Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вспоминая Георгия Кантора

10 апреля 2014 года в программе «Музыкальная жизнь» на телеканале «Татарстан» вспомнили Георгия Кантора.

Известный казанский музыковед, профессор Казанской государственной консерватории, автор ряда книг по истории музыки нашей республики, талантливый популяризатор музыкальной классики Георгий Кантор ушел из жизни год назад, 8 марта.

Автор сюжета Кадрия Мерсиапова была знакома с ним, и это определило особую тональность телеповествования – искреннюю и теплую. Однако журналистка не ограничилась своими воспоминаниями и оценками. Она взяла интервью у тех, кто работал с Георгием Михайловичем. Своими воспоминаниями поделились коллеги по консерватории композитор Леонид Любовский, Александр Маклыгин, Елена Порфирьева, Назнина Сабитовская, директор Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, директор Казанского хореографического училища, одна из учениц Кантора Татьяна Шахнина, журналист Любовь Агеева.

Сюжет, несмотря на довольно ограниченное время эфира, представил телезрителям личность многогранную и яркую. Собеседники Кадрии Мерсиаповой, вспоминая какие-то частные подробности своего общения с Кантором, подчеркивали его огромную роль в развитии музыки нашей республики.

Профессор Елена Порфирьева назвала его зачинателем казанского музыкального краеведения, отметив «элегантность и артистизм» его публичных выступлений. Профессор Александр Маклыгин, характеризуя их, употребил слово «пламенность».

По мнению Рауфаля Мухаметзянова, музыкальный мир Татарстана нельзя представить без Кантора. Он отметил, как искренне радовался музыковед каждому значительному явлению в мире музыки, а если критиковал, то профессионально и с большим тактом.

Татьяна Шахнина посетовала, что фигуры, подобной Кантору, сегодня среди молодых казанских музыковедов нет, отметив, что это был очень светлый и позитивный человек.

Леонид Любовский говорил об особом интересе Кантора к татарской культуре, о его умении рассматривать локальные явления в контексте всей мировой культуры.

Любовь Агеева вспомнила творческий союз Кантора с Татарским симфоническим оркестром, его многолетнюю дружбу с Натаном Рахлиным. Кантор написал книгу о великом дирижере, в которой собрал воспоминания тех, кто знал Натана Григорьевича в Киеве и Казани. Как отметила Любовь Агеева, Кантор – один из лучших исследователей творчества дирижера.

Мы снова увидели Георгия Михайловича. Сравнительно молодым и не очень. И это были, пожалуй, самые щемящие минуты сюжета.

Стоит отметить, что телепортрет Георгия Кантора получился непарадным и неглянцевым. Его труд получал не только одобрение, но и критическую оценку. Заботясь о том, чтобы его поняли простые слушатели, он не углублялся в музыковедческие тонкости, за что подвергался критике со стороны коллег. Назнина Сабитовская вспомнила, как Кантор относился к такой критике. Он говорил: «Пусть напишут лучше меня, я буду только рад».

Как считает Назнина Сабитовская, республика должна быть благодарна Кантору за то, что его творческое наследие – это история музыкального искусства нашего края, начиная от первых опер, показанных в Казани гастролерами, до конца XX века. Она заметила с сожалением, что сегодня эта традиция нарушена, хотя музыковедов много…

Л. Климова

 

Читайте Георгия Кантора и о Георгии Канторе в «Казанских историях»

Георгий Кантор: Опера выходит на улицы и в пустыни

Дирижер, поцелованный Богом

«Жизнь для вечности»

Назиб Жиганов. Что мы знаем о хозяине белого рояля?

Свой среди посвященных и непосвященных

«Казань. Музыка. XX век»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить