Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Июль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1863 – Второй приезд в Казань цесаревича Николая Александровича, старшего сына императора Александра II, наследника Российского престола
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Опыт Максима Горького: жизни учат не только в университетах
- 06 июля 2025 года
С 4 по 6 июля в Республике Татарстан проходил фестиваль «Горький+».
Пятьдесят культурных событий разного формата на 11-и площадках трех городов – это итог фестиваля «Горький +», который существует уже четыре года. В Казани он проводится во второй раз (о первом фестивале в 2023 году — Фестиваль искусств «Горький +»: театр, где только можно).
Для фестиваля подготовлены три самостоятельные программы. Есть событиях, которые повторяются, но значительная часть каждой программы формируется с учетом местной специфики. Поскольку у Нижнего Новгорода, Казани и Москвы — свой Горький.
Изначально фестиваль задумывался как московский. И стал возможен благодаря дружбе народного артиста России Евгения Миронова и директора московского ЦПКиО имени Горького Елены Лупиной.
– Когда руководишь парком, который носит имя знаменитого писателя, он становится тебе родным человеком, – призналась журналистам директор московского парка. – И мне очень импонирует, что из локального проекта фестиваль разросся до тех мест, которые были родными для Алексея Максимовича. Это Нижний Новгород, где фестиваль уже прошел, и Татарстан.
Единственное – у меня теперь белая зависть. Так масштабно и гостеприимно принять фестиваль, как в Татарстане, московский Парк Горького точно не сможет.
Начался фестиваль в Нижнем Новгороде, где он проходил с 20 по 22 июня, второй была Казань, в августе — очередь Москвы.
– Для меня важно, чтобы мы не просто приехали, запустили шарики, выступили и отчалили обратно. Хочется, чтобы проекты, которые создавались в рамках фестиваля, потом продолжали работать как в регионе, так и за его пределами, – сказал на пресс-подходе Евгений Миронов, арт-директор фестиваля, художественный руководитель Государственного театра Наций. – Мы привезли с собой несколько спектаклей, которые уже состоялись, и их можно показывать во многих городах. Но ценно то, что местная творческая интеллигенция тоже подключается к процессу.
Он подчеркнул, что фестиваль — не просто набор культурных событий. Это целенаправленный взгляд на пролетарского писателя Максима Горького, которого в годы перестройки ретивые ниспровергатели нашего прошлого пытались задвинуть на задворки истории как певца зарождавшейся социалистической действительности. Однако его отношение к новой России было далеко не однозначным, в чем можно было убедиться на спектакле «Горький оптимизм», который все три дня фестиваля шел в театральной резиденции «Особняк Демидова».
– К сожалению, для многих Горький так и остался где-то в соцреализме, и мы были одними из первых, кто снял пыльный томик писателя с полки и заново его открыл, чтобы взглянуть и на историю страны, и на сегодняшнюю Россию через призму личности и творчества этого большого художника. И так получилось, что это нашло отклик не только в Москве, но и еще в двух городах – в Нижнем Новгороде, где родился Алексей Максимович, и в Казани, где он влюбился, страдал и где становился писателем», – сказал Евгений Миронов на пресс-конференции в ТАСС.
Нам интересна фигура самого Алексея Максимовича, да ещё в таком переломном моменте истории, который очень напоминает сегодняшнее время. С этой точки зрения очень интересно, как великий художник, как гражданин, как личность очень неординарная, как он переживал эти процессы и сложную пору. И как его современники тоже все это воспринимали. Поэтому фестиваль получился настолько мультиформатным.
Фестиваль «Горький+» создавался с целью сохранения литературного наследия Максима Горького и знакомства с его жизнью и творчеством самой широкой аудитории. История проекта берет свое начало от фестиваля «Горький в Парке Горького» в московском парке имени Горького, который впервые состоялся в 2022 году. С 2023 года фестиваль был уже не только московским. К нему присоединились Нижний Новгород, где писатель родился, и Казань, где он, не став студентом Императорского Казанского университета, учился в другом, не менее важном «университете» — жизненном.
В отличие от фестиваля 2023 года, на этот раз фестивальных площадок было меньше. Но впервые фестиваль вышел за пределы центра города и даже за пределы Казани.
Для общественного пространства казанского микрорайона «Салават Купере» были подготовлены три проекта: музыкальная программа «Горький в городе», спектакль-променад «Восточный экспресс» Альметьевского уличного театра «Легкие крылья» (история о том, как обычное путешествие на «Восточном экспрессе» неожиданно превращается в захватывающую погоню за похитителем драгоценностей, в которой одним из участников неожиданно стал Максим Горький), и кинотеатр под открытым небом, где были показаны киноверсии спектаклей, созданных специально для фестиваля «Горький+» («Рождение человека», «Горький в цифрах и фактах», «Фабрика счастья» и «Горько!»). Гостем микрорайона в один из дней фестиваля стал Евгений Миронов.
— Я бы мечтал, чтобы такой парк был рядом с моим домом! Такой прекраснейший парк, когда еще здесь можно посещать мероприятия, не просто гулять, а еще и образовательная миссия есть у таких мест, очень здорово это сделано, я в восхищении! — поделился он впечатлениями с журналистами.
В орбиту фестиваля вошел Альметьевск, где в государственном татарском драматическом театре российский режиссер Ярослав Жевнеров создал эскиз спектакля по рассказу «Голубая жизнь». Это был показ в рамках творческой лаборатории режиссеров из стран БРИКС. На камерной сцене Театра Камала индийский режиссер Мохит Такалкар показал эскиз спектакля «Васса», а в универсальном зале режиссер из Китая Лю Ичень представил «Дети солнца».
– Для нас это было открытие, – сказал Евгений Миронов. – Я понимаю, Чехов и Достоевский – наверное, это интересно больше нашим западным коллегам. Даже больше интересно, чем в России. Горький часто ставился, особенно в Германии. Но тут такой интерес к автору со стороны азиатских стран... И он только расширяется. Почему я так уверен? Потому, что уже есть заявки на следующий фестиваль.
Основной площадкой стало новое здание Театра Камала, который открыли весной нынешнего года. Там и состоялось открытие фестиваля. Казанцы и гости города встретились с Евгением Мироновым, который пригласил их на необычный моноспектакль, название которого — «Рассказы Горького» — не оставляло сомнений в его жанре. Знаменитый актер в сопровождении Московского камерного хора имени Минина под руководством Тимофея Гольберга прочитал два рассказа Горького.
– «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» для меня – это новый опыт, – признался актер. – Я никогда с хором не выступал. И у меня на репетиции была одна задача. Как сделать так, чтобы меня услышали. Такая мощная и трагичная, и романтичная история. Что первая, что вторая. Это было интересно.
Даже те, кто шел просто «на Миронова», получили большое эмоциональное впечатление от того, что услышали. Многие наверняка не читали этих рассказов в детстве, хотя они включены в школьную программу, а если и читали, то забыли. Рассказы прозвучали на фоне музыки Сергея Рахманинова и Георгия Свиридова.
Театрализация — лучший урок для пропаганды классического наследия. Особенно если в роли учителя популярный актер. Спектакли такого формата сегодня популярны. Они позволяют знакомить широкую аудиторию с прозаическими произведениями известных писателей. В рамках фестиваля «Горький +» в 2025 год жители трех городов увидят два таких спектакля с участием Евгения Миронова.
В последнее время можно видеть инсценировки эпистолярного жанра. Это может быть художественное чтение, или настоящий спектакль, как «Горький оптимизм», в основу которого легла переписка Максима Горького, признанного классика русской литературы, и Гаяза Исхаки, будущего классика татарской литературы, в то время молодого человека, ищущего смысл жизни.
Спектакль, заявленный в жанре эскиза, поставил режиссер Артем Устинов. Драматург Дина Сафина написала пьесу для него специально к фестивалю. В спектакле были заняты актеры Казанского ТЮЗа Павел Густов, заслуженный артист РТ, которому уже доводилось играть знаменитостей — Достоевского, Бунина, и Сергей Лушкин. молодой актер, выпускник Казанского театрального училища нынешнего года, возможно, ровесник Гаяза Исхаки.
Поклонники творчества известного актера, народного артиста РФ Авангарда Леонтьева не могли пропустить встречи с ним, которая состоялась 6 июня. Программа, которую он показал в универсальном зале Камаловского театра, называлась «Наше все… Максим Горький. «Детство» (Горький. Судьба)».
Зрители узнали малоизвестные факты из биографии писателя, о наших современницах – внучках Горького, погоревали о трагической судьбе его сына Максима, которому посвящена повесть «Детство».
Народная артистка РФ Ольга Остроумова вместе со студентами Школы-студии МХАТ сыграла в Восточном зале Камаловского театра два спектакля «Итальянские истории» (режиссер Сергей Сотников).
Спектакль создан в жанре театрального концерта. В нём переплетаются музыка, навеянная итальянскими пейзажами, и сказки об Италии, написанные Максимом Горьким. В роли аккомпаниатора выступал Оркестр под руководством Армена Погосяна.
Евгений Миронов и Ольга Остроумова 5 июня были гостями села Красновидово, где находится единственный в России сельский музей Горького. Их встретили жители села в национальных костюмах.
Гостями музея в этот день стали около 70 человек, как взрослые, так и дети. Они увидели документальный фильм Алексея Федорченко «Горящий Горький», в котором соединились реальные факты, анекдоты и легенды. Он рассказывает об истории села, о Горьком, который в 1888 году залечивал здесь раны после неразделенной любви — Алеша Пешков стрелялся и чуть не умер, а также о других знаменитых людях, которые посещали Красновидово: императрице Екатерине, космонавте Юрии Гагарине… После концерта и кинопоказа в яблоневой роще артистов накормили только что сваренной ухой.
Фестиваль получился своего рода презентацией возможностей искусственного интеллекта в культурных проектах. В фильме «Горящий Горький» благодаря ИИ оживали старые фотографии. Инсталляцию «Несвоевременные мысли», которую показывали все три дня фестиваля в Тайницкой башне казанского Кремля, тоже создали с помощью нейросети — на музыкальном фоне звучал голос самого Максима Горького.
Авторы инсталляции — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, которых вдохновила не только мало известная книга писателя «Несвоевременные мысли», но и его личное письмо своему сыну.
У «Чаши» в дни фестиваля возник небольшой цирковой городок, где давали несколько представлений в день. Организаторы исходили из того, что Алеша Пешков любил цирк, сам хотел стать и гимнастом, и легкоатлетом, и силачом. Этого факта было достаточно, чтобы цирковые артисты показали казанцам своё мастерство в программе «Горькийлэнд 3.0».
Ее главным героем был Максим Горький, который осуществил свою мечту и стал цирковым клоуном и шпрехшталмейстером. Его текстовые вставки – это фантазии на тему «каким бы он был, если бы попал в цирк». В спектакле принимали участие музыканты, которые делали музыкальные вставки (зонги) между номерами и общались с Горьким-клоуном. Три клоунессы играли репризы на основе знаменитых произведений Горького («Старуха Изергиль», «Мать» и т. д.). В цирковом спектакле были представлены воздушная гимнастика, эквилибр, швунг-трапе, в нем участвовали силачи и иллюзионисты.
Как и в прошлом году, в программе фестиваля оказались не только московские проекты. Зрители могли познакомиться с творческими работами деятелей культуры нашей республики. Так, режиссер Елизавета Бондарь представила на сцене старого здания Камаловского театра мокьюментари-детектив «Одна фотография Максима» — о фотографе, которого привлекала фигура знаменитого писателя. Спектакль получился на стыке жанра драматического театра и театра кукол.
В программе фестиваля было много музыки. Заслуженный артист РТ Искандер Нуризянов подготовил музыкальный проект на татарском языке «Горький в музыке» с участием народной артистки Татарстана Эльмиры Калимуллиной, Ильгиза Шайхразиева и группы Yummy Music Band под управлением Юрия Федорова.
Симфонический оркестр Татарского академического театра имени Г. Камала под управлением Данияра Соколова пригласил любителей музыки 5 июня на концерт «Любимые композиторы Горького». Писатель любил самую разную музыку, как известно, Алеша Пешков даже участвовал в казанских оперных постановках, учился играть на скрипке и пианино, дружил с Шаляпиным, хорошо знал и любил народные песни, много общался и дружил с разными музыкантами и композиторами: Рахманиновым, Прокофьевым, Шапориным, Кабалевским. У него есть рассказ, который так и называется — «Музыка», два своих сочинения он назвал песнями — «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике».
В концерте прозвучали симфония №3 «Героическая» Бетховена, увертюра «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, Концерт для фортепиано с оркестром Грига (автор программы: Л. Барыкина).
В Лядском саду работала фотовыставка «Имени Горького», созданная Национальным музеем РТ и его филиалом — Музеем А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. В советское время имя писателя носили улицы, заводы, пароходы, театры и даже целые города, многие из этих названий сохранились и теперь. На этой выставке можно было узнать, как имя Горького увековечено в нашем крае. Это Музей Алексея Максимовича (теперь и Федора Ивановича Шаляпина), улица Горького в центре Казани, Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, Дворец культуры имени Горького в Зеленодольске, Дом культуры имени Горького в Казани…
Кстати, 17 июля Музей Горького и Шапляпина приглашает казанцев на лекцию младшего научного сотрудника Екатерины Абызовой. Тема — «Папские» обязанности: дети А.М. Горького».
Детский спектакль «Воробьишко» показывался в Музее Горького и Шаляпина все три дня дважды. Он поставлен по одноименной сказке Максима Горького. Это история для маленьких детей, рассказывающая о воробье Пудике и его храброй маме, а через воробьиное семейство — о большом мире вокруг.
В ходе спектакля дети и их родители становились соучастниками строительства гнездышка, вовлекались в птичьи игры, радовались счастливому спасению Пудика (творческая команда: режиссер — Радион Букаев, художник — Надежда Иванова, мама Воробьиха — Дарья Бакшеева, Воробьишко — Нияз Зиннатуллин).
Юные зрители рисуют Воробьишку
Казанский ТЮЗ планирует сделать эту постановку одним из репертуарных спектаклей. Именно так случилось с театральным эскизом режиссера Тимура Кулова, ставшим полноценным спектаклем «Мои университеты». Летом по улицам старой Казани ходит «Легкий человек», впервые показанный на фестивале 2023 года (променад режиссера Радиона Букаева).
Фестиваль в Казани завершился 6 июля спектаклем-концертом «Рождение человека» (режиссер — художественный руководитель Московского театра «Практика» Марина Брусникина) — в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского и московского фольклорного ансамбля «Комонь» рассказы Горького «Страсти-мордасти» и «Рождение человека» читали Евгений Миронов и Юлия Пересильд. Звучала музыка композитора Эдварда Грига, одного из любимых композиторов писателя.
Не могу не заметить, что восприятие фестивальной программы требует от зрителей определенного культурного багажа. Но такой культурный десант может захватить и тех, кто ничего не читал у Горького, кроме программных произведений в школе. Что уже хорошо. Отлично, если кому-то захочется после этого сходить в библиотеку и что-нибудь почитать из Горького. Хотя бы «Старуху Изергиль», а, может, пьесу «На дне», романы «Мать» или «Жизнь Клима Самгина». Написанные много лет назад, в другую эпоху, они звучат сегодня необыкновенно актуально. Классика — на то и классика, что она всегда современна.
Важно то, что организаторы фестиваля не опускаются до уровня поп-культуры, что порой происходит под флагом обеспечения доступности культурных ценностей подрастающему поколению, напротив — поднимают зрителей к высотам классики. Максим Горький — это не для ленивого читателя…
С афишами и событиями фестиваля, с сообщениями казанских СМИ о нем
знакомилась Любовь Агеева
Читайте в «Казанских историях» — Максим Горький: «Духовно родился в Казани…»