Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

София Губайдуллина: «Я пришла сказать людям…»

Хотя композитор София Губайдуллина родилась в Чистополе, казанцы считают ее своей землячкой, ведь в нашем городе она училась в школе, а потом в консерватории.

Она по праву считается одним из гениальных композиторов второй половины XX века. Ее голос – важнейший в интернациональном хоре современных музыкантов еще и потому, что происхождением своим, жизнью и музыкой она объединяет Восток и Запад. Отец Софии Губайдуллиной – татарин, мать – русская.

Ее дед и прадед были муллами, а она приняла православную веру, но никогда не забывала про свои татарские корни. По ее словам, «национально разъединиться и обособиться – это нечто негативное, дьявольское». Даже имя ее – София, символизирующее общемировую мудрость – христианскую, мусульманскую, буддийскую – кажется, дано ей не случайно.

София Губайдуллина родилась 24 октября 1921 года в Чистополе. В детстве очень любила танцевать. Именно любовь к танцам привела ее к музыке. Сама София Асгатовна говорит об этом так:

– Вы знаете, если бы не танцы, я, может, и не стала бы заниматься музыкой.

Когда она была еще маленькой, в их дворе на улице Тельмана (семья тогда уже жила в Казани) жил мальчик, больной шизофренией. Соседи называли его Шурка-дурак. Но он так божественно играл на гармошке! Они вместе устраивали дворовые концерты. Он играл, она танцевала. Это заметила учительница музыки и привела маленькую Софию на прослушивание в музыкальную школу. Казанскую консерваторию она закончила по классу фортепиано, подавала надежды как пианистка, проявляла интерес к сочинению музыки. Первые уроки композиции она брала у известного татарского композитора Назиба Жиганов, это он посоветовал ей продолжить учебу в Москве. Она уехала туда в 1954 году.

София Губайдуллина известна многим по музыке к мультсериалу «Маугли», фильмам «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Балаган» и целому ряду других. Она написала музыку к фильму «Вертикаль», который снял Станислав Говорухин. Однако большая часть сочинений Софии Асгатовны носит явно экспериментальный характер, а потому требует осмысления, понимания. А значит – интересна не всем. Этим и объясняли музыкальные чиновники невостребованность ее творчества в СССР.

В начале перестройки она впервые побывала за границей, а потом, в 1991 году, уехала из России совсем. Уехала не за славой и деньгами. Уехала, чтобы стать свободной в творчестве. К счастью, времена меняются. Сегодня музыка ее востребована, сама она – желанная гостья и в Москве, и в Казани.

Как пишет Наиля Гареева (журнал «Казань», №1, 2002), «великий композитор современности София Асгатовна Губайдулина – обычный земной человек, но словно живущий в ином многомерном измерении и объединяющий в своей музыке небесное и земное.

«Ее появление на музыкальном Олимпе, словно мессии, оказалось весьма своевременным, новым, загадочным и необычным явлением, воспринимаемым, как мне показалось, неким мистическим предзнаменованием. И если существует астральная связь с космосом, то в первую очередь я отнесла бы это именно к ней, потому что так почувствовать эпоху и мир человека, иметь такое широкое философское, религиозно-космологическое (кроме православно-христианского и мусульманского, влияние религий других народов) мировоззрение и затем воплотить это в музыке может только человек необыкновенного дарования. Способность быть над своим временем, умение сказать свое веское слово в музыке, затронув острые проблемы современности, ставят Софию Асгатовну на особый пьедестал наравне с великими классиками мирового музыкального искусства.

В музыке Губайдулиной есть некоторое таинство. И как любое новое явление подобного рода, это таинство вызывает желание проникнуть в суть его и познать изнутри, так же как и попытаться найти что-то единое и закономерное в самом явлении гениальности. Как часто бывает, любое новое явление остается в лучшем случае не понято или не желаемо быть понято, невостребовано при жизни или в худшем – изгоняемо или предано забвению, даже на столетие (яркий пример – судьба И.С.Баха). Подобный случай и в жизни Софии Асгатовны. С той разницей, что, если Баху не суждено было купаться в лучах своей славы при жизни, то София Губайдулина, пройдя испытания на своей Родине, начиная от запретов на исполнение ее музыки до гонения и шельмования (в чем остается только покаяться), все же смогла испытать радость и счастье признания при жизни, пусть хотя бы даже и запоздалого. Настало время, когда Отечество вслед за большинством стран мира (София Губайдулина вынуждена была уехать в Западную Германию, где и живет в настоящее время под Гамбургом) признало ее как великого композитора, пригласило и воздало заслуженные почести (так и звучат в ушах часто повторяемые ею слова: «Я счастлива! Я абсолютно счастлива!..», а глаза, с легкой грустинкой, наполняются тихой, но внутренне ликующей радостью).

Имя Софии Губайдулиной стало всемирно известным прежде всего благодаря ее гениальности. Однако, справедливости ради, следует заметить и то, что в своей стране в самые трудные для нее дни рядом оказались близкие друзья, музыканты-единомышленники, которые уже тогда, впервые по достоинству оценив творчество Софии, приложили немало усилий для продвижения и исполнения ее произведений за рубежом (о чем София Губайдулина вспоминает с благодарностью).

… Свобода духа и свобода созидания... Как творец музыки, София ценила это превыше всего. «...Свобода – это возможность сполна реализовать свою сущность, прислушаться к себе, к тому, что личности дано в ситуации истории. Как скрипачу, пианисту, чтобы иметь хороший звук, надо иметь свободные руки, так композитору или писателю надо иметь совершенно свободную душу», – таково мнение Софии Асгатовны.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть не только ее целеустремленность, но и огромную волю. Глядя на Софию Асгатовну, поражаешься, как эта хрупкая, тонкая, как ивовый прутик, женщина явила мощную корневую систему, прочно устояла на своих позициях, не отказалась от своих твердых убеждений и прошла все испытания на прочность».

В общем-то она и сама понимает сложности своей профессии.

«Путь композитора, если он хочет подлинности в своей жизни и своем художестве, нигде не усеян розами», – однажды сказала София.

Удивительная сила звучания, экспрессия, масштабность произведений в сочетании с глубиной содержания остаются загадкой как результат противоречий между мягкостью, застенчивостью и скромностью ее натуры с воплощенным в ней мощным зарядом энергии. Сложные жизненные условия не только не сломили Софию Губайдулину, но и научили быть требовательной к себе и своему творчеству, без чего она, как музыкант, не состоялась бы.

«Для того чтобы родиться на свет и жить, сочинение обязательно должно быть обожжено в огне концертного исполнения и облито холодной водой отношений к нему слушателя и критика. Без этого невозможен рост композиторского сознания и умения», – таково высказывание по этому поводу Софии Асгатовны.

Сегодня она – признанный миром композитор-классик. Заслуженный деятель искусства России, девятикратный лауреат различных премий, обладатель медали Гете – за особые заслуги в международном культурном обмене и ордена «За заслуги в науке и искусстве, которым в разные годы были награждены Чарльз Дарвин, Джузеппе Верди, Роберт Кох, Альберт Эйнштейн, Рихард Штраус и другие достойные люди. Она – второй после П.Чайковского член Шведской Королевской академии искусств.

В 2001 году София Асгатовна приехала в Россию, где готовились торжественно отметить ее семидесятилетний юбилей. В Москве и на ее малой родине, в Казани, прошел фестиваль с необычным названием – «Я пришла сказать людям…».

София Губайдуллина и Камиль Исхаков, глава администрации Казани

Тогда и был открыт на улице Тельмана, в доме, где она жила, Центр современной музыки Софии Губайдуллиной.

Часть комнат – музейные, кроме того, здесь нотная библиотека, фонотека, музыкальный зал. Так что у Софии Асгатовны теперь есть собственный «угол» в нашем городе, куда она в любой момент может приехать без приглашения.

Ее именем названа стипендия для одаренных студентов композиторского факультета Казанской консерватории.

«У меня от пребывания в Казани остались очень светлые приятные воспоминания, – говорила потом София Асгатовна, – и я понимаю, что без казанского периода ничего не могло бы случиться».

Она приехала в Казань после важной мировой премьеры – ее «Страсти по Иоанну» (оратория для солиста, двух хоров, органа и оркестра), написанные в 2000 году, стали частью масштабного проекта «Passsion-2000». К 250-летию со дня смерти Баха четырем композиторам были заказаны «Страсти» по одному из Евангелий. София Асгатовна выбрала Евангелие от Иоанна. Мировая премьера прошла в Штутгарте, Берлине и Санкт-Петербурге. Критики назвали ее сочинение самым трогательным и искренним.

София Губайдуллина подарила миру музыку, в которой слышны вздохи, придыхание, стоны, смех, плач, дрожь, трепет – все оттенки душевных переживаний.

«Музыка Губайдуллиной открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно», – писали о ней в западной прессе.

Ее произведения с триумфом исполняются лучшими оркестрами мира в Америке, Европе, Японии, Китае, России. А она более всего любит сам процесс творчества, когда не звучат овации, когда нет рядом восторженных поклонников. Есть только МУЗЫКА.

Рузана Танасева

«Казанские истории», №15-16, 2005 год

Производственная практика в редакции 2005 года