Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ибрагим Салахов: хроника одной трагической судьбы

На книгу Ибрагима Салахова «Черная Колыма» я вышла случайно. Ранее только слышала о ней. Изучая подшивку «Вечерней Казани» за 1990 год, увидела, что наша газета печатала тогда фрагменты его колымских рассказов, объединенных в книгу.

Захотелось узнать и о писателе, и о книге. Теперь могу рассказать об этом читателям «Казанских историй». 

Ибрагим Низамович Салахов (1911-1998) родился в семье рабочего 30 августа 1911 года в городе Кокчетав (Казахская ССР). Его предки были выходцами из Балтасинского района Татарстана, в Казахстан они приехали еще в конце XIX века, обосновавшись здесь, занялись столярным делом.

Первые знания Ибрагим получает в медресе, затем учится в семилетней татарской школе родного города. В 1928 (1927?)  году он приезжает в Казань и поступает учиться в педагогический техникум. Во время обучения в техникуме в периодических молодежных изданиях того времени начинают появляться его первые короткие литературные произведения.

В 1931 году, после окончания техникума, он некоторое время работает литературным работником в редакциях газет «Яшь ленинчы» (ныне «Сабантуй») и «Кызыл яшьләр» (ныне «Татарстан яшьләре»). В 1932 году уходит на службу в армию. Почти три года служит сначала простым солдатом в Первом татарском стрелковом полку имени М. Вахитова, а затем – редактором военной полковой газеты «Укчы».

После возвращения с воинской службы в 1935 году И.Салахов поступает учиться в Казанский педагогический институт, на факультет татарского языка и литературы. В это время активизируется его творческая деятельность: в 1936-1937 годах в Татарстанском государственном издательстве выходит в свет его книга «Постта» с пьесой «Ярату», повестью «Дуэль», (посвященной военной жизни) и лирическими стихами.

В 1937 году И.Салахов начинает болеть. Союз писателей Татарстана выделяет ему путевку в один из санаториев Ялты. В то же время, по просьбе председателя союза Кави Наджми, ему поручают привезти от Галимджана Ибрагимова, который с 1927 года лечился в Ялте, рукопись его сборника, который должен был издаваться в Казани.

25 октября 1937 года о доносу студента Фазыла Алмакаева третьекурсника Казанского педагогического института Ибрагима Салахова арестовывают. В камере он встречается с заключенными преподавателями своего института. Его обвиняют в скрытой контрреволюционной связи с «врагами народа». На основании такого вымысла специальная группа судей Верховного суда СССР, проводившая в мае заседания в Казани, 12 мая 1938 года выносит решение о лишении свободы И.Салахова сроком на десять лет с последующим лишением гражданских прав еще на пять лет.

Сначала И.Салахов восемь месяцев сидит в Плетеновской тюрьме Казани, затем в тюрьме Тобольска, после чего отправляется в лагеря золотоискателей на Колыму. До окончания срока обвинения он выполняет здесь тяжелую работу. У него снова обостряются проблемы со здоровьем, к тому же он повреждает ногу, попадая в аварию. Возникают проблемы со зрением.

После освобождения в 1947 году ему не разрешают жить в Казани и родном городе Кокчетав, также запрещают заниматься творческой деятельностью. Он с семьей переезжает в село Кызыл Яр, которое находится на расстоянии семи километров от Кокчетава и начинает работать буфетчиком в столовой райпотребсоюза.

Только после смерти Сталина в 1953 году он сможет вздохнуть спокойно. 25 апреля 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР, пересмотрев дело И.Салахова, объявляет решение предшественников беспочвенным и возвращает Салахову все его гражданские права. Таким образом, он вновь получает право издавать свои произведения. В 1957 году, после двадцатилетнего перерыва, в Казани появляется его четвертая книга со стихами «Дала дулкыннары».

В это же время И.Салахов начинает писать свой знаменитый роман-хронику «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре»). В то время запрещалось что-либо писать о сталинских концлагерях, и поэтому И.Салахов работал очень скрытно. После написания произведения один его надежный знакомый набирает текст романа на печатной машинке в трех экземплярах. И.Салахов сшивает каждый экземпляр, один из них отправляет на хранение надежному человеку на Урал, второй отдает другу в Казани, а третий кладет в железный ящик и зарывает в землю.

В 70-х годах Ибрагимову Салахову предложили издать его книгу на Западе. Писатель отказался.

Роман-хроника впервые издается на татарском языке в журнале «Казан утлары» в 1988 году под названием «Тайгак кичү». В 1989 году под названием «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре») он издается тиражом 60 тысяч экземпляров в Татарстанском книжном издательстве отдельной книгой. В 1990 году фрагменты романа «Черная Колыма» с 9 апреля печатаются в газете «Вечерняя Казань» под рубрикой «Правды много не бывает» в авторизованном переводе Марселя Зарипова. Полный текст книги вышел на русском языке в Татарском книжном издательстве в 1991 году. В отличие от оригинала, русское издание было на одну главу больше. В эту главу автор включил  ранее уже опубликованные воспоминания автора, а также его ответы на многочисленные вопросы читателей. В 2018 году роман был переведен на казахский язык.

В 1996 году сценический вариант произведения был поставлен в Казанском театре юного зрителя (автор инсценировки –  Фанавил Галиев, режиссер – Фарит Хабибуллин).  В том же 1996 году этот спектакль был показан  в городе Кокшетау (так теперь называется Кокчетав) в связи с 85-летним юбилеем Ибрагима Салахова. В 2018 году в рамках театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» был показан эскиза спектакля по повести Ибрагима Салахова «Черная Колыма» и роману Аяза Гилязова «Давайте, помолимся».  

Читатели и литературная критика приняли это произведение, как исторический документ, раскрывающий бесчеловечную политику тоталитарного режима, рассказывающий об истинной судьбе миллионов несправедливо заключенных узников концлагерей.

Писатель внес большой вклад в развитие татарской литературы и оставил богатое литературное наследие. С 1962 года Ибрагим Салахов – член Союза писателей нашей республики.

Еще до появления в печати романа «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре»), в 1965 году, издается его роман «Күкчәтау далаларында». В эти же годы он издает свое второе большое произведение – исторический роман-эпопею, состоящий из трех частей, – «Имәннәр тамыр җәйгәндә». Роман был написан после долгого изучения автором архивных материалов и документов.

Несмотря на свое проживание вдали от Татарстана, И.Салахов всегда поддерживал связь с редакциями газет и журналов, выходящих в Казани. На страницах Казанской периодической печати увидели свет его рассказы, воспоминания, статьи. На страницах газеты «Сабантуй» и журнала «Ялкын» печатались его приключенческие повести и рассказы для детей «Яшел йортның тарихы», «Серле мәгарә», «Ат җене». В 1995-1996 годах на страницах журнала «Мәйдан» стабильно издавался его очерк-воспоминание «Күкчәтау татарлары».

Произведения Ибрагима Салахова интересны своими языковыми и стилистическими особенностями. В них очень подробно описывается красота степи, обычаи и традиции родственного казахского народа. Казахские песни и легенды определяют индивидуальный стиль писателя и придают произведению особое звучание.

Писатель внес огромный личный вклад в укрепление давних дружеских связей между казахским и татарским народами. В 1991 году И.Салахова объявляют почетным гражданином города Кокчетав, из рук президента Республики Казахстан он получает высшую награду – орден «Парасат» («Алтын дуслык»). Он заслужил эти награды за многолетний кропотливый труд.

В 1990 году за книгу «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре») И.Салахов был удостоен Государственной премии имени  Г.Тукая. В 1992 году ему было присвоено   почетное звание «Заслуженный деятель культуры Республики Татарстан».

Писатель погиб 7 июля 1998 года в селе Кызыл Яр, рядом с городом Кокчетав, похоронен на сельском кладбище.

К сожалению, мы не нашли ни одной фотографии Ибрагима Салахова. В сети есть только его справка о реабилитации, а также прекрасные иллюстрации к его колымским рассказам (сайт https://yvision.kz/post/500828).

Хронику жизни политзаключенного Ибрагима Салахова можно прочитать на сайте Сахаров-центра.  Его колымские рассказы упоминаются в одном ряду с произведениями Солженицына и Шаламова.

 Источник: использована публикация с сайта «Габдулла Тукай», а также другие источники