Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Французская борьба: имена и события

На Арском кладбище есть два захоронения, которые напоминают нам о старом казанском цирке, о борцах, которые выступали на его манеже.

На казанском манеже Аполлон и Верден

Один из них — Аполлон (настоящее имя Алексей Маштанский) — похоронен на Центральной аллее, справа, в глубине.

С красной линии между третьей и четвертой аллеями, если приглядеться, можно увидеть небольшой скульптурный портрет, который представляет человека сильного. Надпись подтверждает — борец Аполлон.

Второй – Николай Жеребцов (на афишах писали Н. Верден). Он был профессиональным спортсменом: занимался борьбой, гиревым спортом, тяжёлой атлетикой. Но в Казани его больше знали как артиста цирка. Кстати, Николай Георгиевич имел почетное звание заслуженного артиста ТАССР.

Об

Аполлоне известно мало. В книге Генри-Ральфа Левенштейна (Джонстон) «Марийский лесоповал: Врачом за колючей проволокой» есть некоторые подробности о нем со слов Глеба Константиновича Зауэра, бывшего циркового борца, а на тот момент зэка. Это разговор с ним автора книги, тоже заключенного одного из лагерей ГУЛАГа.

Глеб Константинович назвал Аполлона своим учителем. Артистическое имя хорошо отражало великолепное телосложение борца. Рост — около двух метров. Аполлон был одним из лучших среди мастеров французской борьбы того времени. В Казани, во всяком случае.

Родился в 1893 году, умер в 1921-м. В последнее время в сети появилась старинная афиша о цирковых поединках пяти пар в цирке знаменитого

 Александра Генриховича Кисса (1879-1942), Одна из них: Брилев — Маштанский. Возможно, однофамилец, но не исключено, что умер Аполлон не в 1921 году. На постаменте кладбищенского памятника — 1921.

В сети есть подробности смерти знаменитого артиста — он был застрелен в результате ссоры на почве ревности арбитром цирковой борьбы Ивановым (псевдоним – Лео Америкус), который приставал к жене Аполлона Лидии — цирковой певице.

Кстати, Иванова не посадили, а отправили из Казани (по слухам он был сотрудником известных органов). Позже, в Ленинграде, по рассказу казанского борца Петрова, Иванова наказали борцы — друзья Аполлона. Они подняли Иванова и со всей мощью обрушили его задницей оземь.

Бенефис Аполлона в цирке состоялся 25 сентября 1919 года. Это, к сожалению, всё, что удалось выяснить о его профессиональной карьере.

Могила Аполлона всегда ухоженная. Значит, в Казани живут его далекие родственники. Возможно, они могут рассказать об Апполоне больше. Будем надеяться.

Представляет интерес фигура самого Глеба Константиновича Зауэра- Земнинского, поскольку он был казанцем, а также некоторые подробности о цирковой борьбе, которые есть в книге. Приведем цитату из нее:

«Биография Глеба Константиновича Земнинского  оказалась интересной. Он родился и вырос в Казани в зажиточной семье. Отец был предводителем дворянства города. Зауэр учился в гимназии, но занятия его не очень увлекали, а когда началась революция, он бросил учебу.

В то время цирковые представления были очень популярными, и Глеб Константинович стал их посещать, особенно когда выступали профессиональные борцы. Внушительные фигуры атлетов — широкие плечи, бычьи шеи, мощные бицепсы и трицепсы, крепкие ноги — все это произвело на него неизгладимое впечатление, и он решил стать борцом.

Сначала купил себе двухпудовые гири и стал качать мышцы. Одновременно занимался гимнастикой. Природа не обделила его силой, и когда в Казани снова появились в цирке борцы, его приняли в труппу.

В дореволюционные и двадцатые годы французская борьба была неотъемлемой частью цирковой программы и привлекала многочисленных зрителей. Гремели такие имена, как Поддубный, Заикин, Лурих, Гаккеншмидт, Збышко-Цыганевич и другие. Их знали все.

Однако далеко не всегда борьба в цирке была честной, и нередко исход поединка определялся заранее. Мне это было непонятно.

— Понимаете, — объяснил мне Зауэр, — нельзя иначе. Представьте себе, что борцы будут бороться честно. Как бы выглядела такая борьба? Скучно и не зрелищно. Противники будут толкать друг друга, особенно когда они равны по силе, пока одному из них не удастся сделать удачный бросок. А может быть, один положит другого через минуту на лопатки? Как будет на это реагировать публика? Она хочет увидеть напряженную, драматическую, зрелищную борьбу с многочисленными приемами, а ее сделать в честном поединке очень сложно.

А вообще цирковая борьба — чаще всего хорошо организованный спектакль, и, как в театре, здесь распределялись роли. Были «любимчики» и «злодеи», жестокие и благородные, дикие, хитрые и простодушные... Один мог ринуться на своего противника рыча, как дикий зверь, другой, наоборот, держался спокойно и хладнокровно.

Мы были артистами и работали по заранее составленному сценарию. Каждый из нас имел свое амплуа, и труппа составлялась с таким учетом, чтобы в ней были разные борцы: высокие и маленькие, толстые и тонкие, блондины и брюнеты, красивые и уродливые, чернокожие и белые... И, конечно, всем давали громкие имена: чемпиона России, Европы, мира...

— А когда вы взяли свой псевдоним?

— Когда стал работать в труппе А. П. Горца, так звали нашего антрепренера. Он посмотрел на меня и сказал: «Ты — блондин, это очень хорошо. Нам такого как раз не хватает. Будешь выступать как чемпион города Риги. Только выбирай себе другую фамилию, лучше немецкую».

Вот я и взял псевдоним Зауэр. Знаете, есть такая знаменитая фирма, которая изготовляет охотничьи ружья?».

Генри-Ральф Левенштейн сам был заключенным. В книге он рассказывает, за что его посадили, где он отбывал назначенный ему срок. Это была сначала Чистопольская тюрьма, а потом, до лета 1945 года, он был врачом Казанского пересыльного пункта. В казанской «Пересылке» под кремлем он провел целый год. Затем по спецнаряду его отправили в Марийскую АССР, где он и познакомился с Зауэром. Глеб Константинович был арестован 21 января 1945 года и приговорен к восьми годам заключения.

Мир, как говорится, тесен, а Казань – большая деревня. Так что Зауэр вспомнил не только Аполлона, но и Николая Жеребцова:

«Не хочу хвалиться, но многие из моих учеников добились высоких результатов. Среди них был и чемпион мира.

— Серьезно? — удивился я.

— Да. Это известный борец и тяжелоатлет, который своими успехами целиком обязан мне.

— А как звали его?

— Николай Жеребцов. Вы слышали о нем?

— Нет.

— Так вот: Коля Жеребцов вырос, как и я, в Казани. Я его знал давно и был одно время женат на его сестре Марии. Парень ничем особенно не отличался. Его можно было назвать интересным, если бы не одна деталь — сломанный нос, что его очень удручало. Может быть, именно нос и был причиной того, что он решил заниматься тяжелой атлетикой.

Самолюбивый парень, видимо, решил так: если не могу выделиться красотой лица, то хотя бы красотой фигуры. Вот он и начал заниматься под моим руководством борьбой и тяжелой атлетикой и очень быстро добился высоких результатов. Побил рекорд в жиме двумя руками, который принадлежал мировому рекордсмену Яну Спарре.

Вскоре Жеребцов победил на международной рабочей спартакиаде в жиме олимпийского чемпиона Арнольда Лухайера. Позже под псевдонимом Верден он с большим успехом выступал в классической борьбе среди сильнейших советских и иностранных борцов-профессионалов».

О Николае Георгиевиче Жеребцове (15.11.1904 – 25.11.1979) известно больше. Правнук волжских бурлаков, он родился в рабочей семье в непосредственной близости от старого Казанского цирка на Чёрном озере. Щедро одарённый от природы, Николай хорошо учился, сочинял стихи, увлекался сценическим искусством, мечтал о цирковой карьере.

В 1928 году на I Всесоюзной спартакиаде в Москве казанский богатырь стал чемпионом среди тяжеловесов и рекордсменом СССР и мира в жиме двумя руками. Позднее он существенно улучшил результат олимпийского чемпиона Арнольда Лухайэра.

Н.Г. Жеребцов окончил Московское высшее техническое училище, сохранив две страсти – цирк и спорт. Когда в цирке возобновили свою деятельность популярные тогда чемпионаты борцов-профессионалов, он начал в них участвовать, приняв псевдоним «Верден» (1933-1943). Потом из борьбы ушел.

В 1944 году подготовил и выпустил уникальный атлетический аттракцион «Русский богатырь»: на своих могучих плечах Жеребцов вращал карусель, на которую усаживалась дюжина парней и девчат. Затем следовал заключительный – самый эффектный трюк: встав на высокий помост, силач, нагнувшись, надевал специальные лямки, ведущие к платформе, на которой находились два быка. Артист распрямлялся – и помост с тонной живого веса, повисал на его плечах.

В 1960 году Жеребцов вновь вышел на борцовский ковёр в цирке. Силовым аттракционом нашего земляка восторгались не только во многих городах Советского Союза, но и в зарубежных странах.

Он скончался в Казани в 1979 году. Был похоронен на Арском кладбище. Как утверждают знатоки, не там, где сейчас можно видеть его памятник почти во весь рост. В другом, более отдаленном от южного входа месте. 13 октября 2000 года недалеко от южного входа на кладбище состоялось открытие нового надгробия Н. Жеребцову. Николай Георгиевич изображён на памятной стеле во весь рост таким же мощным, сильным, мускулистым, каким его запомнили многие любители «железной игры».

В Казани Николая Жеребцова не забыли. В апреле 1980 года были проведены первые соревнования по гиревому спорту на приз Николая Жеребцова. В связи с возросшей популярностью и высоким уровнем проведения, с 1993 года гиревой турнир стал проводиться в рамках Кубка России, три года спустя – в рамках Кубка мира, а с 2005 года – уже в рамках чемпионатов мира по длинному циклу. В Казань ежегодно для участия в турнире «Мемориал Николая Жеребцова» приезжает до 150 сильнейших гиревиков из разных стран. Последние соревнования в спортивном комплексе «Батыр» прошли в апреле 2017 года.

Несколько слов о казанском цирке. Не о знаменитой «летающей тарелке» на берегу Казанки, а о старом цирке, созданном основателями национального русского цирка -  братьями Никитиными (Дмитрий Александрович, Аким Александрович, Петр Александрович и Николай Акимович). Первый стационарный цирк в нашем городе был построен ими в 1890 году. Сначала место выделили на Николаевской площади (сейчас Ленинский сад),  Поскольку на месте площади в 1891 году был разбит сквер, то в начале 1890-х Никитиным выделили место в «аристократической» части — под самым Кремлем, в Баннозерском саду.

Правда, цирк поначалу разрешили строить деревянный, но под железной крышей с электричеством и водопроводом. В зимний период представления, как правило, не допускались. В 1924 году Казанский цирк получил статус государственного. Здание, выстроенное Никитиными, просуществовало почти сорок лет. В 1928-м на этом же месте возводится новое, тоже деревянное здание, которое зимой уже отапливалось. Оно прослужило чуть больше 30 лет. В 1961 году из-за аварийного состояния цирк закрыли. Полуразрушенное здание сгорело.

В цирке особой популярностью пользовались борцы. В поэме Тукая «Сенной Базар, или Новый Кисекбаш» поэт Габдулла Тукай упоминал таких любимцев публики, как Карахмет («Мусульманин — бравый пахлеван»), Медведев, Пугач, а также Иван Заикин (1880-1948). В казанском цирке в 1909 году  проходил бенефис знаменитого борца, чемпиона мира.

Люди, способные согнуть строительную балку

Вспоминая двух казанских цирковых борцов, невозможно не заинтересоваться французской борьбой. Это был новый вид единоборств, возникший во Франции еще в середине XIX века. Увлекательные схватки борцов вызывали живейший интерес публики. Первый чемпионат по французской борьбе в России организовал цирк Чинизелли. Борец Пытлясинский успешно сражался тогда с любителями и профессионалами из Германии, Италии и Франции.

Российские зрители полюбили атлетов, способных сделать схватки поистине драматическими и напряжёнными. Бились об заклад и были уверены в успехе. Имена чемпионов вписаны в историю борьбы и цирка.

Ещё во времена Римской империи перед поединками гладиаторов возникла традиция заключать пари на победу одного из участников. Позднее появились первые конторы, принимавшие ставки прямо на месте проведения событий. Следующим этапом развития стали компании, специализирующиеся на спортивных пари. А когда появилась возможность делать пари в режиме онлайн, ставки на спорт приобрели огромную популярность.

Если вы решите заключить пари на какой-либо поединок, можно зарегистрироваться в Бетсити — промокод, что позволит сделать ставку, не рискуя своими деньгами, или увеличит депозит при пополнении счёта.

Регулярно соревнования на арене стали проводить с 1904 года. Поклонники жарко спорили по поводу достоинств своих любимых атлетов. Первые российские профессиональные борцы показывали красоту борьбы и необычную силу. Они стали примером для подражания у молодых спортсменов, совмещавших любовь к цирку и спорту.

Бывший моряк Иван Крылов (1871-1935) наверняка занял бы первое место на соревнованиях по бодибилдингу. «Король гирь» легко обыгрывал соперников, шутил во время подъёма платформы со всадником на лошади.

«Шаляпиным русских мускулов» называли Ивана Заикина (1880-1949), выигрывавшего чемпионаты по борьбе и поднятию тяжестей. Атлет сгибал в кольцо рельс, размещённый на плечах, вместе с нависшими 10-15 зрителями.

Сын известного кулачного борца Поволжья, он в 17 лет впервые вышел на арену цирка в Самаре, позже стал чемпионом России по тяжелой атлетике, пробовал себя в авиации, но остался верен цирку. Заикина уважительно называли Дядей Ваней. 

Карьера Ивана Поддубного началась в цирках Российской империи в конце XIX века, с 1903 года — один из самых популярных борцов Европы во французском (греко-римском) стиле. Чемпион мира по борьбе в Париже 1905—1908 годов (точное количество титулов оспаривалось современниками). Карьера Поддубного продолжалась более 40 лет. Он был заслуженным артистом РСФСР, заслуженным мастером спорта СССР. Послевоенные годы проживал в нищете, ради еды ему пришлось продать все завоёванные награды.

Александр Мазур тренировался вместе с Поддубным, перенимал у мастера опыт. Настоящий боец (1913-2005) любил поиграть с двухпудовыми гирями. Позднее повторял трюк Заикина, только сгибал строительную балку. В 42 года стал чемпионом мира на соревнованиях в ФРГ.

Самородка Василия Яркова (1911-1995) выделял рост в два метра при весе в 130 килограмм. Различные тренировки позволили нарастить скорость и быстроту реакции. На соревнованиях по классической борьбе в 1934 году Яркову понадобилось всего 10 минут на пять поединков для победы.

Иван Плясуля (1913-1991) в 1936-м впервые завоевал титул чемпиона Армянской ССР. Первоклассный гиревик увлекался штангой и освоил тонкости классической борьбы. Особенно запомнилась победа в 1947 году над Арсеном Мекокошвили, ставшим позднее двукратным чемпионом мира.