Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ноябрь с точки зрения отечественной истории

Ноябрь занимает в моем личном календаре особое место. Такой месяц есть у каждого, поскольку день рождения – всегда праздник.

Конечно, сегодня он связан уже не с ожиданием чуда, как в Новый год, а с мыслями о вечном, но все равно сделать этот день обычным не удается – родные и друзья не дадут.

Но на этот раз я помечу ноябрь другими событиями. И прежде всего днем сегодняшним.

День 4 ноября так и не стал настоящим Днем народного единства. Во-первых, большинство не знает, по какому случаю праздник (и выходной день)  учрежден. Нашествие поляков на Русское государство так далеко во времени, что даже у людей моего поколения этот факт не вызывают эмоционального отклика.

В эти дни посмотрела несколько телепрограмм о наших сложных взаимоотношениях с Польшей, и о дне сегодняшнем, и в исторической ретроспекции. Согласна, поляки сегодня – хороший общественный раздражитель. Но когда у тебя друг поляк, трудно рубить так, чтобы щепки летели. Тем более что он не из «ястребов» - обычный житель этой страны, которому тоже не нравятся Качинский с Дудой.

Но сегодня, когда история доказывает правоту ленинского суждения о ее развитии как о спирали, как никогда очевидно, что все великие и не очень катаклизмы в жизни стран инициируются не народами, а элитами. Хотя народ тут не сторонний наблюдатель. Он либо безмолвствует, как у Пушкина в «Борисе Годунове», либо рукоплещет, как это было и в 1917-м, и в 1991-м.  А потом спохватывается – одурачили, обманули, а поезд уже ушел.

Во-вторых, праздник, которым заменили 7 ноября, вряд ли станет праздником для старшего поколения, ряды которого зияют пустотами, но оставшиеся помнят жизнь в СССР. Это видно по чатам, личным и общественным – ностальгия по прежней жизни у нас точно связана не только со вздохами по молодости.

Когда-то день 7 ноября праздновала вся страна, поскольку многие понимали, чем конкретно они и их близкие, знакомые обязаны Великой Октябрьской революции. Конечно, были существенные исключения, но тогда жизнь не определяли те, кто в меньшинстве.

Что касается молодых, то, как я вижу по своим родным, для них вообще праздник – не более чем выходной день. Каким бы он ни был. Кроме, пожалуй, Нового года.

Ну, и наконец, в-третьих, сегодня, как никогда, очевидно, что страна наша не едина. И не только потому, что нашему народу в очередной раз не повезло с элитой. Какое единство может быть у, скажем, Дерипаски с тем, кто у него работает? К тому же современные информационные технологии способны разбивать общество на атомы, и успешно это делают.

Мы долгие годы взращивали индивидуалистов, а сегодня сурово корим тех, кто сбежал от мобилизации или свалил «за бугор» по другим причинам. А чего мы хотели, сделав образование услугой? Впрочем, стремление видеть виноватыми всех, кроме себя, - по-моему наша ментальная черта.

Вчера на программе «Место встречи» (НТВ) некоторые ее участники советовали не переживать за новый праздник – со временем люди к нему привыкнут, как привыкли к другим праздникам, «спущенным» сверху - 23 февраля, 8 марта… Политологи и организаторы массовых мероприятий наполнят его нужными смыслами, найдут нужные формы.

Как тут не позавидовать верующим, которые ищут эти смыслы не в чем-то внешнем, а в себе?! Уже несколько веков 4 ноября казанцы идут крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. Тысячи людей собирается в этот день у Богородицкого монастыря в Казани, славя Господа и Богородицу.

Праздник Казанской иконы Божией Матери приходит к нам дважды в год – 21 июля и 4 ноября, что соответствует старому стилю 8 июля и 22 октября. Первоначально праздник иконы, явленной в Казани в 1579 году, был установлен только для Казани и Москвы: в день обретения 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября. Но в 1649 году, когда у царя Алексея Михайловича родился долгожданный первенец – сын (к этому событию тоже была причастна чудотворная икона), он повелел ввести празднование по всей России.

Не могла на Казанскую не вспомнить о чудотворной иконе. О ее истории читайте в моем очерке:

1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которой более четырех сотен лет

2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне

3. Казанское святотатство 1904 года

4. Что хочет сама Богородица?

5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского

В 1612 году в Москве хозяйничали поляки. Московское государство было в большой опасности. Нет ничего удивительного в том, что отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М. Минина и Д.М. Пожарского молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген, в прошлом казанский священник, который имел непосредственное отношение к событию 1579 года.

22 октября Москва была освобождена, и это было приписано чудотворной иконе. Позднее князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков.

День Октябрьской революции отменен как Красный день календаря уже давно, но из-за праздника 6 ноября, когда была принята новая Конституция Республики Татарстан, мой день рождения в последние годы приходился на выходной день. И только в 2012 году впервые за 66 лет для меня, как и для всех моих соотечественников, 7 ноября был рабочий день.

С иронией вспомнила одно из поздравлений моего друга Владимира Зотова: «И мы гордимся партийной общественностью нашего города, что в этот день она украсила Казань алыми полотнищами, лозунгами и транспарантами. Но мы не позволим им заглушить ее праздник полыханием знамён!..»

Теперь в этот день никаких лозунгов и красных знамён... Красное знамя если и осталось в нашей жизни, то только потому, что есть 9 Мая.

Но мы все равно поздравляем друг друга с днем 7 ноября. И не только по привычке.

О нашей жизни при советской власти написано много. И хорошего, и плохого. О хорошем писали в советское время, о плохом узнали потом. Это было тяжелое прозрение – узнать про массовые политические репрессии, про другие «белые пятна» нашей истории. Уже в наше время, знакомясь с трудами ученых-историков Евгения Спицына, Андрея Фурсова и других, с которыми я познакомилась, когда пыталась понять, почему развалился Советский Союз, убедилась, как историю заставили служить политике. Собственно, так было всегда на переломе эпох. Просто на этот раз всё происходило на наших глазах, и мы могли сверить гневные обвинения с опытом собственной жизни, жизнью своей семьи.

Моя семья не укладывается в схемы антисоветской публицистики. Мои бабушки и дедушки жили в деревне, удаленной от больших городов многими десятками километров, и до них не доходили исторические катаклизмы.

Однажды мне предложили поучаствовать в документальном фильме о раскулачивании. Когда его автор узнал, что моего деда, весьма состоятельного сельского плотника, спасли от раскулачивания односельчане – просто не дали его увезти, когда по доносу в деревню приехали строгие дяди из районного центра, интерес ко мне пропал. А зря. Жизнь редко бывает черно-белой, всегда есть нюансы, которые помогают объективному осмыслению.

Не исключаю, что моя способность анализировать жизнь без эмоций и предвзятости - как раз оттуда, из прошлой жизни моей семьи, которая не попала под мощный каток истории, а потому у меня нет личного озлобления, которое я замечаю у некоторых знакомых с другим жизненным опытом. Моя семейная биография, в которой не было репрессивных и раскулаченных, спасла меня от крайностей в отрицании прежней жизни, от нигилизма и цинизма в оценках. В своих публикациях я не махала шашкой наголо («Я рожден в Советском Союзе. Родом я из СССР»)

Конечно, и в СССР настоящего единства не было. Было деление на богатых и бедных, на начальников, так называемую номенклатуру, и простых людей. Но богатые не кичились своим богатством так, как это происходит сегодня, а начальники жили по законам КПСС, когда каждый мог загреметь под фанфарами по одному лишь сигналу снизу, от народа. И его бы не переместили в другое кресло, как это принято в нашей новой жизни.

Я очень не люблю слово СОВОК, мало того – стараюсь не держать среди друзей людей, которые его употребляют, даже мимоходом. Будучи специалистом в стилистике русского языка, понимаю разницу между терминами «тоталитарный» и «авторитарный», и умные люди доказали мне, что тоталитарный период в нашей стране продолжался сравнительно недолго (тоталитаризм — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни).  Даже если будем связывать тоталитаризм с именем Сталина, то этот рубеж наступил в 1956 году, когда вождь всех времен и народов умер.

Мне возразят – права и свободы человека и гражданина в СССР носили декларативный, формальный характер. Соглашусь, если речь идет о политических правах. О чем спорить, если была государственная цензура? Что касается социальных прав, они были декларированы в Конституции и соблюдались: право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицину. Мои деревенские родственники никак в толк взять не могли, зачем им право на выезд за границу? Они там никогда не бывали и ехать не собирались… И таких было подавляющие большинство.

А вот в современной России они больше декларируются, чем гарантируются. Порой закрадывается подозрение – в социальном ли государстве мы живем? В 90-е годы в стране не всё ладно было даже с правом на жизнь.

Естественно, я была среди тех, кто не просто хотел, а жаждал перемен. Чем больше мы узнавали, как живут на Западе, который так долго «загнивал» на наших глазах, тем больший счет предъявляли собственной стране. Но когда ее не стало, нельзя было не задаться вопросом – не такую цену мы были готовы платить за свободу слова.

Однажды я была свидетелем одного интересного диалога. За одним столом со мной оказались участники международной конференции по федерализму и американский аспирант, изучающий современную федеративную Россию. Было это в конце 90-х годов. Говорили о том, как много Россия выиграла, отказавшись от социализма. Доводы мои соотечественники приводили самые разные. Один из них, москвич, человек, которого я уважала как человека разумного, неожиданно выразил большое удовлетворение тем, что теперь ему не надо ехать в Прагу, чтобы попить свежего чешского пива – достаточно сходить в соседний гастроном. Американец, молча наблюдавший за этим диалогом, вдруг спросил риторически: «А стоило ли ради этого разваливать Советский Союз?».

За столом повисло тяжелое молчание. Просчитались мои собеседники – не оценил ученый из США их перестроечный пыл.

Как мне кажется, сегодня уже можно, как говорил мой коллега Игорь Котов, отделить мух от котлет и нарисовать портрет советского общества, приближенный к реальности и не отягощенный идеологическими нагрузками ни слева, со стороны тех, кто не приемлет новой жизни, ни справа, со стороны тех, кто отказался от опыта наших отцов и дедов. Естественно, у каждого будет свое представление о том, что было вчера, и о том, что есть сегодня.

В 2017 году было сто лет со дня, когда на огромной территории бывшей Российской империи возникло государство рабочих и крестьян. Можно по-разному относиться к этому факту, но ни одна точка зрения его не отменяет. В юбилейном году в «Казанских историях» было опубликовано несколько, на мой взгляд, интересных материалов, которые я потом объединила в печатный альманах. Но он вышел мизерным тиражом. На сайте все публикации, причем, без сокращений.

Читайте в «Казанских историях»:

Нужна история без «демонизации» или «херувимизации» – Булат Султанбеков

Тамара Алясова: «Общество развивается не стихийно, а по законам, как в точных науках и в природе»

Драма Семнадцатого года: Великая революция, или Вторая русская смута – Дмитрий Люкшин

Мир романтиков, устремленных в светлое будущее – Наталия Федорова

Социализм по-шведски как результат Великой русской революции – Любовь Агеева

«Великая русская революция: современный взгляд на прошлое» семинар  в Академии наук РТ

Великая русская революция 1917 года: размышления о событиях и уроках – научно-практическая конференция в КНИТУ-КАИ

Я уже не раз писала, что мне не очень комфортно в новой жизни, хотя не принадлежу к тем, кого она обездолила. Есть на то причины, и в последнее время я много об этом размышляю. Здесь несколько слов о том, что вмещается в суждение о народном единстве.

За эти годы в России возродилось сословное общество. Не думаю, что кто-то возразит против такой оценки. Впрочем,  это определение тут не подходит. Современные дворяне и купцы - это скорее пародия на предков. В стране сформировалось новое сословное общество, и доказательства этому можно найти на каждом шагу. Достаточно посмотреть программу на НТВ  «Звезды сошлись», где «звезды» обсуждают, как уберечься от плохих слуг.

Новые сословия не имеют никакого отношения к стратам дореволюционной России, когда деление проходило в первую очередь, по происхождению, а также по роду занятий человека. Дворяне, купцы, мещане жили по своим законам и этическим представлениям, но благодаря социальным лифтам, можно было перейти из одного сословия в другое.  

Ну, и наконец, последний ноябрьский праздник – 6 ноября. О нем мало кто знает в России. Даже в Татарстане не все связывают этот выходной день с конкретным событием. А для меня он в тесной связке с моей личной жизнью. Поскольку я была непосредственным очевидцем событий, связанных со становлением суверенного Татарстана, в том числе с днем принятия новой Конституции Республики Татарстан. Это случилось 6 ноября 1992 года, 30 лет назад.

О том, как это было, я написала в историческом очерке о 1992 годе в первом томе книги «Республики Татарстан: новейшая история». Кому интересно, почитайте. Вряд ли есть смысл повторять то, что уже написано.

Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 1

Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 2

Конституция Республики Татарстан как отражение ее тридцатилетней истории

Правда, приходится это делать, когда коллеги просят. В прошлом году вспоминала этот день на телеканале «Казань-24», в нынешнем году взяли интервью для программы «7 дней» канала ТНВ.

Могу только отметить, что значение важных дат в нашей истории может меняться, причем существенно. Суверенитет, новая Конституция РТ, которую наши депутаты приняли раньше федеральной, трудная процедура принятия двустороннего договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан (так говорили и писали не только в Казани)… Тогда казалось, что это касается каждого, кто живет в Татарстане. Как пели в СССР: народ и партия едины. И в этом была сила республики, открыто заявившей о своих правах. Это был опыт, который хорошо бы всем усвоить – оппозиция нужна не меньше, чем сторонники. И это касается всех уровней власти. И реальная оппозиция была тогда и в Татарстане, в Верховном Совете, и в России, когда в Москве не выясняли отношения с помощью танков.

На днях слушала в интернете, как много людей хотели бы закрыть Ельцин-центр, поскольку Борис Николаевич сегодня ничего по этому поводу сказать не может. Разным он был и президентом, и человеком, но нельзя ему отказать в прозорливости – у него хватило ума и силы договориться с оппозиционером Минтимером Шаймиевым.

Что получилось в итоге с нашим суверенитетом, вы знаете не хуже меня. Вчера в одной из телепрограмм молодой коллега походя заявил, что мусульманские регионы России прямо-таки мечтали быть турецкими. И он не единственный, кто уверен в том, что Российскую Федерацию разваливала не слабая федеральная власть, а Татарстан с другими единомышленниками.

Но это еще полбеды. Куда серьезнее то, что День Конституции РТ постепенно перестает быть всеобщим праздником в республике. Не официальным – тут ему ничто не угрожает. Просто сегодня мало кто связывает с суверенитетом республики всеобщее благо. Его раздали, если можно так сказать, поштучно. И люди не могут этого не понимать и не помнить.

Выходит, единым народом мы можем быть только в годину опасностей для страны?

Сегодня этот вопрос – далеко не риторический. И через какое-то время мы наверняка будем знать ответ на него.

 

Когда Владимир Зотов делал этот снимок, фотографируя реальную ситуацию советского времени (со здания ТГЖИ сняли какой-то лозунг), он вряд ли думал о том, что со временем этот снимок будет восприниматься символически. Мы подумали об этом, когда он обнаружил его уже в новое время в чертогах своего фотоархива. Таким нам тогда показался конец государства, где мы прожили бОльшую часть своей жизни.

А сегодня мне кажется, что таким может быть крушение любых иллюзий, с которыми приходится расставаться...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить