Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Александр Славутский: «Мы выжили!»
- Любовь Агеева
- 29 июня 2021 года
29 июня на пресс-конференции в информационном агентстве «Татар-информ» подвели итоги юбилейного, 230-го сезона Качаловского театра.
С журналистами встречались первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, народный артист России и Татарстана, художественный руководитель – директор Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И.Качалова Александр Славутский и исполнительный директор, помощник художественного руководителя по литературной части, заслуженный работник культуры РТ Диляра Хусаинова.
Ковид сильно повлиял на планы театра
Юлия Адгамова, обобщившая итоги сезона, назвала три премьерных спектакля и высказала свое отношение к ним:
– Все эти три постановки объединяет одно: как мечта каждого о счастье в его представлении соотносится со счастьем и несчастьем других людей.
После всех этих постановок хочется, во-первых, перечитать все эти произведения, еще раз открыть их для себя, уже не глазами режиссера, а своими глазами. И задуматься о том, что же для нас для всех есть то незыблемое и то вечное, которое мы все привыкли, что оно есть, но так бывает, что оно, к сожалению, может и закончиться.
Она поблагодарила Александра Славутского за возможность прожить вместе с героями эти истории и предложила казанцам посмотреть спектакли, чтобы задуматься о том, что для нас всех есть незыблемое и вечное.
В свою очередь, Славутский выразил благодарность министерству за поддержку в трудной ситуации, благодаря чему работники театра перед отпуском могут получить премию. До этого премия была из средств, которые театр зарабатывал сам. Государственное финансирование сегодня покрывает только 60 процентов всех расходов театра.
Премьера комедии по пьесе Жана Ануя «Бал воров» прошла 17 и 18 сентября, «Вассу» по пьесе Максима Горького показали в мае, грустную историю по пьесе Мартина МакДонаха «Королева красоты» – под занавес сезона. Два спектакля из трех поставил Илья Славутский, к Горькому обратился Александр Славутский. «Зрителей мы не разочаровали», – сказал Александр Яковлевич.
Он сообщил некоторые подробности о новых спектаклях. Сказал, что «Васса» – один из его лучших спектаклей. Порадовался за сына, поставившего два спектакля, которые понравились зрителям. Признался, что Илья обратился к режиссуре не без его влияния.
Поскольку «Казанские истории» о «Вассе» уже рассказали (Максим Горький в вольном переводе на современный язык), а о двух других я планирую написать, ограничусь этими подробностями.
Год для театра был сложный – были и премьеры, и судебный процесс с Роспотребсоюзом – сотрудница санитарного ведомства посчитала, что театр не соблюдает санитарную дистанцию. Он еще не завершился. Верховный суд РТ вернул дело на новое рассмотрение.
Так получилось, что актеры почувствовали приход пандемии, что называется, на своей шкуре, когда после возвращения с гастролей всем пришлось сдать тест на ковид. В марте они приехали из французского города Марселя, где на XXV Фестивале русского искусства показывали спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и ретро-концерт «Когда зажгутся фонари». Из-за ограничений театральный сезон 2019/2020 годов в итоге сильно скукожился. Были отменены все спектакли. Хотя репетиционный процесс продолжался.
На пресс-конференции Александр Славутский пояснил, почему в Качаловском не была востребована такая распространенная форма, как онлайн-трансляция:
– Ничто не может заменить живого человеческого общения. Это может быть только дополнительный способ общения, для рекламы.
Это точно: в чем прелесть театра – зритель чувствует дыхание сцены, порой сильно влияя на ход спектакля. Только в этом случае возникает магия театра.
Но театр все-таки продолжал общаться со зрителями. При поддержке Мэрии Казани была подготовлена онлайн-экскурсия по театральному музею для соцсети «ВКонтакте», которую посетило 35 тысяч человек. В мае 2020 года была онлайн-экскурсия, посвященная юбилею Великой Отечественной войны – об истории театра в военные годы. Заведующий музеем Роман Копылов еженедельно знакомил посетителей «ВКонтакте» и instagram с наиболее ценными экспонатами музея. Зрители могли задать вопросы любимым артистам и там же, в сети, получить ответы.
Однако пришлось отложить открытие выставки, посвященной 145-летию В.И. Качалова, имя которого театр носит с 1948 года. Ее планировали отрыть 27 марта 2020 года, в Международный день театра. Это был беспрецедентный совместный проект музея Качаловского театра, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина и Музея МХАТ. Планировалось, что она будет работать до конца театрального сезона.
Выставка все-таки была открыта. Торжественная церемония состоялась 11 сентября, когда со всеми необходимыми предосторожностями театр имени Качалова начал юбилейный сезон.
Для тех, кто не рискнул посмотреть выставку в театре, в соцсетях есть онлайн-экскурсия по (Выставка о Василии Качалове закрылась, но ее еще можно посмотреть. В Интернете). Результаты общения в онлайн-пространстве театр ощутил позднее, по росту числа желающих, которые во время антракта знакомятся с экспозицией музея. Убедилась в этом сама.
Но сезон 2019/2020 годов завершился хорошей новостью: в мае 2020 года Александр Славутский был признан лауреатом престижной национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Приятно, когда высоко оценивают то, что делаешь – так он прокомментировал это событие на пресс-конференции.
Кстати, «Золотая маска» в начале нового театрального сезона сама пожаловала в Казань, где проходил фестиваль «Золотая маска» в Татарстане». Казанцы имели возможность в сентябре посмотреть на качаловской сцене спектакль «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира в постановке режиссера из Македонии Ивана Поповски – постановку одного из лучших российских театров, «Мастерской Петра Фоменко». Этот спектакль был победителем «Золотой маски» 2016 года в номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма».
Артисты Московского театра имени А.С. Пушкина в октябре показали спектакль «Добрый человек из Сезуана», получивший в 2014 году «Золотую маску» за лучшую женскую роль, которую в постановке Юрия Бутусова исполнила Александра Урсуляк. Этот спектакль был показан на сцене Камаловского театра.
После длительного режима самоизоляции это был большой подарок любителям театра. Очень жаль, что фестиваль пришлось проводить в усеченном виде, в чем признался один из его организаторов – эксперт «Золотой маски» Нияз Играмов.
В сезоне 2020/2021 годов, который оказался длиннее обычного – 12 месяцев вместо 9. Был отменен лишь один спектакль, и то по техническим причинам. Однако 45 раз спектакли заменяли, поскольку артисты, как все смертные, болели. Пришлось сделать 75 вводов.
Будучи не только художественным руководителем, но и директором театра, Славутский охарактеризовал итоги сезона в цифрах. Они его радуют. Спектакли Качаловского театра посмотрело 88 тысяч зрителей. И это при соблюдении норм по рассадке и заполняемости зала в 70 процентов. Помогла малая сцена. Всего было сыграно 354 спектакля.
Славутский отметил, что театре спектакля живут долго. Так, «Скрипач на крыше» уже показан 40 раз, и до сих пор в афише. Зрителем по-прежнему востребованы «Безумный день…», «Пиковая дама», «…Брак по-итальянски», «Женитьба». Пользуется успехом детский спектакль «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
Театр за прошедший сезон заработал 46820440 рублей.
Еще одна подробность о прошедшем сезоне, которую мало кто знает. Вместе с Романом Копыловым мы нашли места захоронений большинства актеров Качаловского театра. Больше всего их на Арском кладбище. В реестр исторических захоронений сегодня входят могилы более 30 актеров, режиссеров, художников разных лет, и список пока не закрыт. По примеру Камаловского театра, все захоронения взяты под защиту. Уже дважды проводилась приборка на могилах. Последняя – в июне.
Юбилей театр отметит в новом сезоне
О планах нового сезона говорили, как бы забыв о ковиде. Будем надеяться, что болезнь не внесет в них существенных корректив.
Сезон начнется 15 сентября постановкой «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Спектакль про Фигаро, похожий на кружево ).
Сцена из спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
В начале сентября предстоят гастроли в Ялту. На фестивале «Крымская театральная осень» казанские артисты представят две постановки: моноспектакль Светланы Романовой «Последний день», поставленный по стихам и воспоминаниям Марины Цветаевой, и ретроконцерт «Когда зажгутся фонари».
Театр планирует организовать II Качаловский театральный фестиваль. Первый проходил в 2018 году. «Нашим фестивалем мы отметим наш 230-летний юбилей», – сообщил Славутский.
Как известно, в 1791 году по инициативе губернатора Казани С.М. Баратаева возник публичный театр, который давал регулярные представления в специально арендованном помещении на территории центральной улицы города – Воскресенской. Кстати, сохранилось.
Откроется Качаловский фестиваль 2 и 3 октября - Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» представит постановку «Семейное счастье» по одноименной повести Льва Толстого. 12 и 13 октября филиал МХТ имени Чехова «Студия театрального искусства» покажет спектакль «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса. 19 и 20 октября мы сможем увидеть «Анну Каренину» петербургского театра «Балтийский дом», поставленную по пьесе Елены Греминой, написанной на основе одноименного романа Льва Толстого. «Балтийский дом» имеет статус «театра-фестиваля», на базе которого ежегодно проводятся международные форумы, мастер-классы, сценические фестивали.
В этой связи казанцам интересна информация, сообщенная на пресс-конференции Дилярой Хусаиновой, о том, что в рамках Качаловского фестиваля планируются лекции, творческие встречи с актерами и мастер-классы.
Нас ждут три премьеры. Славутский уже начал работу над спектаклем «Ревизор» по пьесе Гоголя. Он уже ставил «Ревизора» в 1994 году. По его мнению, гоголевский сюжет сегодня «безумно современен». Он не хочет ставить спектакль как иллюстрацию к школьному учебнику литературы. Для него это повод поговорить со зрителями о совести, о том, что есть смысл жизни. Славутский не видит в Хлестакове просто фантазера. Главное чувство, которое он испытывает, слушая льстивые комплименты, – это ощущение своей нужности. Видать, в другой жизни он никому не нужен. Да и Городничий в представлении Александра Яковлевича – далеко не дурак. По сути, в каждом из нас есть и Хлестаков, и Городничий.
– Я не делаю спектакли про уродов и дураков. Я делаю про человека. Чеховское «плохой хороший человек» – для меня это основа, – пояснил Славутский.
В ближайшем будущем он планирует сделать детский спектакль «Любовь к трем апельсинам», выбрав для него жанр театральной феерии. Славутский рад, что в театре часто бывают дети. В будущем они будут постоянными зрителями Качаловского.
Илья Славутский выбрал для очередной своей поставки пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Средство Макропулоса – некое чудесное средство, продлевающее жизнь человека сверх установленных природой норм. Эта пьеса была экранизирована в СССР в виде мюзикла под названием «Рецепт её молодости», в роли главной героини Эмили была Людмила Гурченко. Вполне можно предположить, что это будет веселый спектакль, с музыкальными номерами, так популярными у обоих Славутских.
Возвращается в репертуар «Мышеловка» по Агате Кристи. Спектакль пришлось снять с афиши, поскольку возникли какие-то проблемы с авторским правом. Какие конкретно, Славутский не уточнил, а журналисты не спросили.
Сцена из спектакля "Королева красоты" - по сути премьера будущего сезона
Обычно журналисты задают на пресс-конференциях не только вопросы по существу. На этот раз художественному руководителю Качаловского пришлось высказать свое мнение о Кирилле Серебренникове, объяснить, почему он подписал письмо в защиту руководителя Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина главе администрации президента РФ Антону Вайно с просьбой разобраться в увольнении Дмитрия Родионова.
Воспользовалась возможностью и я, спросив, что будет со зданием бывшего театрального общежития по адресу: улица Наджми, дом 10. Дом отселен после пожара 2010 года, давно стоит без крыши. Недавно на моих глаза началось обрушение одной из внутренних стен.
К сожалению, Александр Яковлевич не знает ответа на этот вопрос: здание не принадлежит Качаловскому театру, как было раньше. Оказывается, оно уже давно никому не принадлежало – не было у него хозяина. Не знаю, как сейчас. Вроде сносить его не собираются – с 2002 года здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Но может повториться история гостиницы «Казань», которую довели практически до полного разрушения. Слышала, что вроде запланирована реставрация (думаю, что нужна уже реконструкция, поскольку целы только стены).
Я задавала вопрос заранее, поскольку не могла прийти на пресс-конференцию и слушала ее на сайте информационного агентства. Не знала, что на пресс-конференции будет первый заместитель министра культуры республики. Но Юлия Адгамова никак не дополнила ответ Славутского.
Здание это примечательное. Когда-то до революции здесь работали последовательно две гостиницы: «Никольские номера» и «Гранд-отель». Его коридорная система очень подошла для общежития деятелей культуры. Здесь в разное время жили Г. Болгарская, Е. Жилина, Г. Ардаров, Н. Провоторов, Р. Ишмуратов, Е. Простов и многие другие актеры, режиссеры двух казанских театров – Качаловского и Камаловского, о чем извещала мемориальная доска. Об этом общежитии, ради которого Елена Жилина отказалась от отдельной квартиры, к 190-летию театра рассказала в «Вечерней Казани» актриса Евгения Лисецкая (Евгения Лисецкая: творчество – это потребность души).
Зеркало, но не кривое
У театрального сезона есть еще одно измерение – его отражение в средствах массовой информации. Не могу не отметить, что это зеркало не дает полноценной картины развития казанских театров. О каких-то пишется больше, о каких-то меньше. Хорошо, что стал интересен журналистам русский ТЮЗ. На кукольный театр обратили внимания, когда он стал ставить спектакля для взрослых.
И не все события театральной жизни попадают в поле зрения журналистов. Отслеживаются премьеры, правда, не все, фестивали, творческие лаборатории, какие-то события театральной жизни. Это больше похоже на случайный узор калейдоскопа. Не собираюсь его оценивать. Это не моя задача. К тому же у меня нет полной информации. Ковид ограничил мою жизнь квартирой. По счастью, что-то все-таки удалось посмотреть. Это сегодня на страницах СМИ мозаика оперативных событий, но из них складывается история казанского театра.
Думаю, что Министерству культуры РТ полезно было бы делать репрезентативный анализ после каждого сезона. У меня лишь самые общие суждения, рожденные чтением материалов о театре. Не буду указывать пальцем, писать о конкретных примерах слишком вольного комментирования театрального процесса. Поскольку моя задача – привлечь внимание к проблеме адекватности отражения театральной жизни в СМИ в целом.
Нельзя сказать, что журналисты театром не интересуются. Есть и информационные материалы – заметки и интервью, и аналитика. Аналитика – чаще всего на уровне впечатлений. Сама этим грешна, поскольку не имею профессионального образования. Правда, еще в советское время прошла обучение на очень полезном семинаре, организованном для начинающих рецензентов Всероссийским театральным обществом (Москва). И это помогает анализировать спектакль со знанием дела, чтобы не быть смешной в глазах тех, о ком берешься судить.
Впрочем, не все мои молодые коллеги этим озабочены, а потому особо не задумываются, как их слово отзовется. Но есть и другие примеры.
С большим интересом читаю в «Казанском репортере» рецензии Зиновия Бельцева (под фамилией прадеда скрывается Дмитрий Туманов, профессиональный журналист и доцент по кафедре журналистики КФУ). В нынешнем сезоне он писал о спектаклях «Адәмнәр» («Люди») и «Misterioso con anima» в кукольном театре, «Папамамалогия» и «Иваново детство» – в русском ТЮЗе, детективной драме «Шах… Мат!». и спектакле «Ут күбәләге» («Огненная бабочка») – в театре имени Тинчурина.
Это тот случай, когда отношение рецензента к спектаклю всегда уважительное. Правда, автор в основном дает одобрительные оценки. Но по тому, какие спектакли остаются вне поля его внимания, видно, что нравится Зиновию Бельцеву далеко не все. Но рецензент он непрофессиональный – в том смысле, что это не его профессия. А потому волен выбирать, о чем писать, а о чем нет.
Всегда читаю публикации Нияза Игламова, заведующего литературно-драматической частью Татарского академического театра имени Г. Камала. Не всегда с ним соглашаюсь в оценках, но это тот случай, когда стоит критически посмотреть на свои впечатления. Жаль, он пишет мало.
Есть издания, которые следят за театральным процессом в основном на уровне информации. Если нет арт-аналитика ни среди штатных журналистов, ни среди внештатных авторов, почему бы нет? Это лучше, чем посылать на премьеру автора, который не может отличить драму от комедии, зато очень хочет выступить в роли прокурора и судьи одновременно.
Я после каждой премьеры делаю мониторинг публикаций, и порой возникает желание вступить в полемику. Но оно быстро пропадает, поскольку для нее нет предмета.
Можно спорить по поводу выбора пьесы, режиссерского и художественного решения спектакля, актерских работ. Например, очень содержательной, на мой взгляд, получилась полемика вокруг спектакля «Иваново детство» в Казанском ТЮЗе. Свое мнение высказали Галина Зайнуллина, опубликовавшая рецензию в сетевой газете KazanFirst, и Айрат Бик-Булатов, заметки которого на Фейзбуке я читаю обязательно и порой с его разрешения размещаю в «Казанских историях».
Но о чем спорить, когда автор одного популярного издания иронизирует над художественным руководителем Качаловского театра Александром Славутским только на том основании, что он депутат Государственного Совета РТ? Во-первых, какое отношение имеет эта биографическая подробность к творческому процессу в Качаловском театре? Во-вторых, если бы он не был депутатом, не знаю, удалось ил бы ему провести столь масштабную модернизацию театра.
Когда я работала в «Вечерней Казани», с отделом культуры сотрудничали профессиональные театроведы. Среди них могу назвать Рауфа Игламова и Ильтани Исхакову, которые отслеживали театральный процесс не произвольно, от случая к случаю, а фронтально. Их можно считать летописцами Камаловского театра. А потому их имена вошли в его историю.
Порой материалы профи тех времен грешили излишними профессиональными подробностями, но в целом это был серьезный анализ, в котором не было места вкусовщине, субъективных оценок, когда спектакль оценивался не по принципу «нравится – не нравится», как это, увы, часто происходит сейчас. Конечно, автор рецензии имеет право на субъективное восприятие, но почему бы не выразить свои ощущения модальным выражением: это мое мнение, по-моему мнению, я так считаю?. Нет, оценка категорична и, что называется, от всего народа.
В постсоветской России авторитетов не стало, и театроведов (а также музыковедов, литературоведов, искусствоведов) в редакциях привечать перестали. В некоторых СМИ внештатных авторов вообще извели, как «класс». Теперь рецензии пишут в основном журналисты, а поскольку штаты в редакциях существенно омолодились, чаще всего это молодые люди с недостатком опыта, но зато с большими амбициями. Сегодня не считается зазорным делить театры, режиссеров и актеров на тех, которые нравятся и которые не нравятся. Любая премьера в нелюбимом театре будет плохая, а нелюбимый режиссер априори не может поставить хороший спектакль. И неважно, что в этом театре нет проблем со зрителями.
У меня были весьма непростые отношения с Татьяной Мамаевой, но не могу не признать ее высокого профессионализма. Она бывала субъективна, но всегда делала свои выводы по существу, доказательно. И если критиковала, то по делу.
На одной из пресс-конференций Александр Славутский говорил о том, что не мешало бы провести круглый стол, за который собрать, с одной стороны, журналистов, с другой – деятелей театра. Чтобы договориться о критериях, по которым оцениваются спектакли и вообще творческая работа. На мой взгляд, здравая идея. Нечто подобное было несколько лет назад во время подобной встречи в Союзе журналистов РТ.
Но я уверена, субъективизм возникает не от недостатка знаний у некоторых моих коллег. В эпоху индивидуализма правилом хорошего тона становится вседозволенность. Во всем. И бесполезно объяснять человеку, что право оценивать чужую работу есть далеко не у каждого. Знаю, что в любом театре заинтересованно прочитают критическую рецензию на премьеру, если она написана с уважением к творцам, с желанием помочь им сделать спектакль еще лучше; если автору доверяют.
Что касается недостатка знаний, это тоже есть. Никогда не забуду, как в 2013 году перед приездом в Казань знаменитого Хворостовского горожан известили о том, что он будет петь увертюры к операм. Помню, как однажды увидела у московского критика, оценивающего Шаляпинский фестиваль в одном из изданий, фактическую ошибку. Но возражение возникло не по ее поводу (увы, без них не обойтись), а по зубодробительным оценкам.
Однажды я уже предлагала руководителю Союза театральных деятелей РТ Фариду Бикчантаеву организовать для молодых журналистов нечто похожее на тот семинар, в котором училась я. Какое-то время оно было неактуально, поскольку в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ ввели магистратуру по арт-журналистике. Но магистратура сделала всего один выпуск.
Может, все-таки вернуться к этой идее? Найти деньги и пригласить опытных арт-журналистов из Москвы, провести мастер-классы по драматургии, сценическому искусству, поговорить об этической стороне взаимодействия СМИ и театров? Это будет полезно не только журналистам, но и театрам.
Средства массовой информации – конечно, зеркало. Только не кривое.