Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Живые и мертвые: встреча на Арском погосте

Презентация очередного, восьмого, номера журнала «Казань» прошла во вторник, 24 августа, на Арском кладбище.

Одним из участников была главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева.

«Город мертвых в городе живых»

Главный редактор журнала «Казань» Альбина Абсалямова так объяснила выбор площадки для ее проведения:

«Когда мы готовили августовский номер Журнал «Казань», посвященный городским кладбищам и сохранению памяти, думали и о том, как и где пройдет традиционная встреча-презентация. Многие удивлялись месту (кааак?! прямо там?!), дате (с ума сошла? в день рождения – на кладбище?); было много оргвопросов (огромное спасибо за поддержку мэрии г. Казани, дирекции кладбища и, конечно же, «Татмедиа») – но всё прошло светло.

Я очень рада, что у нас так много единомышленников – тех, кто поминает, как важно помнить и беречь, ведь, как точно заметила в своей публикации Любовь Владимировна Агеева, «город – это не только ныне живущие».

Решение, которое приняла редакция, весьма нестандартное, хотя и вполне обоснованное. Ведь августовский номер практически целиком посвящен одному тематическому направлению, которое хорошо выражено в заголовке очерка доктора исторических наук, профессора КФУ Светланы Малышевой – «Город мертвых в городе живых». Развивает эту мысль заголовок моей статьи – «Народ – это не только ныне живущие», цитата известного русского философа Николая Бердяева.

Несколько слов о восьмом номере. Наверняка было непросто найти разумное сочетание разных тем конкретных публикаций, от очень серьезных в аналитических материалах о судьбе казанских кладбищ (Наталья Чернова-Дресвянникова. Куртейня – о старообрядческих захоронениях Арского кладбища; Любовь Агеева. Народ – это не только ныне живущие… – итоги многолетней работы в рамках акции «Казанские некрополи) до явно молодежных – о «страстях–мордастях и прочих напастях» на улицах Казани. Это и понятно: аудитория номера, как и журнала в целом, самая разная.

Как правило, человек начинает думать о вечном, вспоминать ушедших уже в зрелом возрасте, так что, несомненно, номер будет интересен прежде всего людям взрослым. Но журнал сегодня активно ищет путь к молодежной аудитории (это во-первых), а в данной ситуации принципиально важно обратиться именно к молодым (это во-вторых). К сожалению, история нашей страны напоминает кинопленку, разрезанную на куски. В таком случае страна, как дерево без корней. Оно, возможно, и зацепится за землю какими-то корешками и будет жить, но нормальным вряд ли будет.

Редакция, конечно же, учла информационные потребности молодых читателей, публикуя материалы, которые наверняка вызовут у них интерес. Это занимательные истории на темы смерти, например, путешествие в анатомический театр на территории КФУ доцента Казанской медицинской академии Ильдуса Лутфуллина (Hic locus est ubi) или знакомство с патологоанатомом Насимой Гизатуллиной (Альбина Абсалямова. Лучший диагност – патологоанатом).

Для молодых, несомненно, и обложка журнала. Это рисунок главного художника театра «Экият» Сергея Рябинина к рассказу Евгения Соколова «Блюз на погосте». На презентации они рассказали, как рождался замысел рассказа и рисунка.

На рисунке видим памятник, на котором нет даты смерти. Такие памятники, действительно, можно найти на казанских кладбищах. Раньше разрешалось брать разрешения на могилы, так сказать, впрок. Человек ставил надгробный памятник самому себе. Именно так сделал профессор Алексей Агафонов, выбрав местом своего последнего упокоения рядом со склепом своего отца – инфекциониста Андрея Агафонова. А перед этим поставил памятные надгробия своей матери и деду.

Люди по-разному относятся к таким решениям. Кто-то одобряет (как говорила моя знакомая, дети не раздерутся, на чьи деньги делать памятник), кто-то считает это плохой приметой. Алексей Андреевич Агафонов, действительно, умер вскоре после установки своего надгробия. Но кто-то во время экскурсии рассказал, что его знакомый прожил после этого 50 лет.

Чудны дела твои, Господи…

Не могу не отметить иллюстрации журнала. Это и фотографии, и рисунки к материалам. Например, Альбина Абсалямова поделилась съемкой нескольких известных зарубежных кладбищ (Кладбищенский маршрут).

В качестве иллюстрации к своей зарисовке о родоначальнике казанской терапевтической школы Николае Андреевиче Виноградове, профессоре Казанского университета («Вся Казань хоронила и оплакивала невозместимую потерю») я предложила снимок, который ярко представляет всё безобразие старинного склепа на второй пешеходной аллее Арского кладбища. Хотя понимала, что он слишком больно бьет по нервам, что вряд ли уместно на фоне других материалов номера. Но фоторепортер Гульнара Сагиева так сняла склеп, что на фото есть не только это безобразие, но и красота склепа. Просто она выбрала несколько другой ракурс.

Помня усопших, вспоминать их живыми

О презентации – самые общие суждения, поскольку снимки Олега Маковского и Юлии Калининой рассказывают о ней лучше слов.

Прежде всего, напомню о том, что традиция проводить презентации каждого номера началась с сотрудничества главного редактора «Казани» Юрия Балашова с директором Дома-музея имени В. Аксенова. Команда во главе с Альбиной Абсалямовой успешно продолжает эту традицию, собирая на презентации большую аудиторию, и не только читателей журнала, но и тех, кто можем к ним присоединиться.

С утра во вторник сильно испугал дождь. Небеса прослезились и ближе к презентации, которая была намечена на 15 часов. А ближе к объявленному часу небо очистилось от черных туч. Зато было нежарко.

Сбор был назначен у церкви Ярославских Чудотворцев. Оттуда собравшиеся разделились на две группы. Одна вместе со мной пошла по центральной аллее, вторая, с Айдаром Садыковым – по первой аллее.

Экскурсию ведет Любовь Агеева

Для Айдара экскурсия по кладбищу – дело привычное. Несколько лет назад их начинал известный казанский краевед Анатолий Елдашев. Сейчас и экскурсоводов, и желающих посетить погосты побольше.

Экскурсию ведет Айдар  Садыков

Конечно, за 30 минут познакомиться со всеми «жильцами» двух самых больших на Арском кладбище аллей можно было только поверхностно. Пришлось заранее соизмерить время, темы общения с экскурсантами и конкретные захоронения, возле которых можно было остановиться. Пришлось сократиться, чтобы успеть на саму презентацию. Не раз я советовала экскурсантам, куда можно сходить отдельно.

Прогулка по кладбищу – занятие очень энергозатратное. Я не о том, что можно реально устать. Я – о неизменно больших эмоциональных перегрузках. Не все люди готовы к ним.

Вообще отношение к экскурсиям на кладбище неоднозначное. Есть люди, которые полагают, что общение с усопшими - акт сугубо частный, а потому туристы на кладбище - не в наших традициях. Другие считают, что экскурсии могут способствовать распространению знаний о родном городе. У меня лично нет определенного мнения на этот счет. Видя, с каким интересом моя группа слушает рассказ о людях, которые жили до нас, могла убедиться, что потребность такая у горожан есть. Но по мере знакомства с Арским кладбищем я не раз убеждалась, что люди не умеют вести себя на погосте, а нарушать покой усопших не принято. К тому же пока наши кладбища не приспособлены для  посещения: нет соответствующей информационной инфраструктуры, пока мы не можем похвастаться уважительным отношением даже к историческим захоронениям - объектам культурного наследия.

Так что, за кем правда, не знаю. Возможно, действительно, биографии знаменитых казанцев лучше изучать не на кладбище. Но именно здесь можно зародить к этому интерес.

Как выяснилось, среди экскурсантов были как «новички», пришедшие на Арский погост впервые, так и люди, которые сами могли многое что рассказать. Например, у могилы генерал-майора Красавина, командира одного из воинских подразделений, которые освобождали концлагерь Освенцим, выяснилось, что среди нас есть две подруги дочери Федора Михайлович, их соседки, которые ухаживают за захоронением. А я полагала, что это делает еврейская община.

Как я и ожидала, аудитория на презентации была в основном взрослая. Но были и молодые лица. Что радует особо.

Видела среди участников презентации знатоков Арского кладбища Анатолия Елдашева, который особо изучал захоронения священнослужителей, и Романа Царевского, который консультирует меня по захоронениям старообрядцев.. Их имена звучали в выступлениях, когда называли тех, кто начал большое дело в рамках акции «Казанские некрополи». Я, например, вспомнила тех, кто помогал мне на первых порах: Анатолия Елдашева, Леонида Абрамова, Льва Жаржевского, назвала и имя Президента РТ Р. Минниханова, при содействии которого от слов перешли к делу.

Вспомнили и помянули этим Фариду Забирову, которая покинула нас не так давно, приехав из Москвы, со съезда ВООПИиК, с ковидом. Она была одной из первых, кто поддержал нашу акцию, сделав ее одним из основных направлений республиканской организации.

Иллюстрация к публикации о Фариде Забировой

Кстати, Фариде Мухамедовне посвящено несколько публикаций восьмого номера (Олеся Балтусова, Радик Салихов, Наталья Топал, Эдуард Хайруллин).

На презентацию были приглашены авторы всех материалов восьмого номера, в том числе те, кто представлен художественными текстами: Мансур Гилязов («Брат. Война», сценарий игрового фильма), Алексей Егоров («По левую и по правую руку…» – воспоминания детства), Алина Тумашева (отрывок из повести ««Квартиру снимают вампиры»).

Среди экскурсантов были и знакомые лица, которым я вряд ли могла сказать что-то новое. Например, работники администрации Арского кладбища и Управления по организации ритуальных услуг казанской Мэрии во главе с Маратом Ишкиным.

Как сказала мне Альбина Абсалямова, Марат Адгамович согласился выступить на презентации, сообщить новости о цифровизации казанских кладбищ. Однако к моменту выступления его в импровизированном зале не оказалось. Главный хранитель казанских кладбищ не очень жалует такие выступления, хотя никогда не отказывается. Важно, что он и его службы помогают исследовательским группам Института истории имени Марджани в составлении каталогов-справочников исторических захоронений Арского и Ново-Татарского кладбищ.

Выступлений было много, но в память прежде всего запала одна простая мысль, которая посещает меня регулярно, когда надо доказать, для чего нужна акция «Казанские некрополи». Путешествуя по кладбищу, мы встречаемся с живыми людьми, как бы странно это не звучало. «Живые и мертвые и места их встреч» – так определили кладбища журналисты «Казани».

Действительно, когда человек уходит в мир иной, он вряд ли желает, чтобы его помнили в последний момент пребывания на свете этом. Пусть даже гроб у него будет из золота и проститься с ним придут тысячи людей.

Вспоминать надо человека живого, помнить, что он делал, о чем говорил, о чем думал. И тогда его имя не забудут не только родные и близкие.

К сожалению, в нашей традиции – некое, скажем так, настороженное отношение к кладбищам. Кого-то отпугивает мистика этих мест, кого-то – не совсем здоровая атмосфера погостов. Болезнетворности кладбищ – не секрет.

Есть люди, которым принципиально неинтересно погружаться в прошлое. Думаю, что их в этот раз на Арском точно не было. А те, кто пришел в первый раз, убедились, как полезно бывает такое погружение. Как я писала в одной из своих статей, Кладбище – это портрет живущих.

 Жизнь - это миг между прошлым и будущим

С помощью хозяйственной службы АО «Татмедиа» рядом с западным входом, перед старообрядческим участком, для презентации журнала «Казань» был сделан своеобразный зрительный зал со стульями. Их не хватило – молодые стояли.

Технология мероприятий под открытым небом сегодня отработана, есть специальные стулья, можно обеспечить надежную подачу звука. Есть такой опыт и у редакции журнала «Казань» – презентация предыдущего номера была проведена во дворе Национального музея РТ.

Кстати, когда мне вручили микрофон, предупредив, что он будет работать вне зависимости от места нахождения станции, я засомневалась. Но не испугалась. У меня педагогический голос, а это значит, могу общаться и с большими аудиториями. Но микрофон помог сильно. Во-первых, народу в группе было много, во-вторых, люди могли свободно подходить к могилам, слыша экскурсовода на расстоянии.

Надо сказать, что сотрудники редакции журнала «Казань» были очень тактичны и избирательны в организации презентации. Обычно выступления авторов и героев журнала перемежаются музыкальными вставками. Есть в Казани музыканты, которые выступают для читателей «Казани» бесплатно. На этот раз музыкальный ряд презентации составлял только одиночный голос трубы заслуженного артиста РТ Романа Мударисова.

Те, кто бывал на Арском кладбище по скорбному случаю, могли слышать здесь кладбищенского трубача. Сильно щемит сердце при этих звуках…

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вела презентацию Альбина Абсалямова, у которой большой опыт общения с публикой. Она довольно часто проводит свои поэтические вечера.

Она называла отдельные публикации и их авторов. Первой слово было предоставлено Светлане Малышевой – именно она начинает восьмой номер. Малышева – автор книги «На миру красна». Инструментализация смерти в Советской России», которая увидела свет в 2019 году. Но говорила она не о своем исследовании, а о другой публикации номера – статье Айдара Гайнутдинова, знатока арабского языка. «Казанские истории» писали об исследовании арабографичных надгробий на казанских кладбищах, проведенном научными сотрудниками Института истории имени Марджани. Так вот, выяснилось, что на кладбище Пороховой слободы были обнаружены захоронения предков ее отца, известного казанского ученого Булата Файзрахмановича Султанбекова, о которых он говорил при жизни как о потерянных.

Я в своем выступлении особо остановилась на том, что многие казанские семьи могли бы принять участие в уточнении реестра исторических захоронений Арского кладбища. К сожалению, источники противоречат друг другу, а по многим персонам, достойным включения в него, очень мало биографических сведений.

Айдарт Садыков говорил о том же, о чем писал, – о том, что старинные казанские кладбища – это музеи под открытым небом, и есть люди, которые могут помочь с ними познакомиться. Он, воспользовавшись ситуацией, поздравил Альбину Абсалямову с днем рождения. У нее не просто день рождения, а юбилей.

Айдар принес с собой пятый номер альманаха «Казанские истории», отметил, что часто использует в своих экскурсиям по Казани информацию из публикаций нашей газеты.

На презентации выступил генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков, который уделяет журналу «Казань» большое внимание. Как, впрочем, и всем журналам и газетам, учредителями которых по поручению государства является это акционерное общество.

До этого он тоже прошелся с Айратом Садыковым по первой аллее.

Стоит в заключение отметить, что в восьмом номере есть не только материалы по теме памяти. Например, будет интересно прочитать о традициях колокольного звона в православных храмах (Дмитрий Панькин. С верой на воскресение), проекте «Авазлар» (Айсылу Мирханова. «Авазлар». Рукописи не молчат), об архитекторе Карле Мюфке (Марк Шишкин. Жемчужная раковина» Карла Мюфке). Юрий Балашов написал об известном фотомастере Фарите Губаеве, который в нынешнем году отмечает 70-летний юбилей (Суровый Фарит Губаев).

Завершу строками из обращения к читателям журнала Альбины Абсалямовой:

«Нам хочется верить: движение в сторону выявления, сохранения и консервации не только «выдающихся», но и многих других надгробий (а также бережного ухода за ними) заработает в полную силу как на государственном уровне, так и на частном – ведь кто, если не мы, за этот ответственны».

 

Читайте в «Казанских историях»:

Город, которого нет на карте.

Арское кладбище вчера и сегодня

Наше прошлое – это прежде всего люди

Когда памятник на могиле – произведение искусства

Не просто могилы – склепы и часовни

И памятники на погосте умеют говорить...

Мертвые сраму не имут. А живые?

Помним. Скорбим. Благодарим – военный некрополь Арского кладбища

Мир праху твоему, Служитель Господа – захоронения священнослужителей

Погибли при выполнении служебного долга – о захоронениях погибших летных экипажей

 

По ссылке Акция «Казанские некрополи»: библиография вы найдете любой материал из рубрик «Любовь к отеческим гробам» и «Казанские некрополи»

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить