Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1972 – Решением Совета Министров ТАССР имя Героя Советского Союза Магубы Хусановны Сыртлановой присвоено улице в микрорайоне Горки-1 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань – город на воде: какой будет «Новая Портовая»

14 июня главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева приняла участие в презентации проекта «Новая Портовая» экспертному сообществу Казани.

Это уже не первое представление проекта редевелопмента территории в районе речного порта, но на этот раз участникам презентации представилась возможность увидеть настоящее и будущее этой части города своими глазами. Встреча представителей застройщика с экспертами проходила на борту теплохода, который за время разговора обогнул северную косу и вернулся обратно в речной порт со стороны южной косы. Эти искусственные сооружения возникли здесь в процессе создания Куйбышевского водохранилища. 

Эксперты имели уникальную возможность увидеть ту часть города, которая на данный момент еще является промышленной зоной.  

Проект комплексного развития портовой зоны представила на встрече Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани. Рассказав о перспективах создания нового казанского микрорайона, она предложила экспертному  сообществу обсудить проблемы сохранения культурного наследия здешних мест.

Ведь под реновацию подпадает Ново-Татарская слобода. В связи с этим на встречу были приглашены историки, краеведы, музейные работники, специалисты по культурному наследию, архитекторы, а также имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин и даже три старожила слободы: известный художник Рушан Шамсутдинов с  женой Наҗией и Анвар Биктимеров, член Совета ТРО ВООПИиК, приглашенные Ниязом Усмановым, и.о. руководителя  префектуры «Старый город».

Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, и Мансур Джалялетдин, имам-хатыб мечети Аль-Марджани

Любовь Агеева представляла не только редакцию газеты «Казанские истории», но и, как член Совета ТРО ВООПИиК, краеведческое сообщество Казани. На встречу были приглашены также репортеры  из других СМИ.

Что есть

«Новая Портовая»  ЖК «Яналиф» на фоне портовых кранов

На берегу Волги недалеко от Казанского кремля на данный момент находится территория площадью 287 га. Здесь многие годы была важная промышленная зона, которая сегодня начала утрачивать свое значение. Грузовой терминал речного порта уже не играет той роли, какая у него была  прежде. Если раньше горожане мирились с тем, что, живя на Волге, они ее практически не видели, то сегодня, когда облагорожены набережные Казанки, появилась потребность, а главное ― возможность открыть прямой доступ и к Волге.

В связи с этим принято решение перенести грузовой терминал «Татфлота» в другое место, оставив в речном порту только пассажирский терминал. Утратит свое назначение и зерновой элеватор компании «Эдельвейс Групп». Назначение этих объектов останется больше как память места, чем как функционал. Пока и грузовой терминал, и элеватор работают.

Выведение грузовых мощностей речпорта заложено в Генплане Казани, поэтому бизнес должен быть готов к переезду. Пока элеватор, который может хранить 110 тысяч тонн зерна, переполнен. Существующий зерновой элеватор может заменить новый зерновой терминал «Свияжск-Зернопродукт» мощностью 112,5 тыс. тонн, чье строительство анонсировала фирма «Август». Трейдеры привозят на грузовой терминал инертные грузы для строительного комплекса республики. На берегах хорошо видны огромные курганы песка. Новое  место для этого тоже найдется.

Для реализации грандиозных планов потребуется вынести за территорию комплексной застройки на улице Портовой канализационные коллекторы от КНС «Заречная», убрать гаражный комплекс «Якорь». Согласно мастер-плану комплексного развития территории планируется построить 1,5 млн кв. м жилья и 1,3 млн кв. м коммерческих помещений, а также набережную протяженностью 12 км. На выполнение плана отведено 10 лет.

На первом этапе выводить бизнес с портовой территории не планируется.  Активный процесс пойдет после того, как начнется строительство набережной. На эти цели планируется привлечь федеральные ресурсы, но пока их нет.

Первая очередь застройки «полуострова» охватит 6 га рядом с улицей Меховщиков. Первопроходцем стала группа компаний «СМУ-88», основанная депутатом Государственной Думы Ильей Вольфсоном. На встрече с экспертным сообществом ее представлял Наиль Галеев, генеральный директор.

Проект разработало московское архбюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Кстати, эта компания подготовила новую концепцию Соборной мечети в Адмиралтейской слободе, на месте пескобазы.

Проект редевелопмента носит название «Новая Портовая». Идея реновации этой территории принадлежит раису РТ Рустаму Минниханову и мэру Казани Ильсуру Метшину. В 2012-2013 годах Рустам Нургалиевич дал поручение переосмыслить район улицы Портовой, чтобы вдохнуть в промзону новую жизнь. Но воплощать идею начали только сейчас, так как появились соответствующие законодательные механизмы. Старт проекту дали в сентябре 2022 года. В настоящее время на берегу Волги уже приступили к возведению нового жилого комплекса, состоящего из 20-ти домов премиум-класса. Сдать его планируется в 2031 году, первые четыре дома заселят уже в 2025-м.

 Фото из газеты "БИЗНЕС Online"

Комплексное развитие территории потребует 500 млрд рублей инвестиций, из которых 18 млрд потратят на проект «СМУ-88». Проект прибрежной зоны намерен финансировать Сбербанк.

По задумке разработчиков, «Новая Портовая» ― это градостроительный проект, аналога которому в России практически нет. Территория станет уникальным пространством, в котором соединятся жилье, общественные и культурные сооружения, а также огромная зона отдыха. По мнению экспертов, Новая Портовая может стать притягательным центром не только для туристов, но и для всех горожан. А кому-то представится возможность поселиться в оригинальных домах, похожих на корабли.

Что будет

Место слияния двух культур  индустриальной и национальной

С развитием этой зоны связано множество аспектов, но 14 июня на обсуждение была вынесена одна тема ― как сохранить историческое и культурное наследие на территории, которую будут обустраивать, так сказать, по последнему слову техники? Важно отметить, что сохранять это наследие планируют не отдельными фрагментами, как это зачастую делается, а согласно общей концепции застройки, даже в жилой части. С точки зрения разработчиков, ценна комплексность застройки, и не только с точки зрения архитектуры, комфорта для жизни и отдыха, но и для атмосферы места как носителя истории города, его национального своеобразия.

Эта территория хранит в себе преемственность двух эпох: это национальная татарская культура XVII-XIX веков и индустриальное прошлое советского времени. В контексте реновации важно сохранить баланс между новым и прошлым, учитывая всё богатство культурного наследия нашего города и национальные традиции.

―  Концепцию проекта «Новая Портовая» мы выносили в своем сердце. Эту территорию все хорошо знают – очень необычное место. Я представлю ее как две руки матери, которые обнимают дитя. Кто-то говорит, что это ― как магнит, притягивающий к себе, ― сказала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. ― Во всем мире портовые территории территории с особым назначением. И в Европе, и в Америке сегодня это в основном депрессивные территории, в которые приходит новая жизнь.  Порты преобразовываются, обустраиваются набережные. Это места повышенного интереса и со стороны архитекторов, и со стороны инвесторов».

Как сказала Тухватуллина, при разработке концепции развития проектанты основывалась на опыте коллег из-за рубежа.  В качестве примера она привела порт в ЮАР, где внутри элеватора открыли гостиницу.

Подобный опыт мечтают повторить и в Казани. И это возможно, ведь территория для архитектурного эксперимента огромная ― элеватор в речном порту считается самым большим в мире. Проплывая мимо него, мы могли убедиться, какая это громадина. В нашем случае в элеваторе хотят открыть какое-нибудь высшее учебное заведение, и непременно мирового уровня. Естественно, от сооружения останутся только внешние стены. Также в планах сохранить часть погрузочных кранов, расположенных вдоль всего берега застраиваемой зоны.

Перемены ждут и территорию речных ворот Казани. «Мягко говоря, на данный момент ворота не отвечают требованиям, которые предъявляются к ним, — сказала Тухватуллина. И добавила: — По логике этой территории здесь будут созданы большие пространства, где отдыхающие смогут оставить свои автомобили. Предлагается также сделать кольцевое движение по территории электробусов.

В планах ― 12-километровая набережная, где предусмотрены стоянка для маломерных судов и зеленая зона. Изюминкой пространства станут арт-объекты в виде реальных грузовых кранов, которые помогут сохранить память о старом речном порте.

В жилой зоне особое внимание уделяется внешнему виду домов. По мнению главного архитектора Казани, «здесь типовые проекты применять нельзя. Необходимы новые нестандартные пространства». Такое решение нужно не только для красоты, но и для формирования особого отношения людей к жизни. Особенно у подрастающего поколения.

 «Хочется воспитывать в детях стремление к творчеству, а когда они живут среди одинаковых «прямоугольников», то на подсознательном уровне воспринимают это как единственный вариант жизни», — считает Тухватуллина.

По этой же причине объекты будут проектироваться из натуральных материалов, а не из пластика.

По берегам обеих кос предполагают расположить гавани. На одной из них разместится детская парусная школа, на другой ― гастрорынок (гастрономическо-развлекательный центр, где можно будет не только купить свежие продукты, сытно пообедать или познакомиться с кухней самых разных стран мира, но еще и посетить какое-нибудь культурное мероприятие, концерт, например).

Вдоль всей набережной будет построено большое количество культурных объектов. Как отметила Ильсияр Мисхатовна, место для музеев предусмотрено в самом центре «Новой Портовой». Авторы проекта заранее подумали о социальной инфраструктуре. Здесь построят 20 детских садов и 4 общеобразовательные школы. Планируются оздоровительно-восстановительный курорт и медицинский центр.

Первый жилой комплекс, который отличается новым подходом к проектированию, назвали «Яналиф». Определяя название, имели в виду оба  значения этого слова. Оно означает татарскую графику на латинской основе — была такая в первые годы советской власти (История повторяется). Одновременно «Яналиф» ― это пишущая машинка, которую производили когда-то в Казани (Машинка с названием «Яналиф»; Судьба изобретателя Аскара Шейх-Али). В настоящее время завершена заливка фундамента домов первой очереди, уже идет их строительство на уровне первых этажей. 

Светлана Измайлова и Умида Гапарова, заместитель директора Национального музея РТ 

«Мы, когда строим, всегда что-то облагораживаем вокруг. Нам важен не только сам объект, нам важно повысить качество жизни, которое в нем будет.  Вот и эта территория, она не только для жильцов, но и для всех казанцев, — сказал генеральный директор группы компаний «СМУ-88» Наиль Галеев. —  Сегодня мы на берегу Волги, к сожалению, погулять не можем. Поэтому перед нами стоит первая задача – организовать сквозные проходы, чтобы горожане могли пройти по всему берегу Волги. Вторая задача — сделать территорию узнаваемой, чтобы при взгляде на фотографию, сделанную здесь, было понятно — это Казань».

По словам Галеева, архитектуру необходимо сделать узнаваемой, а для этого следует заложить в проекты определенные смыслы. «Что должно быть? Какая жизнь? Какие архитектурные формы и идеи? На что обратить внимание в первую очередь?» — такие вопросы задал он участникам речной прогулки.  

Территория для всей Казани: мнения и предложения

Обсуждение шло около двух с половиной часов. Высказались все, по очереди, как в школе. И у каждого нашлось что предложить. Было высказано более 10-ти ценных мыслей и даже идей по сохранению историко-культурного наследия Ново-Татарской слободы, и не только. Перечислим некоторые из них:

— Увековечить память выдающихся жителей слободы в названиях улиц и памятников ― эту идею озвучил директор Института истории имени Ш. Марджани АН РТ Радик Салихов. В Ново-Татарской слободе жили известный в исламском мире богослов Габденнасыр Курсави, династия просветителей Амирхановых.

— Продумать использование территории горожанами и туристами не только летом, но и зимой — предложила директор Комитета по развитию туризма Исполкома Казани Дарья Санникова.

— Сделать спуски к воде, как в других волжских городах— таково мнение профессора Александра Девятаева, доктора медицинских наук. В качестве плохого примера он привел набережную Казанки: «Набережная теперь есть, а реки нет, недоступна».

Александр Михайлович, сын легендарного летчика-истребителя, имеет свой интерес к территории речпорта. Когда-то его отец водил по Волге быстрокрылые суда. Рядом со зданием речного вокзала — домом под номером 1 по улице Михаила Девятаева — есть мемориальная зона Героя Советского Союза. Именно здесь со временем появится памятник Михаилу Петровичу. Можно будет посидеть у каштана, который он посадил. С предложением не потерять дерево и его молодую поросль в процессе изменения территории выступили активисты ТРО ВООПИиК.  

Он также предложил вернуть зданию центрального речного вокзала исторический облик: оно «исковеркано последними переделками».  Напомним: речной вокзал Казани построили в 1962 году по проекту архитектора Исмаила Гайнутдинова. В здании вокзала архитектор соединил стеклянную стену фасада с керамическими панно, мозаиками, что напоминало облицовку глазурованной и известняковой плиткой булгарского периода. Сегодня всё утрачено. С 2005 года у здания появилось два новых этажа, частичное зеркальное остекление и керамогранитный фасад.

По проектам Гайнутдинова создавались интерьеры и фасады Театра оперы и балета, фасад главного здания КХТИ, строился Дом культуры меховщиков,

К слову, в ДК меховщиков открылся первый лофт (это любое промышленное пространство, которое изменило свою функцию). Его устроители пошли по стопам американского художника Энди Уорхола, превратившего старое промышленное здание Нью-Йорка в очаг культуры. В рамках проекта «Территория современного искусства» 300 кв. м бывшего ДК превращены в пространство, где будут проходить художественные и фотовыставки, мастер-классы, fashion-показы, лекции, презентации, спектакли, кинопоказы, встречи с интересными людьми.

 

Художник Рушан Шамсутдинов

— Не закрывать новой застройкой вид на минарет мечети Иске Таш с воды. Каждый новый акцент надо сопоставлять с историческими акцентами. Полезно изучить оставшиеся старинные объекты на территории и в случае выявления их ценности придать им статус памятника культурного наследия — предложил заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов. По его мнению, можно представить здесь тему добычи нефти, она почти не находит отражения в Казани, столице одного из известных регионов нефтедобычи России. В слободе сохранился дом «Мазута», построенный в 1840 году. В XIX веке здесь была контора общества по торговле мазутом, напомнил Файзрахманов.

Он предложил также переместить на новую территорию музей 1000-летия Казани, который работал в НКЦ «Казань», а после открытия там Национальной библиотеки остался без крыши над головой. Эту идею поддержала и Любовь Агеева. Но добавила — если и создавать тут такой музей, то вместе с Музеем национальной культуры, как это было в НКЦ. Он тоже не работает уже несколько лет.

Она же предложила создать на улицах «Новой Портовой» экспозиционные зарисовки из жизни территории, которая оказалась затопленной при строительстве Куйбышевской ГЭС.

Еще одно предложение Агеевой – создать музей по типу того, что она видела в Осло, на полуострове Бюгдой (Народный музей – визитная карточка Осло). В нем реконструировано восемь квартир, дающих представление о жизни разных слоев норвежского общества с конца XIX по начало XXI века. В Норвежском музее истории культуры (Norsk Folkemuseum), расположенном под открытым небом, ее внимание привлек один из «экспонатов» – типовой жилой дом (у него в Осло был конкретный адрес), в котором воссоздан быт нескольких поколений этой северной страны. Здесь реконструировано восемь квартир, дающих представление о жизни разных слоев норвежского общества с конца XIX по начало XXI века. «Было бы хорошо открыть такой музей в одной из пятиэтажек на улице Зайцева. Мы знаем, какой популярностью пользуется в Казани Музей социалистического быта. И у нового музея, уверена, посетителей будет много», — сказала Любовь Владимировна.

Идею другого арт-объекта предложил старожил Ново-Татарской слободы Анвар Биктимеров — дать задание студентам КГАСУ смешать архитектурные стили разных исторических эпох в своеобразном уголке «Тысячелетней Казани». По его мнению, необходимо сделать пляж и обязательно сохранить островки зелени. Его заверили, что так и будет.

Большинство предложений в той или иной форме касалось татарского своеобразия территории, примыкающей к Ново-Татарской слободе. Например, предлагалось обустроить Ново-Татарское кладбище, где похоронены видные деятели татарской культуры, задуматься о благоустройстве территории у Азимовской мечети и пятой горбольницы, где когда-то располагалось древнее татарское кладбище.

А вот мусульманский и общественный деятель Рустам Батров, напомнив слова Герцена о том, что Казань — место встречи двух миров, предложил развить эту тему — о месте встречи Востока и Запада. Один мир можно воссоздать на одной косе, второй — на другой. Сама территория к этому подталкивает.

Организаторы встречи пообещали изучить все предложения и по возможности учесть их в процессе реновации территории. Представитель застройщика объявил о запуске цикла обсуждений планов ее развития с разными городскими сообществами.

Планы вообще амбициозные — проект «Новая Портовая» должен стать узнаваемым не только в России, но и в мире.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить