Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Июнь | 2025 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1924 – В 9 часов утра в первый рейс по маршруту Казань – Нижний Новгород – Москва с аэродрома Казани отправился самолет, пилотируемый Ильей Гаркави
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Архивы хранят имена всех погибших. Но только не все документы пока прочитаны
- Илья Прокофьев
- 22 июня 2025 года
22 июня, в день памяти и скорби, расскажем о том, как поисковики РОМО «Отечество» восстановили историю гибели лётного экипажа, вылетевшего из Казани 5 июня 1944 года.
Самолет потерпел катастрофу в Ярославской области. О том, как это было и что удалось выяснить через 79 лет, рассказывает Илья Прокофьев, ведущий специалист Всероссийского информационно-поискового центра (ВИПЦ), руководитель отдела Республиканской молодежной общественной организации «Объединение «Отечество», координатор проекта «Крылья Татарстана».
Эта история уходит корнями в период 1994-2015 годов, когда сотрудники РОМО «Отечество» Татарстана занимались работой по установлению имен всех погибших и умерших от ран на территории республики в годы Великой Отечественной войны. Итогом этой кропотливой работы стало издание в 2009 году Каталога воинских захоронений, а в 2015 году — Реестра воинских захоронений.
Параллельно этому, мы с 2012 года изучали судьбы авиаторов, погибших на территории Татарской АССР в период 1941-1945 годов. На основании этих исследований, проведенных архивной и полевой поисковой работы, в 2013 и 2018 годах были подготовлены к печати и вышли в свет два издания книги «Всех назовем поименно. Биографический каталог военнослужащих военно-воздушных сил Красной Армии, военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан».
1941-1945: Казань авиационная
Дело в том, что во время войны Казань и прилегающий к ней регион стали своего рода авиационным центром. Здесь располагались три авиационных завода: 22-й авиационный (эвакуированный в октябре 1941 года 22-й московский завод слился с 124-м казанским заводом) выпускал самолеты Пе-2 и Пе-8, эвакуированный из Ленинграда 387-й авиационный завод, располагавшийся в Адмиралтейской слободе, выпускал самолеты У-2. На границе ТАССР и Марийской республики, в городе Волжске, учебные самолеты Ут-2 выпускал 168-й авиационный завод, эвакуированный из Рязани.
Здесь базировалось несколько авиационных подразделений. Для перегонки самолетов на фронт на 22-м заводе была создана специальная 1-я перегоночная авиационная эскадрилья ВВС Красной Армии (в 1944 г. переформированная в 211-й авиационный полк по перегонке самолетов-бомбардировщиков). В 1941 году на базе 163-го резервного авиационного полка был сформирован 9-й запасной авиационный полк (ЗАП), в основные задачи которого входило обучение летно-подъемного состава боевому применению самолетов Пе-2. Летчики, штурманы и воздушные стрелки-радисты прибывали из военных авиационных школ и училищ, школ младших авиационных специалистов. Именно в запасном полку экипажи «слетывались», получали знания и навыки использования этого нового грозного оружия.
В это же время с фронтов в Казань стали прибывать в полном составе боевые полки ВВС Красной Армии и отдельные авиационные эскадрильи. Большинство из них первые дни войны встретило на устаревших самолетах СБ и понесло большие потери в материальной части и личном составе. Но те, кто выжил в первые месяцы войны, уже имели колоссальный боевой опыт. Именно они должны были в ускоренном режиме получить, освоить, научиться бить врага на новых и современных по тем временам самолетах Пе-2. Зачастую обучение в 9-м ЗАП боевые полки проходили в течение двух-трех месяцев. Получив новые самолеты, облетав их, пополнившись личным составом, полки снова убывали на фронт.
Летом 1942 года на территории Татарской и Марийской АССР была развернута 8-я запасная авиационная бригада, которая помимо уже имеющегося в Казани 9-го ЗАП включила в свой состав передислоцированные из других военных округов 3-й запасной авиационный полк (с дислокацией в Йошкар-Оле) и 18-й запасной авиационный полк (с дислокацией в Чистополе). Количество проходящих переобучение и формирование новых полков значительно увеличилось. В составе ЗАПов формировались отдельные летные экипажи, которые по мере подготовки вместе с самолетами убывали на фронт. Почти ежемесячно в Казань прибывали группы перегонщиков из фронтовых полков ВВС Красной Армии и ВВС ВМФ, которые получали на 22-м заводе новые самолеты Пе-2 и перегоняли их в свои части.
Осенью 1941 года на территорию ТАССР были эвакуированы 1 и 2 Ленинградские, 1 Московский, Новгородский, Псковский, Боровический аэроклубы, которые влились в работу Казанского, Чистопольского и Зеленодольского аэроклубов, которые готовили личный состав для ВВС Красной Армии. В Бугульме была развернута 104 учебная авиационная эскадрилья Гражданского воздушного флота (ГВФ)для первоначальной подготовки пилотов.
Известно, что с середины 1942 года начала действовать воздушная трасса, по которой стали перегонять американские самолеты из Аляски, через Сибирь в центральные регионы СССР. Эта трасса вошла в историю войны под названием «Алсиб». Полки 1-й перегоночной авиационной дивизии перегоняли технику лётом, до Красноярска, далее ее получали армейские подразделения. Были сформированы 9 перегоночный авиационный полк (базирование в Красноярске) и 17 отдельная перегоночная авиаэскадрилья (базирование в Свердловске).
Схема воздушной трассы Москва — Хабаровск
Параллельно этой трассе действовал второй путь, по которому перегоняли самолеты советского производства, изготовленные на заводах Новосибирска, Иркутска и Дальнего Востока. На этом пути действовала 12 особая авиагруппа (ОАГ) ГВФ, которая была создана 15 марта 1942 года (в мае 1943 г. переформирована в 73-ю вспомогательную авиационную дивизию Авиации дальнего действия (АДД) в составе 104-го и 105-го вспомогательных авиационных полков).
Маршруты обеих трасс пересекались в Казани. Центральный аэродром стал огромным перевалочным узлом транзита самолетов на фронт. Была сформирована 118 авиационная комендатура промежуточного аэродрома в Казани, на которую возлагались обязанности по координации и руководству полетами на вверенной ей территории. Точно такие же промежуточные авиакомендатуры были сформированы отделами перелетов штабов ВВС военных округов по всей стране. Всё воздушное пространство страны получило четко разграниченные линии.
На Центральном аэродроме Казани, помимо базирования 9-го ЗАП и звена Управления 8-го ЗАБр, которые использовали самолеты различных типов (Пе-2, УСБ, Р-5, С-1, Ли-2, Як-6, У-2, ТБ-3), находился 204 отдельный авиаотряд спецприменения при СНК ТАССР.
В 1943-1944 годах в республике увеличивается количество приписанных по месту дислокации авиационных полков и отдельных авиаподразделений. Так, в мае 1943 года сюда прибывают 2 авиационная эскадрилья 632-го истребительного авиаполка ПВО, резерв ВВС Приволжского военного округа, 29-й пеленгаторный пункт, отдельная истребительная группа ПВО. В августе – октябре 1943 года Центральный аэродром Казани становится штатным аэродромом 743-го истребительного авиационного полка ПВО, который боевым дежурством на земле оборонял военно-промышленные объекты района городов Казани и Зеленодольска, где размещались военно- стратегические объекты. Сам полк непосредственно подчинялся и был штатной единицей 142-й истребительной авиадивизии ПВО Восточного фронта ПВО. Целью образования в июне 1943 года этого оперативно- стратегического объединения войск ПВО стало прикрытие с воздуха размещенных в глубоком тылу предприятий оборонной промышленности и инфраструктуры городов СССР.
Помимо центрального аэродрома в Казани интенсивно использовались другие аэродромы и площадки, находящиеся на территории республики. В особых указаниях по производству полетов с аэродромов Казанского аэроузла (указания датированы 5 февраля 1943 года и утверждены командиром 9-го ЗАП майором Скибо), говорится:
«…В Казанский аэродромный узел входят:
а) аэродромы 9 ЗАП расположенные – главный на восточной окраине Казани, и аэродром 9 ЗАП – Самосырово, расположенный 15 км восточнее Казани по Мамадышскому тракту.
б) аэродром аэропорта и отряда ГВФ (он же главный аэродром 9 ЗАП).
в) площадки аэроклубов, расположенные северо- восточнее 1 км деревни Сухая Река.
г) аэродромы авиазаводов: № 22, расположенный 4-5 км севернее города Казани и № 387, расположенный 5-6 км западнее города Казани…».
Понятно, что при такой массовой концентрации авиационных подразделений и служб, постоянном учебно-боевом и служебном применении авиационной техники в небе над республикой стали происходить различные чрезвычайные события (отказ материальной части, плохие метеоусловия, ошибки пилотирования и т.д.), которые приводили к внештатным ситуациям, и их результатом становились авиационные катастрофы и аварии. В книге «Всех назовем поименно» нами были опубликованы имена 241 авиатора, чьи жизни оборвались в небе нашей республики.
Проект «Крылья Татарстана» направлен на восстановление самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть».
Подробнее:
Книга «Крылья Татарстана. Восстановить легенду» — о погибших и живых
Это будет еще один памятник легендарной «Пешке»
Поисковики Казани: возвращен из небытия еще один экипаж
Летчиков похоронили там, где для них началась война
Задача поисковиков – найти всех участников войны
Бесценная работа – работа с памятью: чем занимается объединение «Отечество»
Обе книги «Крылья Татарстана» размещены в полном объеме на сайте объединения «Отечество», с документами и многочисленными снимками, и их можно скачать.
Работа по установлению, имен и судеб погибших в годы войны продолжается и в настоящее время. Еще много тайн хранит в себе история Великой Отечественной войны. Мы пока не знаем обстоятельств гибели и имен погибших летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов, других авиационных специалистов, погибших в авиационных катастрофах в Рыбно-Слободском, Бугульминском, Пестречинском, Лаишевском районах республики. Но мы продолжаем исследовательскую работу в архивах, выезжаем в полевые экспедиции, где встречаемся с местными жителями и проверяем местные легенды.
При издании книги «Всех назовем поименно» мы ограничили себя географическими границами республики. А ведь очень много экипажей самолетов, вылетевших из Казани на фронт, гибли в катастрофах по пути своего следования над другими регионами. И судьбы многих воинов до сих пор остаются неизвестными.
Сведения о погибших экипажах 3-го запасного авиационного полка 8-й ЗАБр, которые произошли на территории Марийской АССР, мы отправили нашим коллегам поисковикам в эту республику. Их имена увековечены там на памятных знаках, находящихся на воинских захоронениях. Имена членов экипажей самолетов, погибших при перелетах из Казани на фронт, были переданы нашим соратникам в Чувашскую и Удмуртскую Республики, Нижегородскую и Владимирскую области.
Но многие истории еще требуют продолжения изучения, в них еще не поставлена последняя точка. В некоторых документах события 80-летней давности описаны частично, имена погибших указываются с некоторыми ошибками или не упомянуты полностью. Поэтому мы продолжаем эту работу. История экипажа Пе-2, которая произошла 5 июня 1944 года в Ярославской области, — результат очередного исследования, которое получило свое продолжение в наши дни.
Еще не во всех история поставлена точка
Работая с архивными документами 276-й бомбардировочной авиационной дивизии в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО фонд 20246 оп.2 д.13), мы выписали сведения о катастрофе этого самолета. В архивном деле сохранился только Акт, составленный комиссией, обследовавшей место его катастрофы. На одном листе были описаны последствия катастрофы и состояние самолета, который после этого списали. Полностью были указаны заводские номера самолета и моторов.
Что касается сведений об экипаже самолета, в документе были только фамилии, информация об их состоянии после катастрофы отсутствовала.
Это был экипаж, сформированный на базе 9-го ЗАП для 58-го бомбардировочного авиационного полка. Он вылетел из Казани на Ленинградский фронт в составе сводной группы перегонщиков. В документах указывалось, что пилотировал самолет младший лейтенант Евграфов В.И., штурманом самолета был старший сержант Стрижанов, воздушным стрелком-радистом — красноармеец Солдатченко. У штурмана и стрелка в документах даже не были указаны их инициалы.
В акте обстоятельства трагедии были описаны следующим образом:
«…5 июня 1944 года при перелете 58 БАП на самолетах Пе-2 по маршруту Казань-Ярославль самолет, пилотируемый летчиком младшим лейтенантом Евграфовым В.И., потерпел катастрофу 12 км юго-восточнее Ярославского аэродрома. При первом заходе на посадку летчик Евграфов ушел на второй круг, так как провести посадку ему мешал впереди садящийся самолет Бостон летающий по кругу. Второй раз зашел на посадку неправильно (под углом 25-30 % с правой стороны на Т) вследствие чего усложнил себе расчет и ушел на третий круг, перед четвертым разворотом убрал шасси, отвернул от аэродрома и с работающими моторами ушел юго-восточнее аэродрома Ярославля, при чем все заходы на второй круг, как и полеты по кругу совершал с выпущенными шасси. Летчик находился на высоте 400 метров и от аэродрома в двух километрах, мог вполне произвести посадку на аэродроме по любой причине, так как аэродром вполне позволяет садится в любом направлении.
Комиссия прибыв на место катастрофы установила: самолет Пе-2 пилотируемый летчиком Евграфовым произвел вынужденную посадку вне аэродрома (в лес) …(…)… При вынужденной посадке в лес правым крылом задел за опушку леса, самолет потерял скорость, упал на правое крыло, ударился правым мотором, сделал полный капот.
Самолет Пе-2 № 15/325 с моторами М-105пф подлежит списанию. Моторы №№ 45-5683, 42-5678 требуют разборки на запчасти…».
В этом же деле было сопроводительное письмо штаба 58-го БАП на имя начальника штаба 276-й БАД, где указывалось, что в штаб дивизии направляется рапорт заместителя командира авиационной эскадрильи 58-го БАП капитана Николая Ибрагимовича Абдюшева, который принимал участие в этом перегоне самолетов и был свидетелем катастрофы. Но в самом деле этого рапорта не оказалось!
Замечу, в авиационных документах той поры четко прослеживалась определенная тенденция: слово «катастрофа» в отчетных документах говорило о том, что при данном событии произошла гибель экипажа (или кого-то из членов экипажа), слово «авария» означало, что экипаж остался в живых, хотя самолет мог быть разбит полностью. В нашем случае однозначно фигурировало слово «катастрофа».
И только на днях при учении документов Отдела перелетов штаба ВВС Красной Армии за 1944 год (ЦАМО: фонд 35, опись 11277 д.109) удалось найти сводку летных происшествий за 5 июня 1944 года, в которой говорилось:
«…При перелете группы Пе-2 (34 гв.БАП 13 ВА) по маршруту Казань-Ярославль, один Пе-2, юго-восточнее Ярославль 10 км, д.Телищево, потерпел катастрофу. Летчик младший лейтенант Евграфов тяжело ранен, штурман старший сержант Стрижанов и стрелок Солдатченко погибли – причина катастрофы уточняется…».
В первую очередь мы стали искать сведения о погибшем штурмане самолета. Этой фамилии не оказалось в информационной системе Министерства обороны РФ «Память Народа», которая в настоящее время объединяет все ранее созданные общедоступные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Тогда мы ввели в запрос дополнительные параметры поиска, указав, что интересующие нас лицо относится к военно-воздушным силам. И тут интерактивная система выдала информацию на военнослужащего по фамилии «Стрыжаков». К этой персоналии интеллектуальной системой информационного портала были «подвязаны» три документа: донесение в/ч 54895, письмо Руднянского РВК Сталинградской области и приказ об исключении из списков Красной Армии.
Самым информативным документом оказалось донесение, высланное в адрес родителей погибшего из части с полевой почтой № 54895. За аббревиатурой указанных чисел скрывалось название части: 147-я комендатура аэродрома ВВС Красной Армии. В этом донесении, которое было отправлено 9 июня 1944 года, говорилось:
«…Ваш сын, брат Стрыжаков Павел Александрович при выполнении служебных обязанностей погиб 5 июня 1944 года в 13.30 во время катастрофы самолета Ярославская область, Ярославский район, деревня Телищево. Похоронен в д.Телищево.
Если Вы желаете посетить могилу погибшего т.Стрыжакова П.А. можете прибыть в г.Ярославль войсковая часть, полевая почта 54895 к командиру части…».
Следующим документом было письмо Руднянского райвоенкомата Сталинградской области от 30 мая 1945 года в адрес командира части п/п 54895:
«…Прошу срочно выслать извещение о смерти младшего лейтенанта Стрыжакова Павла Александровича, погибшего 5 июня 1944 года, при катастрофе самолета в Ярославской области Ярославского района в д.Телищево. Извещение необходимо для оформления материалов на назначение пенсии семье погибшего. С ответом прошу не задерживаться. Отец Стрыжаков Александр Ефимович проживает Сталинградская область Руднянский район с.Рудня, ул.Советская, д.29…»
В приказе НКО об исключении из списков Красной Армии говорилось:
«…младший лейтенант Стрыжаков Павел Александрович, состоящий в распоряжении командира войсковой части №55701, погиб 5 июня 1944 года…».
Данный номер в/ч относился у Управлению 13-й воздушной армии, что говорило о том, что экипаж, окончив формирование в составе 8-й запасной авиационной бригады в Казани, был распределен на Ленинградский фронт. Вылетел в составе группы 58-го бомбардировочного авиационного полка, но по факту в состав полка не прибыл и потому в штат не был зачислен. Поэтому данные об этом экипаже и не отложились в делах по личному составу 58-го БАП и всей 276-й бомбардировочной авиадивизии.
Разночтение в воинских званиях погибшего (в документах по катастрофе он учтен как старший сержант, а в документах о гибели погибший имел звание младшего лейтенанта) объяснятся просто. Скорее всего, приказ о присвоении первичного офицерского звания – младший лейтенант — уже был подписан, но в отдел кадров части он еще не поступил, и поэтому в свой последний полет Павел Александрович вылетел в звании старшего сержанта.
Как оказалось далее, эти документы в архиве Минобороны оказались не единственными. Установив дополнительные поисковые опции в системе «Память Народа», уже по месту гибели, удалось выйти на следующий пласт документов, которые уточняли фамилию штурмана и указывали точное место его захоронения. Так, в нашем распоряжении появилась переписка Ярославского РВК Ярославской области с родными Павла Александровича. В этих документах выяснилось, что правильная фамилия погибшего не Стрижанов и не Стрыжаков, а – Стрижаков.
Оказывается, еще в 1971 году мать Павла Александровича – Анна Ивановна Стрижакова — обратилась в адрес военкома с просьбой сообщить о состоянии могилы своего сына. И для Ярославского райвоенкома это было открытием. Благодаря этому обращению, также удалось выяснить, что географически могила погибшего штурмана самолета находится в деревне Петрово, рядом с Петропавловской церковью. Дело в том, что деревни Телищево и Петрово соседствуют друг с другом, их разделяет железная дорога, идущая из Ярославля на Нерехту. Старое кладбище, которое использовалось в военные годы, и находится в деревне Петрово.
Так, благодаря этой переписке, могила штурмана самолета 58-го бомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Павла Александровича Стрижакова была поставлена на государственный учет как воинское захоронение. Это подтверждается размещенными на сайте «Память Народа» двух учетных карточек воинского захоронения — от 1996 и 2011 годов.
Далее мы приступили к поиску полных данных на летчика самолета., и воздушного стрелка-радиста. Из первичных документов по расследованию данной катастрофы нам было известно, что летчик — младший лейтенант Евгафов В.И. — получил тяжелые ранения и был отправлен в госпиталь, а стрелок-радист красноармеец Солдатченко погиб при катастрофе. В книге учета умерших 396-го эвакуационного госпиталя мы нашли следующую запись: «…красноармеец Солдатченко (имя, отчество – не указано) 1925 года рождения, военнослужащий 276-й Гатчинской авиационной дивизии, умер от сотрясения и кровоизлияния в мозг в июне 1944 года…».
В документе не были указаны точная дата смерти и место захоронения. Других сведений об умершем после катастрофы самолета, воздушном стрелке-радисте Солдатченко в базе данных найти не удалось. Можно предположить, что речь идет о военнослужащем Солдатченкове Олеге Афанасьевиче 1925 года рождения, уроженце Москвы (адрес проживания до призыва: г.Москва, Электрический переулок, д.6, ком.56). На данного воина сохранились всего два документа: донесение военного комиссара Советского РВК города Москвы, что призывник Солдатченков О.А. врачебной комиссией Московского гарнизона от 3 сентября 1943 года признан годным для поступления в летную школу и 10 сентября 1943 года направлен из сборного пункта Московского ГВК в Челябинскую военную авиашколу механиков. Но пока это только предположение.
Дальнейший поиск, был направлен на установление полных данных летчика самолета. Напомним, что в документах были указаны только его фамилия и инициалы — Евграфов В.И. и офицерское звание — младший лейтенант. Среди проверенных учетно-послужных документов офицеров удалось найти его карточку. В УПК говорилось, что Василий Иванович Евграфов, 1921 года рождения — уроженец села Новоселки Чамзинского района Мордовской АССР. В июле 1941 года был мобилизован в Красную Армию. Проходил службу в составе 9-го запасного авиационного полка (г.Казань). Последним местом службы было отмечено Управление 13-й Воздушной армии. Значился пропавшим без вести в августе 1944 года. Из этого документа выходило, что дальнейшая его судьба неизвестна. Это выяснилось по книге учета умерших в 396-м эвакуационным госпитале, который дислоцировался в городе Ярославле:
«…Евграфов Василий Иванович, лейтенант, 276-я Гатчинская авиадивизия. Больше неизвестно. Поступил 5 июня 1944 года. Ушибленная рана головы, перелом основания черепа, кровоизлияние в мозг. Скончался 20 июня 1944 года. Адрес родственников: Мордовская АССР, остальное неизвестно…»
Стало понятно, что все три члена экипажа самолета Пе-2 погибли. Штурман самолета младший лейтенант Павел Александрович Стрижаков погиб сразу же, в день катастрофы, и был похоронен на кладбище у церкви в деревне Петрово Ярославского района. А летчик — младший лейтенант Василий Иванович Евграфов и воздушный стрелок-радист — красноармеец Солдатченко (к сожалению, полных данных, мы так и не смогли установить) умерли от ран, полученных при катастрофе самолета находясь в Эвакуационном госпитале №396, который весь период Великой Отечественной войны располагался в самом городе Ярославле, по адресу ул. Революционная д.11 (в настоящее время Ярославский гарнизонный военный госпиталь).
Леонтьевское кладбище в Ярославле, где хоронили умерших от ран красноармейцев
Продолжая исследовательскую работу, мы установили точные места захоронений на ярославских кладбищах младшего лейтенанта Евграфова и красноармейца Солдатченко. К поиску подключились наши коллеги-поисковики.
Первым откликнулся казанский исследователь военной истории (в настоящее время работает врачом в Москве) Игорь Константинович Нефедов, который сообщил, что, просмотрев архивные документы Эвакуационного госпиталя №396, он установил, что всех умерших там от ран военнослужащих хоронили на Леонтьевском кладбище Ярославля.
Эти сведения подтвердила руководитель поискового отряда «Малая Родина» из этого города Елена Евгеньевна Евграфова, которая посетила Леонтьевское кладбище и прислала нам фотографии именных плит захороненных воинов, на которых увековечены имена лейтенанта В.И. Евграфова и рядового Солдатченко.
Почему их данные отсутствуют в учетной карточке (паспорте) воинского захоронения, пока не понятно.
Теперь такие записи появились.