Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Была мельница, самая крупная в губернии

Очерк о потомственном гражданине Казани, купце первой гильдии Иване Оконишникове был опубликован в двухтомнике «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана».

Автор – Маргарита Антонова – передала текст в редакцию «Казанских историй» сразу же после написания, но опубликовать его не пришлось. Сегодня очерк – очень кстати.

Нельзя не сказать несколько добрых слов об авторе. Маргарита Николаевна, журналист по профессии, серьезно занималась краеведением. Она была исследователем, водила экскурсии по Казани, собирала документальные свидетельства об истории нашего города. В день смерти 8 мая 2003 года на ее столе лежала очередная краеведческая рукопись и старые фотографии древней Казани.

Ее приход на должность руководителя краеведческого кружка в Бауманский дом пионеров и школьников, где я тогда работала директором, был больше случайностью, но то, что случилось с ней позднее, – скорее закономерность. Она не очень жаловала нашу профессию, но по натуре была человеком публичным и очень деятельным. И это очень пригодилось ей на новом поприще.

Она планировала открыть в Доме пионеров музей школы №2, которая вела свою историю от второй мужской гимназии. В одном из просторных классов бывшей школы нам оставили в наследство огромное количество экспонатов, и среди них попадались настоящие раритеты, ведь в гимназии на Булаке училось немало знаменитых казанцев. К сожалению, после длительного капитального ремонта здания все это бесследно исчезло, поскольку Маргарита из Дома пионеров ушла.

Но она уже была «заражена» микробом краеведения, а потому следующим местом ее работы стал Государственный музей РТ. Да ладно бы музей – он был в пяти минутах от ее дома. Она взвалила на себя очень тяжелую ношу – продлить жизнь музею Янки Купалы в Печищах и много лет отдала ему.

Маргарита привлекла к обновлению экспозиции всех своих друзей – а их у нее было очень много. Но радоваться пришлось недолго – музею пришлось перебазироваться на новое место – и опять строительство экспозиции, более интересной и познавательной. Музей белорусского писателя, который в годы войны оказался в Татарии в эвакуации, постепенно превращался в краеведческое собрание. И главным его героем становился Иван Петрович Оконишников, казанский купец, хозяин паровой мельницы, в одном из помещений которой и был открыт в свое время музей Янки Купала.

В музее воссоздана одна из комнат дома Оконишниковых. Здесь свидетельства купеческой деятельности известной казанской фамилии, документы, связанные с трагическими событиями 1918 года. Так и родился очерк для книги о казанском купечестве.

Родился Иван Петрович Оконишников в городе Свияжске, в мещанской семье старообрядцев старо-поморского согласия.

Он входит в Свияжскую купеческую гильдию. Но купцов притягивает Казань, и в возрасте 48 лет Иван Петрович перебирается на постоянное жительство в Казань. Здесь Оконишников покупает дом на улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана, 35), записывается в купечество по второй гильдии.

Вместе с Я.Ф.Шамовым они арендуют на 12 лет у Казанского городского общества водяную мельницу на реке Казанке под Кремлем. Одновременно Оконишников арендует водяные мельницы в Шумерах, Кашарах, Шушарах. Он вписывает в купеческое сословие жену Екатерину Антоновну, и сыновей – Михаила (1853) и Константина (1855).

Торговый дом «Иван Оконишников и Сыновья» был зарегистрирован в 1891 году с капиталом в 300 тыс. рублей. К этому времени уже почти десять лет Оконишниковы числились не только купцами первой гильдии, но и потомственными почетными гражданами. К концу XIX века Оконишниковы имели торговые места и склады не только в Казани, но и в Перми, Вятке.

Один из казанских домов семьи Оконишниковых

Дела в торговом доме Оконишниковых шли хорошо. Но нужна была своя мельница. И не ветряная или водяная, которые зависели от погоды и времени года. Уже появились паровые, которые давали и продукцию, и доход круглый год. Механическая крупчато-вальцовая мельница торгового дома Оконишниковых была построена в 1895 году в деревне Печищи Верхне-Услонской волости. Оборудованная паровым двигателем на 4,35 лошадиных силы, она была рассчитана на помол 1700000 пудов зерна в год.

Оконишниковская мельница стала самой крупной в Казанской губернии. Управлял ею доверенное лицо – Алексей Александрович Санников. Закупкой зерна в торговом доме занимался Михаил. Осенью на лошадях он отправлялся в Самарскую, Саратовскую губернии. Договаривался о качестве, количестве, цене и привозил в Казань образцы. А весной по Волге зерно приходило прямо на мельницу.

Не стояли Оконишниковы в стороне от общественной жизни города. Михаил Иванович неоднократно избирался в городскую Думу, был членом попечительства детских приютов. В 1913 году Михаил Иванович вместе с женой Марией Сергеевной организовал на свои средства в собственном доме на Первой Горе госпиталь для младших чинов. Мария Сергеевна работала в нем рядовой медсестрой. Кроме того, она являлась членом попечительского совета сестер милосердия Общества Красного Креста.

Константин Иванович Оконишников, так же, как и брат, избирался в городскую Думу, много времени и средств вкладывал в устройство городской Андреевской дешевой столовой, был членом попечительского совета коммерческого училища, председателем правления Общества призрения и образования глухонемых детей.

В 1904 году в возрасте 80 лет ушел из жизни Иван Петрович Оконишников. Он не дожил до тех трагических событий, которые коснулись не только его мельницы, но и жизни его детей и внуков. В 1918 году у Оконишниковых национализировали не только мельницу, но и все дома вместе с имуществом.

Семьи обоих братьев, в буквальном смысле, оказались на улице. В этот же год Казань пережила белочешский мятеж. Бои шли в районе Верхнего Услона и Печищ. В городе было неспокойно. Шли аресты. Арестованы были Константин с сыновьями Сергеем и Алексеем и Михаил Иванович. Их обвинили в сотрудничестве с белочехами. Собственно, такое обвинение было предъявлено Константину Ивановичу и его сыновьям. В конце концов, революционно-следственная комиссия постановила – оштрафовать на 100 тыс. рублей и из тюрьмы освободить. Вскоре со всей семьей Константин переехал в Москву, навсегда прервав связи с Казанью.

Судьба Михаила Ивановича оказалась более трагичной. После его ареста ни жене, ни детям свиданий с ним не давали. Лишь в августе 1922 года Мария Сергеевна получила свидетельство о том, что в августе 1919 года ее муж скончался от сердечного невроза. Где он похоронен и почему тело его не было отдано семье? Скорее всего, он был расстрелян, как и многие в то время. Семья его оказалась так называемыми лишенцами, т.е. были лишены права голоса.

Иван, окончив школу, не смог поступить в ветеринарный институт: ему попросту было в этом отказано. Мария Сергеевна с младшим сыном Сергеем уехала к матери в Москву. А вскоре и Иван уехал к ним. При получении паспорта его фамилию вписали неправильно: Оконечников вместо Оконишникова. Он был рад этому. Таким образом как бы обрывалась связь с прошлым.

Его единственный сын – врач-хирург – умер. Погиб на фронте в Великую Отечественную войну брат Сергей. В Москве живут внуки и правнуки Оконишникова. А в Печищах, как память о потомственных купцах, почетных гражданах Казани до сих пор действует паровая мельница бывшего торгового дома «Иван Оконишников и Сыновья».