Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Федор Шаляпин в жизни и на экране

Добросовестно посмотрела сериал «Шаляпин», хотя внутренней потребности не было уже после двух первых серий. Но профессиональное любопытство сильнее личных интересов.

Понравились некоторые актерские работы, более всего актрисы Марии Смольниковой в роли Иолы Торнаги, первой жены Шаляпина. К счастью, не было разухабистости, заявленной в анонсной «нарезке» кадров. Да, тяжелый характер певца явлен во всей красе, но не любитель выпить и не бабник. Что касается двух женщин, то Федор Иванович любил их обеих, вырастил всех детей, в том числе двоих от первого брака второй жены, нашей землячки Марии Петцольд.

Насмотревшись анонсного ролика перед фильмом, я спросила на пресс-конференции перед концертом «Казань – Шаляпинская муза» (она была в день премьеры картины) у Бориса Березовского, Василия Ладюка и Миляуши Таминдаровой, как они относятся к жанру художественных биографий в кино (он называется байопик - «biographical picture»), когда создателей интересует не творчество, а какие-то пикантные подробности биографий известных людей. Так ли уж зрителям сегодня важно знать про вздорный характер Шаляпина. Правда, он ему сильно мешал в жизни. Но не это же главное.

Так получилось, что ответила на мой вопрос только Миляуша Амировна. Вот что она сказала:

«Когда Коровин писал, что Шаляпин жмот, это не убавляло моего восхищения Шаляпиным. Он был просто человек, и ничто человеческое ему не было чуждо. Тем более что кормил певец целый шалман детишек.

А что касается анонсов, телевидение так сейчас работает – не подцепишь на крючок зрителя, не заработаешь. Думаю, что фильм не мог быть плохим. Не мог участвовать в плохом фильм Ильдар Абдразаков.

Я вспоминаю другой фильм – «Маска и душа» - режиссера Сергея Колосова, снятый в 2002 году. Какой-то ходульный он получился. Шаляпин там был сильно положительный. Но он таким не был».

Режиссером фильма про Царь-баса (так называли певца по аналогии с «Царь-пушкой» и «Царь-колоколом») выступил Егор Анашкин, известный по сериалу «Зулейха открывает глаза». Та его работа тоже получила неоднозначную оценку, и прежде всего откровенной театральщиной. Раскулаченные ссыльные жили в новеньких, с иголочки, деревянных домах, выстроенных в нашей республике, совсем не приспособленных к лютым сибирским морозам. Чистая декорация.  

Что в фильме не понравилось? Довольно много отступлений от реальной биографии певца, что естественно для художественной ленты, но только если это оправдано, задает киноповествованию дополнительный смысл. Тут я этого особо не заметила.

Интересно было наблюдать за актером Федором Добронравовым, который сыграл роль отца великого певца. Отец заявлен в фильме как пьяница, попрошайка, отправивший на тот свет мать Федора.

Я много что читала о жизни Шаляпина, в том числе литературы, основанной на документах, воспоминаниях очевидцев. И всегда удивлялась, как мало мы знаем о родителях земляка. В источниках в основном речь идет о местах их перемещения - семья часто переезжала с места на место. Так что сценаристы скорее всего руководствовались воспоминаниями самого Шаляпина, который считал отца странными человеком:

«Трезвый он был молчалив, говорил только самое необходимое и всегда очень тихо, почти шепотом… Я не помню, чтобы он в трезвом состоянии сказал грубое слово. Если его что-либо раздражало, то скрежетал зубами и уходил, но все свои раздражения он скрывал лишь до поры, пока не напивался пьян, а для этого ему стоило выпить только две-три рюмки. И тогда я видел перед собой другого человека… Пьяный, отец приставал положительно к каждому встречному…».

Известный казанский исследователь жизни и творчества Шаляпина Сергей Гольцман, изучивший практически все документы казанского архива, проливающие свет на казанский период жизни великого баса, сомневался в объективности такой оценки. По его мнению, нельзя слишком доверяться мемуарам певца:

«Стоит ли подчеркивать пьяный и разгульный характер отца Ф.И.? Насколько это соответствует действительности? Ведь, как показывают архивные данные, И. Я. Шаляпин трижды поступал в Уездную управу и трижды увольнялся. Однажды избавившись от горького пьяницы, второй раз его бы не приняли в управу, не так ли? Даже в наше время никакой профсоюз не помог бы. А в прежние времена тем более. И еще. Как вяжется, например, такой факт: пьяница, пропойца, пришедший в Вятку пешком в солдатской шинели, вдруг становится волостным судьей в ряду учредителей общества трезвости?.

Может быть, Шаляпин в своих воспоминаниях, записанных Горьким, страстным социальным обличителем «свинцовых мерзостей жизни», под его влиянием несколько сгустил краски своего трудного семейного быта? Или Федор Иванович, эгоистически сбросивший с себя бремя бытовых забот, хотел как-то оправдать свой побег из семьи?»

 Образ любимой матери не раз будет являться перед Федором Ивановичем в виде сценки у колодца.  Известно, что он очень любил мать. «Жалел я ее. Это был для меня единственный человек, которому я во всем верил и мог рассказывать все, чем в ту пору жила душа моя», - вспоминал он.

Отец представлен  в фильме в качестве ее антипода. Шаляпин вспоминал, что как-то отец, поскандалив, ударил жену. Федор бросился на ее защиту. В фильме он прямо обвиняет отца в том, что мать умерла по его вине. Именно этим объясняется открытая неприязнь певца к отцу. Правда, выстроенная конструкция легко опрокидывается мелодраматической сценой, вызванной известием о смерти Ивана Яковлевича Шаляпина. Откуда вдруг взялась огромная печаль?..  

Было очень смешно смотреть на сцены, снятые с присутствием деталей современной жизни. Уж не знаю, вели ли себя так зрители во времена Шаляпина, как это было на концерте в цирке. Но их спички точно не могли гореть так долго, как огоньки мобильных телефонов. Раздражали современные интонации в диалогах: «Откуда? От верблюда!».

Александр Горбатов в заглавной роли, видимо, выполнил все, что ему предписано сценарием и режиссером. Его судьба чем-то схожа с шаляпинской: тоже работал на заводе, тоже из народа, тоже мгновенно прославился. У него уже есть клуб фанатов. Наверное, фанаток. Но, как артист молодой, он не смог передать всю противоречивость своего героя, поскольку снял с образа только верхний слой. Современные актеры не умеют работать на уровне психологического портрета, а тут такая глубина...

Сначала мне не очень нравилось, что поет не Шаляпин, хотя очень нравится Ильдар Абдразаков. Убедительнее, когда музыкальные номера в таких биографических фильмах отдают самому герою. Тем более что у Шаляпина много что сохранилось в записи. А потом подумала - даже лучше. Поскольку на экране не Шаляпин, а актер в предложенных обстоятельствах. Если бы я оценивала только фильм, без его соприкосновения с реальным Шаляпиным, возможно, я бы посмотрела на картину по-другому.

Увы, современные кинорежиссеры, снимая фильмы для современной аудитории, не могут не учитывать ее запросы, ее неумение сосредотачиваться, видеть всю глубину происходящего на экране. Ей подавай яркость деталей, динамизм действия, зрелищность.

Однажды в программе Фестиваля мусульманского кино был показан документальный фильм об одном гениальном человеке. Не буду его называть, чтобы не тревожить его память всуе. Главную роль играл один из его потомков. После фильма я спросила его, как он относится к тому, что его предка показали психом. Такое бывает с гениальными людьми, и у главного героя порой наблюдались отклонения. Он лечился, но не в психбольнице. И надо ли было педалировать это обстоятельство на протяжении всей картины?

Ответу собеседника я удивилась. Как оказалось, такой сценарий с ним согласовывали. «Им же надо собрать публику... Я не возражал. Мне важно, чтобы фильм посмотрели», - грустно сказал он.

Мне не известно, были ли консультанты у «Шаляпина». Если бы были, могли предостеречь от слишком вольного толкования некоторых биографических подробностей жизни нашего великого земляка.

Почитала в сети, какие впечатления у других зрителей. Нашла, например, такой отзыв:

«Кажется, уже не осталось ни одного славного имени РИ и СССР, до которого не дотянулись бы шаловливые ручонки российских киноделов с их «байопиками». Перефразируя Гафта: «Не страшно умереть, страшно, что после смерти о тебе снимут «байопик» мастера российского кинобизнеса. Из байопиков мы узнали, что Высоцкий — наркоша, а не поэт, Есенин — алкоголик, а не поэт, Королев — мутный зек, а не великий конструктор...».

Еще один рецензент написал, что в сериале Шаляпину не дали ни истории, ни цели, ни задач, ни тайны за душой. «Скважиной» и пустым человеком считает Федьку алкоголик-отец (Федор Добронравов). «Потемкинской деревней» называет друг-актер Мамонт Дальский (Ян Цапник). И, видимо, режиссеры с этим мнением совершенно согласны.

Из-за этого картина как бы рассыпается на отдельные сцены, мало связанные между собой. Иногда только женщины в кадре помогают понять, где Шаляпин в данную минуту – в Москве или Петербурге.

Согласна я и с другим рецензентом, который написал, что слишком много в сериале тяжелого характера главного героя, его гонора, его скандалов с людьми.  Даже внимание понравившейся женщины — итальянской балерины Торнаги — он поначалу пытается привлечь, отбирая у балерин на репетиции  концертмейстера. Между тем, их отношения развивались совсем по другому сценарию. Пожалуй, из жизни только их первое «свидание» - когда Шаляпин принес больной Иоле суп, который сварил сам.

Федор Шаляпин и его первая жена Иола Торнаги

 А как вел себя Шаляпин с друзьями? Константин Коровин, с которым он познакомился совсем при других обстоятельствах, оформлял множество постановок, в которых участвовал Шаляпин. Он придумывал все: афиши, декорации, эскизы костюмов. Вместе они ходили на охоту и рыбачили.  Кисти Коровина принадлежит несколько портретов Федора Ивановича. С какой легкостью знаменитый актер разрывает с ним отношения! Они, конечно, помирятся. И Шаляпин, как водится, извинится…

Наверное, так было. Но, как мне показалось, ни сценаристы, не режиссер не продумали, как показать отношения двух великих людей, чтобы они имели какое-то содержательное наполнение, кроме бытовых разговоров. То же самое можно сказать о взаимоотношениях с Максимом Горьким. Он вообще персонаж-функция.

Есть еще одно соображение, мало связанное с фигурой киношного Шаляпина, хотя в этих сценах он присутствует. Меня всегда бесит лубочный показ революционных событий. Ты ей не симпатизируешь, твое дело, но это не дает тебе права на поверхностность их воспроизведения. В последнее время, когда многое переосмыслено в нашей истории, можно было бы уже отойти от мысли, что революционная масса – это сплошь дебилы. Посмотрите на лица зрителей на концерте, где Шаляпину вручают знак народного артиста России, первого народного артиста страны. Сколько пренебрежения к людям, собравшимся послушать Шаляпина, выражено в ярко символичном эпизоде – оператор взял в кадр только ноги в грубых башмаках. А как красноречиво неприятна сцена банкета, когда Шаляпин сидит рядом с Луначарским. Два светлых человека на фоне темной массы.

Я бы поняла, если бы это было показано глазами Шаляпина. Он, как и многие представители так называемой богемы, люди богатые, знающие иностранные языки и итальянские оперы, не очень любил новых хозяев жизни. Его вполне устраивала его жизнь, которая была вознаграждением за не очень счастливое детство.

Перед Февральской революцией солист Его Императорского Величества Ф.И. Шаляпин занимал исключительное положение в артистическом мире России. Согласно последнему контракту с Дирекцией императорских театров, заключенному с 23 сентября 1912 по 23 сентября 1917 года, певец получал неслыханный в русском театре гонорар - 1500 рублей за одно выступление.

Он был угнетен происходящим в стране, о чем говорил и писал своим родным и друзьям. Свое личное счастье Шаляпин связывал вовсе не с общим счастьем трудового народа, к которому вело правительство большевиков. Знаменитый певец понять не мог, почему он должен терпеть все эти лишения вместо того, чтобы жить, как жил раньше? 

Однако в фильме такая оценка новой жизни идет не от Шаляпина, она авторская. Уж не знаю, чья – режиссера или сценаристов.

Судя по неопределенности финальной сцены, нас ждет второй сезон. Но вряд ли я его буду смотреть… Лучше еще раз перечитаю, как сложилась жизнь Федора Шаляпина в эмиграции. Очень актуальная сегодня тема.

 

Читайте о Шаляпине в «Казанских историях»:

Шаляпин Федор Иванович, великий оперный певец (1873-1938)

Гордость Казани - Федор Шаляпин

Два великих хозяина в одном доме

Памятник Федору Шаляпину в Казани

О Шаляпине – с трепетом и любовью

Шаляпинские места Казани. Публикация первая

Шаляпинские места Казани. Публикация вторая

История одной любви: Федор Шаляпин и Иола Торнаги

Эдуард Петцольд. Или Артур Петцольд?

Федор Шаляпин: ослепительно-яркий и радостный крик на весь мир: вот она — Русь!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить