным старообрядческим купцам: Ивану Оконишникову, Василию Савинову, семьям Рахмановых, Пастуховых и Морозовых. В двух докладах - С. Саначина, И. Алексеева и Л. Алексеевой - обосновывалась возможность авторства знаменитого сказания о явлении Казанской иконы Божией Матери в Казани священнику Иеремию, в будущем архиепископу Казанскому и Свияжскому. Общепризнанно авторство отца Ермогена (Гермогена), в будущем патриарха Московского и всея Руси.

На второй секции выступили гости из Молдавии (П. Донцов, Д. Николаев, тема доклада - "Традиции старообрядческой благотворительности и опыт староверов Молдавии") и Литвы (Д. Щеголев, тема доклада - "Особенности благотворительности в ареале нетрадиционной среды проживания староверов).

В  работе  второй  секции  принимала  участие  Любовь  Агеева. Учитывая ее интерес к истории и современной жизни старообрядцев, реализованный в ряде публикаций нашего издания, ее даже пригласили в президиум секции.  

Участникам  конференции  была  предложена небольшая культурная  программа. Перед  ними  выступил  Московский  старообрядческий  хор  Покровского  кафедрального  собора. 

 4  октября  конференция работала в Чистополе. Ее участников приветствовал директор Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника А. Печёнкина. 5 докладов были посвящены чистопольским старообрядцам, общине в целом и конкретно Струковым, Абрамовым, Челышевым. Гости  посетили  краеведческий  музей,  совершили экскурсию  по  старообрядческим  местам  Чистопольского  района.

Становление  и  развитие  этого  города  во  многом  определялось  старообрядческими  семьями.  Как  выяснилось,  одной  из  острых  проблем  старообрядцев  этого  города  является  возвращение  общине  принадлежащего  государству  здания  бывшей  богадельни  на  Нариманова,  56.

В  «Казанских  историях», в рубрике «Читальный зал», опубликованы  некоторые  доклады конференции:

Планируется  издать  по ее итогам  сборник  со  всеми  выступлениями.

Заключительное  пленарное  заседание  конференции  прошло  в  Усадьбе  Чукашева. Участники конференции приняли резолюцию, в которой изложили задачи старообрядческих общин и проблемы, которые нельзя решить без помощи власти, республиканской и муниципальной. В документе выражена благодарность лично Президенту республики Р. Минниханову - за конкретную помощь старообрядческим общинам.

РЕЗОЛЮЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ», ПОСВЯЩЁННОЙ ПАМЯТИ ЯКОВА ФИЛИППОВИЧА ШАМОВА (1833 -1908)

Участники республиканской научно-практической конференции с международным участием «Традиции старообрядческой благотворительности», прошедшей в городе Казани 3-4 октября 2018 года, подчёркивая важность и актуальность рассмотренных на ней вопросов, выражают единое мнение о необходимости дальнейшего возрождения и укрепления духовных традиций православия, изучения истории старообрядчества, восстановления исторических храмов и часовен, возвращения верующим незаконно изъятых святынь, расширения практики социальной работы, выступают за дальнейшее развитие государственно-религиозного диалога, межконфессионального и межнационального взаимодействия.

Состоявшаяся встреча стала новым шагом к развитию сотрудничества и взаимопонимания между древлеправославными христианами, к укреплению соработничества в сфере общественной жизни, в общем деле сохранения культурного наследия, возрождения традиций благотворительности и семейных ценностей.

Участники конференции приветствуют возрождение традиций старообрядческого предпринимательства. Для старовера-хозяина – землевладельца, промышленника, купца – наряду с предприимчивостью, активностью и деловой хваткой, неизменно были характерны честность, добросовестность, неукоснительное соблюдение норм деловой этики, попечение о делах благотворительности. В принципиально новых экономических и социальных условиях должны сохраниться лучшие нравственные и деловые нормы старообрядческого хозяйствования.

Полагаем необходимым развивать культурное сотрудничество между старообрядческими религиозными организациями России и других стран, оказывая взаимную помощь в делах сохранения памятников истории и культуры, социального служения. Приближающееся празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума должно и далее готовиться совместными усилиями староверов всего мира.

Участники конференции особо отмечают значительный вклад руководства Татарстана и лично Президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова в развитие конструктивных отношений со старообрядцами. При финансовом содействии привлекаемых меценатов осуществляются ремонтно-реставрационные работы в кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), организация в нём Музея истории старообрядчества, на муниципальном уровне решаются вопросы выделения земельных участков под строительство храмов. Органами власти республики оказывается поддержка в возвращении и реставрации христианских святынь, расположенных на Арском кладбище города Казани, благоустройстве мест захоронений известных деятелей старообрядчества.

Вместе с тем, несмотря на усилия руководства Татарстана, долгое время остаётся нерешённым вопрос о возвращении Казанской общине Христиан Древле-православно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старопоморского Согласия Прилуцкого храма, находящегося в собственности АО «Желдорипотека». В данной связи участники конференции обращаются к представителям федеральных властей с просьбой оказать содействие в деле восстановления исторической справедливости и обеспечить соблюдение российского законодательства в части возвращения верующим объектов религиозного назначения.

Благодарим органы государственной и муниципальной власти за возвращение верующим старообрядческих часовни и «сторожки» на Арском кладбище города Казани и обращаемся с настоятельной просьбой к руководителям городов Казани и Чистополя придать статус вероисповедальных старообрядческим кладбищам – Арскому старообрядческому кладбищу города Казани и старообрядческому кладбищу в городе Чистополе.

Просим руководство Республики Татарстан оказать содействие Чистопольской общине Христиан Древле-православно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-поморского Согласия в возвращении старообрядческого молитвенного храма, находящегося в городе Чистополе (улица Нариманова, дом 56а), а также – Чистопольской общине РПСЦ в возвращении исторического здания храма, расположенного по адресу: город Чистополь, улица К. Маркса, дом 3 (известного как «дом купца Тарасова»).

Предлагаем также, в целях популяризации истории городов Казани и Чистополя, разработать, совместно с Казанско-Вятской епархией РПСЦ, Казанской и Чистопольской общинами Христиан Древле-православнокафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-поморского Согласия, специальные туристические маршруты по старообрядческим местам, с включением в них храмов Казанско-Вятской епархии РПСЦ, Музея истории старообрядчества, бывшей Шамовской больницы (с устройством в ней мемориальной комнаты) и других объектов.

Выражаем уверенность в том, что проведение республиканской научно– практической конференции с международным участием «Традиции старообрядческой благотворительности» будет способствовать дальнейшему приобретению и накоплению объективных исторических знаний о прошлом старообрядчества, расширению диалога между представителями науки, культуры и религии, консолидации усилий старообрядческих организаций и государства в деле укрепления в обществе традиционных духовных ценностей.

Особо благодарим руководство Татарстана и лично Рустама Нургалиевича Минниханова за предоставление возможности и содействие проведению в городах Казани и Чистополе старообрядческих конференций и выражаем надежду на то, что таковые станут традиционными и взаимополезными.

 

Читайте  в  «Казанских  историях»:

Жизнь  дана  на  добрые  дела  –  купец  Шамов 

Склеп  Якова  Шамова  после  реставрации 

На  бывшем  Часовенном  погосте  Арского  кладбища  начались  богослужения

По  плодам  их  узнаете  их:  памятник  митрополиту  Андриану  в  Казани

Старообрядчество  как  часть  общенациональной  культуры  (из  доклада  о.  Андриана)

Старообрядческие  храмы  в  Казани 

Ольга  Малышева.  «Еретические  догматы  принять  не  можем»

История  благотворительности  в  дореволюционной  Казани.  Алсу  Хайруллина:

  «Человеколюбивое  общество»  –  завещание  потомкам

Первая  мировая  война:  в  Казани  ожидали  прибытия  ста  тысяч  беженцев

Всегда  приходить  на  помощь  нуждающимся

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить