Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Август | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
-
1944 – В немецкой тюрьме Плетцензее казнены на гильотине Муса Джалиль и 9 его соратников по антифашисткой организации
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Опыт Максима Горького: жизни учат не только в университетах
- 06 июля 2025 года
С 4 по 6 июля в Республике Татарстан проходил фестиваль «Горький+».
Пятьдесят культурных событий разного формата на 11-и площадках трех городов – это итог фестиваля «Горький +», который существует уже четыре года. В Казани он проводится во второй раз (о первом фестивале в 2023 году — Фестиваль искусств «Горький +»: театр, где только можно).
Для фестиваля подготовлены три самостоятельные программы. Есть событиях, которые повторяются, но значительная часть каждой программы формируется с учетом местной специфики. Поскольку у Нижнего Новгорода, Казани и Москвы — свой Горький.
Изначально фестиваль задумывался как московский. И стал возможен благодаря дружбе народного артиста России Евгения Миронова и директора московского ЦПКиО имени Горького Елены Лупиной.
– Когда руководишь парком, который носит имя знаменитого писателя, он становится тебе родным человеком, – призналась журналистам директор московского парка. – И мне очень импонирует, что из локального проекта фестиваль разросся до тех мест, которые были родными для Алексея Максимовича. Это Нижний Новгород, где фестиваль уже прошел, и Татарстан.
Единственное – у меня теперь белая зависть. Так масштабно и гостеприимно принять фестиваль, как в Татарстане, московский Парк Горького точно не сможет.
Начался фестиваль в Нижнем Новгороде, где он проходил с 20 по 22 июня, второй была Казань, в августе — очередь Москвы.
– Для меня важно, чтобы мы не просто приехали, запустили шарики, выступили и отчалили обратно. Хочется, чтобы проекты, которые создавались в рамках фестиваля, потом продолжали работать как в регионе, так и за его пределами, – сказал на пресс-подходе Евгений Миронов, арт-директор фестиваля, художественный руководитель Государственного театра Наций. – Мы привезли с собой несколько спектаклей, которые уже состоялись, и их можно показывать во многих городах. Но ценно то, что местная творческая интеллигенция тоже подключается к процессу.
Он подчеркнул, что фестиваль — не просто набор культурных событий. Это целенаправленный взгляд на пролетарского писателя Максима Горького, которого в годы перестройки ретивые ниспровергатели нашего прошлого пытались задвинуть на задворки истории как певца зарождавшейся социалистической действительности. Однако его отношение к новой России было далеко не однозначным, в чем можно было убедиться на спектакле «Горький оптимизм», который все три дня фестиваля шел в театральной резиденции «Особняк Демидова».
– К сожалению, для многих Горький так и остался где-то в соцреализме, и мы были одними из первых, кто снял пыльный томик писателя с полки и заново его открыл, чтобы взглянуть и на историю страны, и на сегодняшнюю Россию через призму личности и творчества этого большого художника. И так получилось, что это нашло отклик не только в Москве, но и еще в двух городах – в Нижнем Новгороде, где родился Алексей Максимович, и в Казани, где он влюбился, страдал и где становился писателем», – сказал Евгений Миронов на пресс-конференции в ТАСС.
Нам интересна фигура самого Алексея Максимовича, да ещё в таком переломном моменте истории, который очень напоминает сегодняшнее время. С этой точки зрения очень интересно, как великий художник, как гражданин, как личность очень неординарная, как он переживал эти процессы и сложную пору. И как его современники тоже все это воспринимали. Поэтому фестиваль получился настолько мультиформатным.
Фестиваль «Горький+» создавался с целью сохранения литературного наследия Максима Горького и знакомства с его жизнью и творчеством самой широкой аудитории. История проекта берет свое начало от фестиваля «Горький в Парке Горького» в московском парке имени Горького, который впервые состоялся в 2022 году. С 2023 года фестиваль был уже не только московским. К нему присоединились Нижний Новгород, где писатель родился, и Казань, где он, не став студентом Императорского Казанского университета, учился в другом, не менее важном «университете» — жизненном.
В отличие от фестиваля 2023 года, на этот раз фестивальных площадок было меньше. Но впервые фестиваль вышел за пределы центра города и даже за пределы Казани.
Для общественного пространства казанского микрорайона «Салават Купере» были подготовлены три проекта: музыкальная программа «Горький в городе», спектакль-променад «Восточный экспресс» Альметьевского уличного театра «Легкие крылья» (история о том, как обычное путешествие на «Восточном экспрессе» неожиданно превращается в захватывающую погоню за похитителем драгоценностей, в которой одним из участников неожиданно стал Максим Горький), и кинотеатр под открытым небом, где были показаны киноверсии спектаклей, созданных специально для фестиваля «Горький+» («Рождение человека», «Горький в цифрах и фактах», «Фабрика счастья» и «Горько!»). Гостем микрорайона в один из дней фестиваля стал Евгений Миронов.
— Я бы мечтал, чтобы такой парк был рядом с моим домом! Такой прекраснейший парк, когда еще здесь можно посещать мероприятия, не просто гулять, а еще и образовательная миссия есть у таких мест, очень здорово это сделано, я в восхищении! — поделился он впечатлениями с журналистами.
В орбиту фестиваля вошел Альметьевск, где в государственном татарском драматическом театре российский режиссер Ярослав Жевнеров создал эскиз спектакля по рассказу «Голубая жизнь». Это был показ в рамках творческой лаборатории режиссеров из стран БРИКС. На камерной сцене Театра Камала индийский режиссер Мохит Такалкар показал эскиз спектакля «Васса», а в универсальном зале режиссер из Китая Лю Ичень представил «Дети солнца».
– Для нас это было открытие, – сказал Евгений Миронов. – Я понимаю, Чехов и Достоевский – наверное, это интересно больше нашим западным коллегам. Даже больше интересно, чем в России. Горький часто ставился, особенно в Германии. Но тут такой интерес к автору со стороны азиатских стран... И он только расширяется. Почему я так уверен? Потому, что уже есть заявки на следующий фестиваль.
Основной площадкой стало новое здание Театра Камала, который открыли весной нынешнего года. Там и состоялось открытие фестиваля. Казанцы и гости города встретились с Евгением Мироновым, который пригласил их на необычный моноспектакль, название которого — «Рассказы Горького» — не оставляло сомнений в его жанре. Знаменитый актер в сопровождении Московского камерного хора имени Минина под руководством Тимофея Гольберга прочитал два рассказа Горького.
– «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» для меня – это новый опыт, – признался актер. – Я никогда с хором не выступал. И у меня на репетиции была одна задача. Как сделать так, чтобы меня услышали. Такая мощная и трагичная, и романтичная история. Что первая, что вторая. Это было интересно.
Даже те, кто шел просто «на Миронова», получили большое эмоциональное впечатление от того, что услышали. Многие наверняка не читали этих рассказов в детстве, хотя они включены в школьную программу, а если и читали, то забыли. Рассказы прозвучали на фоне музыки Сергея Рахманинова и Георгия Свиридова.
Театрализация — лучший урок для пропаганды классического наследия. Особенно если в роли учителя популярный актер. Спектакли такого формата сегодня популярны. Они позволяют знакомить широкую аудиторию с прозаическими произведениями известных писателей. В рамках фестиваля «Горький +» в 2025 год жители трех городов увидят два таких спектакля с участием Евгения Миронова.
В последнее время можно видеть инсценировки эпистолярного жанра. Это может быть художественное чтение, или настоящий спектакль, как «Горький оптимизм», в основу которого легла переписка Максима Горького, признанного классика русской литературы, и Гаяза Исхаки, будущего классика татарской литературы, в то время молодого человека, ищущего смысл жизни.
Спектакль, заявленный в жанре эскиза, поставил режиссер Артем Устинов. Драматург Дина Сафина написала пьесу для него специально к фестивалю. В спектакле были заняты актеры Казанского ТЮЗа Павел Густов, заслуженный артист РТ, которому уже доводилось играть знаменитостей — Достоевского, Бунина, и Сергей Лушкин. молодой актер, выпускник Казанского театрального училища нынешнего года, возможно, ровесник Гаяза Исхаки.
Поклонники творчества известного актера, народного артиста РФ Авангарда Леонтьева не могли пропустить встречи с ним, которая состоялась 6 июня. Программа, которую он показал в универсальном зале Камаловского театра, называлась «Наше все… Максим Горький. «Детство» (Горький. Судьба)».
Зрители узнали малоизвестные факты из биографии писателя, о наших современницах – внучках Горького, погоревали о трагической судьбе его сына Максима, которому посвящена повесть «Детство».
Народная артистка РФ Ольга Остроумова вместе со студентами Школы-студии МХАТ сыграла в Восточном зале Камаловского театра два спектакля «Итальянские истории» (режиссер Сергей Сотников).
Спектакль создан в жанре театрального концерта. В нём переплетаются музыка, навеянная итальянскими пейзажами, и сказки об Италии, написанные Максимом Горьким. В роли аккомпаниатора выступал Оркестр под руководством Армена Погосяна.
Евгений Миронов и Ольга Остроумова 5 июня были гостями села Красновидово, где находится единственный в России сельский музей Горького. Их встретили жители села в национальных костюмах.
Гостями музея в этот день стали около 70 человек, как взрослые, так и дети. Они увидели документальный фильм Алексея Федорченко «Горящий Горький», в котором соединились реальные факты, анекдоты и легенды. Он рассказывает об истории села, о Горьком, который в 1888 году залечивал здесь раны после неразделенной любви — Алеша Пешков стрелялся и чуть не умер, а также о других знаменитых людях, которые посещали Красновидово: императрице Екатерине, космонавте Юрии Гагарине… После концерта и кинопоказа в яблоневой роще артистов накормили только что сваренной ухой.
Фестиваль получился своего рода презентацией возможностей искусственного интеллекта в культурных проектах. В фильме «Горящий Горький» благодаря ИИ оживали старые фотографии. Инсталляцию «Несвоевременные мысли», которую показывали все три дня фестиваля в Тайницкой башне казанского Кремля, тоже создали с помощью нейросети — на музыкальном фоне звучал голос самого Максима Горького.
Авторы инсталляции — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, которых вдохновила не только мало известная книга писателя «Несвоевременные мысли», но и его личное письмо своему сыну.
У «Чаши» в дни фестиваля возник небольшой цирковой городок, где давали несколько представлений в день. Организаторы исходили из того, что Алеша Пешков любил цирк, сам хотел стать и гимнастом, и легкоатлетом, и силачом. Этого факта было достаточно, чтобы цирковые артисты показали казанцам своё мастерство в программе «Горькийлэнд 3.0».
Ее главным героем был Максим Горький, который осуществил свою мечту и стал цирковым клоуном и шпрехшталмейстером. Его текстовые вставки – это фантазии на тему «каким бы он был, если бы попал в цирк». В спектакле принимали участие музыканты, которые делали музыкальные вставки (зонги) между номерами и общались с Горьким-клоуном. Три клоунессы играли репризы на основе знаменитых произведений Горького («Старуха Изергиль», «Мать» и т. д.). В цирковом спектакле были представлены воздушная гимнастика, эквилибр, швунг-трапе, в нем участвовали силачи и иллюзионисты.
Как и в прошлом году, в программе фестиваля оказались не только московские проекты. Зрители могли познакомиться с творческими работами деятелей культуры нашей республики. Так, режиссер Елизавета Бондарь представила на сцене старого здания Камаловского театра мокьюментари-детектив «Одна фотография Максима» — о фотографе, которого привлекала фигура знаменитого писателя. Спектакль получился на стыке жанра драматического театра и театра кукол.
В программе фестиваля было много музыки. Заслуженный артист РТ Искандер Нуризянов подготовил музыкальный проект на татарском языке «Горький в музыке» с участием народной артистки Татарстана Эльмиры Калимуллиной, Ильгиза Шайхразиева и группы Yummy Music Band под управлением Юрия Федорова.
Симфонический оркестр Татарского академического театра имени Г. Камала под управлением Данияра Соколова пригласил любителей музыки 5 июня на концерт «Любимые композиторы Горького». Писатель любил самую разную музыку, как известно, Алеша Пешков даже участвовал в казанских оперных постановках, учился играть на скрипке и пианино, дружил с Шаляпиным, хорошо знал и любил народные песни, много общался и дружил с разными музыкантами и композиторами: Рахманиновым, Прокофьевым, Шапориным, Кабалевским. У него есть рассказ, который так и называется — «Музыка», два своих сочинения он назвал песнями — «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике».
В концерте прозвучали симфония №3 «Героическая» Бетховена, увертюра «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, Концерт для фортепиано с оркестром Грига (автор программы: Л. Барыкина).
В Лядском саду работала фотовыставка «Имени Горького», созданная Национальным музеем РТ и его филиалом — Музеем А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. В советское время имя писателя носили улицы, заводы, пароходы, театры и даже целые города, многие из этих названий сохранились и теперь. На этой выставке можно было узнать, как имя Горького увековечено в нашем крае. Это Музей Алексея Максимовича (теперь и Федора Ивановича Шаляпина), улица Горького в центре Казани, Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, Дворец культуры имени Горького в Зеленодольске, Дом культуры имени Горького в Казани…
Кстати, 17 июля Музей Горького и Шапляпина приглашает казанцев на лекцию младшего научного сотрудника Екатерины Абызовой. Тема — «Папские» обязанности: дети А.М. Горького».
Детский спектакль «Воробьишко» показывался в Музее Горького и Шаляпина все три дня дважды. Он поставлен по одноименной сказке Максима Горького. Это история для маленьких детей, рассказывающая о воробье Пудике и его храброй маме, а через воробьиное семейство — о большом мире вокруг.
В ходе спектакля дети и их родители становились соучастниками строительства гнездышка, вовлекались в птичьи игры, радовались счастливому спасению Пудика (творческая команда: режиссер — Радион Букаев, художник — Надежда Иванова, мама Воробьиха — Дарья Бакшеева, Воробьишко — Нияз Зиннатуллин).
Юные зрители рисуют Воробьишку
Казанский ТЮЗ планирует сделать эту постановку одним из репертуарных спектаклей. Именно так случилось с театральным эскизом режиссера Тимура Кулова, ставшим полноценным спектаклем «Мои университеты». Летом по улицам старой Казани ходит «Легкий человек», впервые показанный на фестивале 2023 года (променад режиссера Радиона Букаева).
Фестиваль в Казани завершился 6 июля спектаклем-концертом «Рождение человека» (режиссер — художественный руководитель Московского театра «Практика» Марина Брусникина) — в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского и московского фольклорного ансамбля «Комонь» рассказы Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» читали Евгений Миронов и Юлия Пересильд. Звучала музыка композитора Эдварда Грига, одного из любимых композиторов писателя.
Напомню, что некоторые казанцы этот спектакль уже видели. 3 июня 2023 года он был исполнен на сцене Государственного концертного зала имени С. Сайдашева. Евгений Миронов тогда читал рассказы Горького с актрисой Александрой Урсуляк. Она была заявлена и в программе фестиваля 2025 года. Но зрители увидели и услышали другую актрису (Максим Горький. Писатель, которого полезно читать и сегодня).
Не могу не заметить, что восприятие фестивальной программы требует от зрителей определенного культурного багажа. Но такой культурный десант может захватить и тех, кто ничего не читал у Горького, кроме программных произведений в школе. Что уже хорошо. Отлично, если кому-то захочется после этого сходить в библиотеку и что-нибудь почитать из Горького. Хотя бы «Старуху Изергиль», а, может, пьесу «На дне», романы «Мать» или «Жизнь Клима Самгина». Написанные много лет назад, в другую эпоху, они звучат сегодня необыкновенно актуально. Классика — на то и классика, что она всегда современна.
Важно то, что организаторы фестиваля не опускаются до уровня поп-культуры, что порой происходит под флагом обеспечения доступности культурных ценностей подрастающему поколению, напротив — поднимают зрителей к высотам классики. Максим Горький — это не для ленивого читателя…
С афишами и событиями фестиваля, с сообщениями казанских СМИ о нем
знакомилась Любовь Агеева
Читайте в «Казанских историях»: