Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вспомним тех, кого на долгие годы забыли

12 января казанцы узнают имена трех участников войны: Федора Алексеевича Овечкина, Василия Дмитриевича Скребнева и Михаила Ивановича Гундорова, незаслуженно забытых соотечественниками, при всем внимании к памяти погибших во время Великой Отечественной.

Самолет Пе-2 под номером 14/11, который пилотировал Федор Овечкин, потерпел катастрофу не на фронте, а в глубоком тылу. 12 января 1942 года экипаж получил ответственное задание – доставить из Казани в Москву главного конструктора авиационного завода №22 Владимира Петлякова.

Владимиру Михайловичу в таких случаях предоставляли заводской самолет. Однако в тот день он был приготовлен для полета в Сталинград. Петлякову предложили ехать поездом, но он отказался. Решил лететь на боевом самолете.

В полет были направлены две машины, подготовленные для 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА с экипажами, которые прибыли в Казань 9 января и 11-го должны были вылететь на подмосковный военный аэродром Монино. Экипажи были опытные, не раз выполняли боевые задания, а Овечкин, которого назначили старшим труппы, имел более 500 часов налета на Пе-2. Заместитель командира эскадрильи и пилотировал самолет с важным пассажиром.

Во время полета в районе трех км от станции Камкино (Сергачский район Горьковской области) на борту этого самолета начался пожар – загорелся правый двигатель. Самолет, резко снижаясь, ударился о землю и взорвался. Все, кто был на борту, погибли.

По злой иронии судьбы Петляков погиб в самолете собственной конструкции. О версиях произошедшего написано много, как специалистами, так и любителями истории авиации. Несколько публикаций можно найти в газете «Казанские истории». Сегодня речь не об этом, а о том, что произошло после того скорбного события.

Хоронили сразу четверых. Владимира Петлякова и членов экипажа погребли на Центральной аллее Арского кладбища. Когда устанавливали на месте захоронения современный мемориальный комплекс, на памятной стеле оказалось только имя Владимира Петлякова.

Могилы летного экипажа были утрачены. Если имя Федора Овечкина было восстановлено из небытия и его можно найти на одной из памятных стел воинского участка Арского кладбища, то имена двух других членов экипажа долгие годы оставались неизвестными.   

Известный казанский краевед Ильдар Валеев нашел в архиве документы об этой авиакатастрофе и уточнил состав экипажа, с которым летел Владимир Петляков. В своей книге о летчиках казанского авиазавода, изданной в 2015 году, он привел имена всех погибших в том полете: главный конструктор Казанского завода № 22 В.М. Петляков, летчик Ф.А. Овечкин, штурман М.И. Гундоров и стрелок-радист В.Д. Скребнев.  Краеведу удалось найти снимок захоронения, скорее всего сделанного авиазаводом: четыре могилы объединены общей оградой, в середине – оригинальный памятник авиаконструктора, по трем углам – надгробия членов экипажа.

 

 

Краткие биографии членов экипажа: пилота Федора Алексеевича Овечкина, уроженца Тульской области, капитана с 2 января 1942 года; воздушного стрелка-радиста Василия Дмитриевича Скребнева, уроженца Воронежской области, сержанта; штурмана Михаила Ивановича Гундорова, уроженца Ростовской области, выпускника Краснодарского военного авиационного училища, лейтенанта с 2 января 1942 года, стали известны после выхода в свет книги Ильи Прокофьева «Всех назовем поименно» (Казань, «Отечество», 2018).  

Несколько лет Ильдар Валеев стучался в самые разные инстанции с предложением устранить историческую несправедливость и установить на стеле Владимира Петлякова памятную доску с именами членов летного экипажа, погибшего вместе с ним. Нашел родственников Владимира Михайловича, которые поддержали его инициативу. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда он объединил свои усилия с Любовью Агеевой, руководителем исследовательской группой Института истории имени Ш. Марджани, работающей на Арском кладбище,  руководством Объединения «Отечество» Республики Татарстан и Управлением по организации ритуальных услуг Мэрии Казани.  Нашлись и средства на изготовление мемориальной надписи, кстати, весьма скромные.

Установку памятной доски приурочили к дню гибели экипажа. Это хорошая возможность помянуть тех, кто погиб 12 января 1942 года.

Напомним, что это уже второй случай содружества людей, заинтересованных в сохранении памяти об участниках Великой Отечественной войны. В 2019 году Объединение «Отечество» РТ по инициативе того же Ильдара Валеева поставило в ограде летчика-испытателя Отто Немета на Арском кладбище памятную гранитную стелу с именами трех членов летного экипажа, потерпевшего катастрофу 13 ноября 1941 года (Никто не забыт – это не просто слова). Хоронили четверых, но три могилы странным образом исчезли.

Как видим, хорошо известные строчки Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто» на гранитной стеле Пискаревского кладбища, где покоится прах тысяч ленинградцев, не переживших блокаду,  -  для некоторых из нас это не только слова.

 Начало траурной церемонии открытия памятной доски на Центральной аллее Арского кладбиша (правая сторона между седьмой и восьмой аллеями) в 11 часов.

Читайте в «Казанских историях»:

Петляков Владимир Михайлович, авиаконструктор

Погиб в самолете собственной конструкции

Улетевшие навсегда

Всех назовем поименно

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить