Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1938 – Принято постановление СНК ТАССР об организации музея А.М.Горького в доме, где раньше была пекарня А.С.Деренкова. Открытие музея состоялось 12 марта 1940
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В редакцию обратился ветеран педагогики, житель Казани с улицы Рихарда Зорге Раис Ахмедович Баширов и предложил опубликовать материал о татарах, живущих в Якутии. Он представил большую статью, героями которой стали, в том числе, его родственники – учителя разных поколений, а также множество их фотографий. Как оказалось, учительской династии Башировых 300 лет!
Раис Ахмедович посвятил исследование своей родословной дорогим землякам и коллегам – татарским учителям, работающим в суровых условиях Якутии.
Далеко по России раскинула татар история. Есть они и в далекой Якутии. По переписи 1989 года, в Якутии поживало 17478 татар.
Как появились татары в Якутии? Какое влияние они оказали на местное население? Еще в ХVII веке Россия устремилась в Северо-Восточную Азию – молодому развивающемуся государству необходимы были новые земли. Наиболее удобными путями освоения новых территорий были реки. Енисейские казаки-первопроходцы с сотником Петром Бекетовым срубили острог на реке Лене, давший начало городу Якутску, центру Якутского края.
Одна из отличительных черт Якутии – громадность ее территории. Здесь могут расположиться несколько крупных европейских государств или 45 республик наподобие Татарстана (Якутия – 3062,1 тыс. кв. км, Татарстан – 68 тыс.кв. км). Другая черта – ее климат: он резко континентальный. В долгую зиму морозы достигают более 60 градусов, лето быстротечно, жара – до 30 градусов.
И третья черта – чрезвычайная отдаленность Якутии от центральной России. Эти особенности определили в дальнейшем историю края. На протяжении нескольких столетий сюда ссылали противников царской власти. Ссыльные называли Якутию тюрьмой без решеток.
Первые переселенцы татар и башкир появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них – несколько тысяч татар и башкир – вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение.
Как известно, восстание потерпело поражение, но участие в нем мусульман не прошло даром: в 1783 году была провозглашена веротерпимость, в 1784-м татарских мурз уравняли в правах с русским дворянством, в 1788-м было открыто Духовное управление мусульман.
Ссыльные татары были в основной своей массе крестьянами. Они и на новом месте занялись привычным делом: разводили огороды на вечной мерзлоте, занимались хлебопашеством, которого не знало местное население. Жаркое короткое лето позволяло выращивать даже овощи. Часть татар занялась торговлей, скотоводством, мелочной торговлей, торгово-посреднической деятельностью, разведением лошадей.
Татары сберегли свой язык, веру, обычаи. Они сохранили себя как этно-культурное сообщество благодаря исламу, который представляет собой не только веру, но и образ жизни мусульманина. Якутия видела ссыльных народовольцев, 12 лет провел здесь Н.Г.Чернышевский. По архивным данным, в конце XIX века ссыльных вместе с членами их семей было 7284 человека, что равнялось почти половине всего русского населения Якутии (около 17 тыс. человек).
На формирование мировоззрения первых социал-демократов в Якутии оказала сильное влияние группа видных представителей РСДРП(б), которые были сторонниками новой революционной идеологии. Среди них выделялись Г.К.Орджоникидзе, Г.И.Петровский, Е.М.Ярославский. В нелегальных кружках последнего оформилась группа первых якутских революционеров. Среди них были и будущие организаторы новой жизни – Кабид Оскарович Баширов и Габид Ахметович Тахватуллин.
По воспоминаниям Баширова, самыми трудными были 20-30-е годы. Катастрофически не доставало подготовленных специалистов – учителей, врачей, фельдшеров. Большую помощь в создании местной интеллигенции оказали вузовские центры России, в том числе Казань. Для удобства якутян вступительные экзамены проводились в Якутске – будущим студентам оставляли определенное количество мест. Прошедшие по конкурсу обеспечивались общежитием и стипендией.
Якутское правительство, находящееся в Москве, оказывало помощь землякам, в том числе и студентам, учившимся в Казани. После окончания вуза выпускники возвращались в Якутию. Такая практика подготовки кадров применялась и в последующие годы. Первое высшее учебное заведение в Якутии – государственный педагогический институт – был создан в 30-е годы. Большая часть якутских учителей подготовлено в стенах этого вуза. Появились учительские кадры и среди татар, в том числе Башировы.
Родословная учительской династии начинается с Ахмеда Оскаровича Баширова. Он родился в 1908 году в Якутске, в начале 30-х окончил Коммунистический вуз в Казани, вернулся в Якутию, где проработал преподавателем политэкономии до пенсии. Выйдя на отдых, вернулся в Казань, где продолжал вести общественную работу.
Его жена – Сара Измайловна – окончила педагогический институт в Якутске. Проработала учителем в школе №21 до выхода на пенсию. В этой школе обучались больные дети, которые не могли ходить. Она разработала методику преподавания в этих условиях. Школа находилась далеко за городом, и ей приходилось ходить на работу даже в суровые якутские морозы. Оба вели активную общественную работу. Их труд неоднократно отмечался правительством республики.
Одна из проблем, которая стоит перед татарами Якутии, – это сохранение своего языка и культуры. Революция выдвинула в руководство республики не только якутов, но и русских, а также представителей татарской диаспоры – К.О.Баширова и Г.А.Тахватуллина, которые много сделали для малых народов Якутии. В республике открылись русско-татарская школа, клуб татарской молодежи. Летом проводился Сабантуй, который очень любили и татары, и якуты. Развивалась художественная самодеятельность в виде хоровых коллективов, ансамблей.В Якутске и Олекминске появились драматические кружки, ставились пьесы.
Однако к концу 30-х годов все сильнее сказывалась русификаторская политика. Закрывается русско-татарская школа, приходит в упадок самодеятельность. Проводимая во второй половине прошлого века политика создания новой исторической общности «советский народ» сопровождалась постепенным закрытием национальных школ и культурных центров не только малых народов, но и местных титульных наций.
Приехав в середине 70-х годов в Якутск для очередного сбора материалов о местных татарах, я стал свидетелем типичного случая. Местное телевидение готовило детскую передачу «Будь готов!». К тому времени в столице осталась одна школа, где преподавание велось на якутском. Работники телевидения не могли найти мальчика, который мог бы свободно говорить на родном языке. Что уж тут говорить о малых народах и диаспорах…
В последние годы руководство республики Саха Якутия прилагает усилия для возрождения культуры и языков малых народов. С ростом авторитета Татарстана усиливается интерес якутян к своей исторической родине. Все чаще бывают они в Казани. Есть и позитивные результаты.
При поддержке мечетей Казани и ВТОЦ строятся мечети и в Якутии. Успешно прошла в Казани выставка якутских алмазов. Якутские татары знают о 1000-летии Казани и по-своему готовятся к этому событию. Активисты – татары, живущие в Якутске, предлагают властям города, где много лет жили (и живут) татары, одну из улиц столицы республики назвать Казанской – в память о юбилее Казани.
«Казанские истории», №15-16, 2004 год