Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Штрихи к портрету творческой династии

16 декабря исполняется сто лет со дня рождения педагога, заслуженного деятеля искусств ТАССР Ляли Шигабутдиновой.

В год, когда вся Россия чествует выдающихся учителей, педагогов-наставников, многочисленные ученики, коллеги, деятели культуры и образования с восхищением и благодарностью вспоминают замечательного казанского музыканта и педагога, доцента, заслуженного деятеля искусств ТАССР  Лялю Саидовну Шигабутдинову (1923-2016). 

Ляля Шигабутдинова

В течение ряда десятилетий Ляля Саидовна трудилась в музыкальных учебных заведениях Татарстана – Казанском музыкальном училище, Казанской консерватории, на музыкальном факультете Казанского педагогического института (университета).

Ляля Саидовна родилась в музыкальной семье: ее мама – известная оперная певица, народная артистка РСФСР и ТАССР Марьям Рахманкулова (1901–1990). Общеизвестна значимость творчества Марьям Маннановны (Габдельманнановны) Рахманкуловой для становления и развития музыкальной культуры Татарстана.

Марьям Рахманкулова

Ее деятельность отличалась многогранностью, она завоевала народную любовь как исполнительница татарских народных песен, как оперная певица – солистка Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, как композитор, статьи о творчестве которой были включены во всесоюзные энциклопедические издания (например, книга «Советские композиторы». Краткий биографический справочник. Москва. – Советский композитор, 1957. – С.482-483.). В дополнение ко всему сказанному, она являлась депутатом Казанского городского совета. Профессиональные достижения М. Рахманкуловой неоднократно были отмечены высокими правительственными наградами, ей присвоены звания народной артистки РСФСР и ТАССР.

Памятная доска на доме, где жила семья М. Рахманкуловой по адресу Катановский пер., д.2. Надпись сообщает: «В этом доме в 1935-1968 гг. жила народная артистка России и Татарстана Марьям Рахманкулова»

Музыкальная биография артистки началась в детские годы, уже тогда ее пение восхищало Фатиха Амирхана и Габдуллу Тукая – друзей брата Солтана Рахманкулова. Желание петь и выступать на сцене послужило основанием для перевода юной Марьям в гимназию из татарской школы, где публичные выступления девочек не поощрялись [6].

Важнейшее значение для творческой судьбы Марьям Рахманкуловой имело общение с композиторами Салихом Сайдашевым и Мансуром Музафаровым, доверявшими ей исполнение своих сочинений и аккомпанировавших талантливой певице в концертах. Большой удачей для становления М. Рахманкуловой как музыканта явилось обучение в Казанском музыкальном техникуме, руководителем которого в двадцатые годы прошлого века был известный казанский музыкант А.А. Литвинов, а также ее последующее направление в Татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс вокала проф. Е.Ф. Петренко).

Нужно отметить, что к моменту поступления в оперную студию Марьям Рахманкулова была солисткой Татарского радио, имела обширный репертуар, была известна как исполнительница татарских народных песен. В Москве Марьям занималась не только совершенствованием вокального мастерства, но также посещала семинары теории музыки профессора Г.И. Литинского и класс композиции Б. Шехтера.

Со временем исполнительница народных песен М. Рахманкулова проявит себя как композитор, ею будут созданы лирические и детские песни на стихи Г. Тукая, осуществлена обработка народных песен, изданных отдельным сборником в 1984 году.

По завершению обучения в оперной студии певица была готова к работе над сложнейшими партиями мирового оперного репертуара. Одной из ее самых ярких творческих удач музыковеды назовут партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. При этом всегда отмечали, что М. Рахманкулова стала первой исполнительницей, создавшей образ Кармен на сцене Татарского оперного театра.

Поклонникам оперного искусства запомнились также яркие образы героинь, созданные певицей в татарских национальных спектаклях (Тугзак  в  «Алтынчеч» Н. Жиганова и Джихан  в музыкальной комедии «Башмачки» Дж. Файзи) [7].

Репетиция: поет М. Рахманкулова, партия фортепиано – Л. Шигабутдинова  

Высокие художественные идеалы и творческие устремления Марьям Маннановны были восприняты дочерью Лялей, что в последующем повлияло на ее выбор профессии музыканта.  

Ляля Саидовна с малых лет удивляла окружающих своим рано проявившимся музыкальным дарованием, любовью к музыке, способностью чувствовать и понимать фольклор, чему способствовало общение с людьми, представлявшими в те годы татарскую музыкальную элиту, среди них композиторы Дж. Файзи, З. Хабибуллин, А. Ключарев. 

Музыкальные занятия юной пианистки начались в далёком 1930 году в классе Антонины Васильевны Чернышевой – известного казанского педагога ДМШ №1, директором которой был легендарный Р.Л. Поляков [1]. В школе царила атмосфера доброжелательности, творчества, осуществлялось воспитание профессионально ориентированных учащихся из числа наиболее одаренных детей. Многие выпускники школы стали со временем профессиональными музыкантами, известными в республике, в стране и за ее пределами.

Семейный портрет. Марьям Рахманкулова и Ляля Шигабутдинова

Однокашниками Ляли Саидовны по классу фортепиано были казанские музыканты Ц. Вестерман, Л. Мусина и гениальный кузен – Р. Яхин, будущий татарский композитор, ныне классик татарской фортепианной и вокальной музыки. Его в возрасте 14 лет в музыкальную школу привела «за руку» Марьям Рахманкулова. Директор Рувим Львович Поляков, услышав импровизации Яхина, зачислил его в класс фортепиано к А.В. Чернышевой. Школу Р. Яхин окончил за три года. И всю жизнь был благодарен М. Рахманкуловой, считая ее своим «добрым ангелом» [5].

Годы общения с однокашниками Ляля Саидовна вспоминала с особым теплым чувством. Запомнились ей классные вечера, когда юные пианисты играли пьесы из своих программ, ансамбли, собственные сочинения. Именно к этому времени относятся первые композиторские опыты юной пианистки. Встречи были настолько интересны, что традиция эта сохранилась, и спустя многие годы ученики Антонины Васильевны приходили к ней, чтобы пообщаться и порадовать учителя своим творчеством.

Учащиеся казанской Первой музыкальной школы, класс А.В. Чернышевой.  В первом ряду сидят: слева - А.В. Чернышева, в центре - Р. Яхин, справа – директор школы Р.Л. Поляков; стоят слева направо: Л. Шигабутдинова, И. Рахманкулова, Л.  Мусина, Ц. Вестерман

Неизменно блистательно выступал Рустем Яхин, пьесы и романсы которого, как вспоминала Ляля Саидовна, друзья могли слушать бесконечно. Пройдут годы, и музыка Рустема Яхина, его песни и романсы войдут в репертуар каждого татарского певца, а Ляля Саидовна станет одной из первых исполнительниц его фортепианных сочинений.

Врожденная музыкальная одаренность, занятия в музыкальной школе, а также творческая атмосфера, царившая в стенах родного дома, определили профессиональный выбор Ляли Саидовны, и по окончании ДМШ №1 юное дарование поступает учиться в Казанское музыкальное училище, в класс Анны Николаевны Раниец.

Учащиеся детской музыкальной школы Молотовского района Казани.  Публикация в газете Красная Татария 28 февраля 1938 года

Обучение в музыкальном училище пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Несмотря на сложности военного времени в училище организовывались профессиональные конкурсы, готовились концертные программы, участие в которых принимали как педагоги, так и наиболее яркие, успешные учащиеся.

Строгая и требовательная Анна Николаевна, развивая и поддерживая талант своей ученицы, подготовила Лялю Шигабутдинову к смотру-конкурсу, который проводился среди учащихся фортепианных факультетов музыкальных училищ страны в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург). Ляля Саидовна успешно выступила с классической программой в соответствии с конкурсными требованиями, а также исполнила пьесу собственного сочинения «Сказка».

Ее выступление было отмечено председателем жюри Генрихом Густавовичем Нейгаузом, посоветовавшим конкурсантке поступать в Московскую консерваторию, что и было осуществлено летом 1944 года. Перед нами документ военных лет, грамота, где как раз отмечены успехи Ляли Шигабутдиновой на этом соревновании-смотре, и фотография, запечатлевшая немногочисленный выпуск   учащихся музыкального училища 1944 года. Это и понятно: многие добровольцами уходили в действующую армию, другие   уезжали на фронт в составе творческих бригад.          

Педагоги и выпускники Казанского музыкального училища, 1944 год. Л.С. Шигабутдинова – первая справа (в нижнем ряду)

Удивительно, что этот конкурс был организован в военные годы, когда голод, холод, постоянная тревога за родных и близких… Однако, как говорила Ляля Саидовна, ничто не помешало ей учиться, а трудности военной поры воспитывали волю, побуждали к еще более упорным занятиям.

Поездка эта запомнилась еще и курьезным случаем, о котором Ляля Саидовна рассказывала с волнением даже спустя многие годы. В поезде ее чемодан с концертным платьем и обувью украли. «Просыпаюсь, – вспоминала Ляля Саидовна, – и вижу, как мой чемодан «уплывает» с верхней полки в окно… Вернулась домой в слезах, другой обуви не было. Но мама всячески ободряла, радовалась тому, что я успешно выступила и вернулась домой с победой» [2]. 

В Московской консерватории Ляля Саидовна осваивает искусство фортепианной игры в классе Эмиля Григорьевича Гилельса, великого пианиста, находившегося на пике творческой карьеры и исполнительской славы. После победы на конкурсах в Вене и Брюсселе он много гастролировал. В 1944 году Эмилю Гилельсу было 28 лет. В отсутствие маэстро с его учениками занимался Генрих Густавович Нейгауз, ассистентом которого Гилельс являлся, и это было еще одно откровение и подарок для молодых музыкантов.  

Каждый урок любимого педагога, так же, как и каждое концертное выступление Гилельса, наполнены особым художественным смыслом для его воспитанников. Общение с ним оказалось незабываемым и прекрасным для Ляли Саидовны. Занималась она с большим усердием и вдохновением, работала над освоением сложного репертуара, — это сонаты и концерты Моцарта, многие сонаты Скрябина, произведения Шопена (баллады, этюды, вальсы, мазурки, соната, концерт), сочинения Э. Грига, Н. Метнера и других композиторов.

Ляля Саидовна боготворила своего Учителя. Она вспоминала:

 «Гилельс – педагог был очень требовательным в отношении нотного текста. Ценил целостность замысла. Его показ на инструменте был эталонным исполнением, в коротком отрывке передавался весь замысел произведения. Любил работать в медленном темпе, «проговаривая и проживая каждую ноту произведения». В то же время большое внимание Гилельс уделял техническому развитию учеников, игре гамм и упражнений. Требовал и добивался технической выверенности, свободы и отточенности исполнения, обдуманности замысла». Ляля Саидовна на протяжении всей жизни работала над пианистическом аппаратом, «разыгрывалась» на упражнениях Брамса и на этюде Ф.Шопена до диез минор №4. Играла в медленном темпе, интонируя каждый звук» [2].

Наряду с занятиями в классе специального фортепиано Ляля Шигабутдинова посещает, по настоянию Гилельса, курс композиции, руководит которым ректор Московской консерватории Виссарион Яковлевич Шебалин. Рустем Яхин, учившийся в это же время в консерватории, привлек ее к посещению композиторского кружка, где объединилась талантливая молодежь. Активными участниками кружка были молодые композиторы Борис Чайковский, Пахмутова, Галынин, Лядова, Яхин, Бабаджанян, Молчанов, Арутюнян, Холминов, позже включился Эшпай.  На заседаниях кружка показывались новые работы участников, проводились дискуссии относительно различных направлений в искусстве. 

Итогом творческой работы студентки Л. Шигабутдиновой в этот период становятся фортепианные сочинения, в том числе обработки народных песен для фортепиано и фантастическое «Скерцо», посвященное Учителю, которое Э. Гилельс исполнил на единственном послевоенном концерте в Казани.

Фотография Э. Г. Гилельса с дарственной надписью

Профессиональному становлению молодого музыканта способствовало также знакомство с творчеством выдающихся исполнителей. «В годы учебы в консерватории, – вспоминала Ляля Саидовна, – студенты имели возможность слушать много разной музыки, так как общежитие располагалось на третьем этаже Большого концертного зала, и студенты в тапочках спускались на балкон послушать великих – Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Владимира Софроницкого, Давида Ойстраха и многих других музыкантов» [2]. 

Обучение в консерватории приближалось к своему завершению. Подготовив сложнейшую программу и сдав на «отлично» выпускные экзамены в консерватории, Ляля Саидовна принимает решение возвратиться в родную Казань несмотря на то, что ей предлагалось продолжить обучение в аспирантуре. Молодая пианистка стремится охватить многое: преподает в Казанской консерватории и в музыкальном училище, выступает в составе концертной бригады Рашида Вагапова в качестве солистки и концертмейстера.

Ее концертный репертуар включал произведения Моцарта, Сен-Санса, Шопена, Чайковского, Скрябина, Метнера, собственные композиции. Л. С. Шигабутдинова зачастую являлась первым исполнителем и пропагандистом музыки татарских композиторов А. Ключарева, Р. Яхина, Н. Жиганова и других авторов. Ляля Саидовна вспоминала, что концерты порой проходили в неотапливаемых концертных залах, играть приходилось на расстроенных инструментах. Однажды сломанная крышка рояля с грохотом упала на клавиатуру, в долю секунды пианистка успела одернуть руки…  

И все же, несмотря на все трудности послевоенного времени, в памяти Ляли Саидовны эти времена сохранились как самые счастливые [2]. 

В 1960 году Л. С. Шигабутдинову приглашают на только что открывшийся музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института, с тем чтобы возглавить и организовать работу секции фортепиано [4;8]. Ляля Саидовна была настоящим патриотом факультета, предано служила музыкальному искусству и педагогике в течение почти полувека, подготовила десятки выпускников к профессии учителя музыки. Обладая бесценным профессиональным опытом, она делилась им в своих методических работах (издано 8 работ), неоднократно проводила «открытые» уроки в рамках методических семинаров и научно-практических конференций, регулярно выезжала с концертами в Лениногорское музыкально-педагогическое училище, где показывала мастер-классы для преподавателей училища.

Также она продолжила сочинять музыку, ею написаны пьесы для фортепиано, многие из которых были включены в учебные программы музыкального факультета, исполнялись преподавателями и студентами, были записаны на радио.  Ее фортепианные пьесы и детские песни вошли в сборники  «Хрестоматия для уроков музыки» 2-го и 3-го классов общеобразовательной школы, изданные в 1993 и 1995 годах.

  Фотография на память  

Л.С. Шигабутдинова сотрудничала со специалистами дошкольных учреждений, написала много детских пьес и песен, доступных для исполнения детьми дошкольного возраста. Эти сочинения вошли  в учебные пособия (нотные хрестоматии) для музыкальных занятий в ДОУ  «Балалар бакчасында музыка», подготовленные (на татарском языке) и опубликованные вместе с выпускницей музыкально-педагогического факультета А.М. Сафиной в 1990-е годы [8].

Одним из последних пособий стал сборник ее авторских сочинений и обработок для фортепиано «Аккош», который был издан при деятельном участии заведующей кафедрой фортепиано Г.И. Батыршиной в 2007 году. Музыкальной редкостью стал сборник «Марьям Рахманкулова жырлый» («Поет Марьям Рахманкулова»), изданный в 1984 году. В него вошли татарские народные песни, обработанные для голоса и фортепиано разными авторами,  в том числе и  Л.С. Шигабутдиновой.

        Афиша сольного концерта Л.С. Шигабутдиновой, 1970 год             

Прекрасное владение инструментом, композиторское дарование, незаурядное педагогическое мастерство создали ей репутацию одного из самых компетентных преподавателей музыкального факультета. Именно поэтому Ляля Саидовна в течение 15 лет возглавляла секцию фортепиано, неизменно была членом экзаменационной комиссии на факультете, приглашалась председателем ГЭК в музыкальные училища республики [4]. 

Будучи «действующим тренером», Ляля Саидовна подготовила большое число сольных программ, а также   выступала в ансамбле с педагогами музыкального факультета – Эльзой Борисовной Литвиновой, Гульнарой Ибрагимовной Батыршиной, а в последнее годы - в ансамбле с автором данной публикации.

Афиша концерта фортепианного дуэта Э.Б. Литвиновой и Л.С. Шигабутдиновой, 1978 год 

Ляля Саидовна всегда была доброжелательна как руководитель и помогала молодым неопытным педагогам.   Школой мастерства являлись   студенческие концерты, подготовленные учениками Ляли Саидовны, в числе которых – лауреаты всероссийского конкурса, проводившегося в г.Екатеринбурге (в прошлом г.Свердловск). Ее воспитанником является замечательный казанский композитор и пианист Рафаэль Белялов, поддерживавший творческие контакты с Лялей Саидовной на протяжении всей жизни.    

Сохранились письма учеников к Ляле Саидовне, они пронизаны уважением и благодарностью к Учителю. Многие вспоминают Лялю Саидовну как внешне сдержанного, никогда не повышающего голос, интеллигентного человека, педагога высокой культуры, музыканта-профессионала. На ее уроках всегда была налажена дисциплина, вместе с тем занятия были наполнены любовью к музыке, стилистические особенности которой досконально изучались и «прорабатывались»! Очень большое время на уроках отдавалось работе над звуком. В ход шли различные ассоциации из жизни, искусства, показывались разнообразные приемы звукоизвлечения.

Ее дочь и внучка – профессиональные музыканты, пианисты – вспоминают, что Ляля Саидовна в работе с учениками всегда скрупулёзно добивалась нужного звучания, искала необходимые для передачи характера звучания тембры: «Некоторым из ее учеников все давалось легко, другие с трудом осваивали премудрости игры на рояле, но в целом студенты класса Л.С. Шигабутдиновой всегда отличались бережным прикосновением к инструменту, поющим, красивым звуком. Ляля Саидовна умела привить любовь к музыке, она ею жила» [2].  

Высокий профессионализм, обширные знания, любовь к музыкальному искусству, трудолюбие и работоспособность, интеллигентность и чувство юмора, огромный педагогический опыт и композиторское дарование – все эти качества позволили Ляле Саидовне Шигабутдиновой оставаться до самых преклонных лет востребованным музыкантом – педагогом-наставником, исполнителем и композитором.  

Кафедра фортепиано ТГГПУ 2007 год. Заведующая кафедрой Г.И. Батыршина

Традиции казанской музыкальной династии не угасли, были продолжены следующими поколениями музыкантов. Дочь Ляли Саидовны Зайтуна Рашатовна унаследовала семейные музыкальные способности. Обладая абсолютным музыкальным слухом, она с детства желала заниматься музыкой. В 6 лет Ляля Саидовна отвела дочь к своему педагогу А.В. Чернышевой. Антонине Васильевне удалось увлечь Зайтуну в мир музыки, пробудить интерес к занятиям музыкальным искусством. Позже учеба была продолжена в музыкальной школе № 4, у педагога Н.М. Ревельс, с которой было выучено много произведений разных стилей и жанров, осуществлялась запись на телевидении.

Дальнейшая музыкальная биография Зайтуны Рашатовны   связана с именем другого легендарного казанского педагога ― Э.Б. Литвиновой, в классе которой Зайтуна училась и закончила Казанское музыкальное училище, а затем музыкальный факультет Казанского педагогического института. 

К Эльзе Борисовне Зайтуна относилась с особым уважением, отмечая ее профессионализм в работе, в том числе принципиальность, строгость, пунктуальность в отношении музыкального текста и занятий в целом. В годы учебы было исполнено много сочинений классического репертуара и современных композиторов. С особым интересом изучались произведения Шопена, Бетховена, Моцарта. Профессиональная подготовка Зайтуны Рашатовны позволила ей успешно работать на музыкальном факультете Казанского пединститута в качестве концертмейстера.   

Внучка Ляли Саидовны – Айсылу Галеева – прошла традиционный путь подготовки профессионала-пианиста: сначала занятия в музыкальной школе, затем обучение в Казанском музыкальном училище, а дальше Казанская консерватория, класс профессора Эльзы Кадыровны Ахметовой, у которой, по словам самой Айсылу, она научилась всему: мыслить, слышать, думать, работать.

В настоящее время Айсылу Загировна является преподавателем фортепиано в Детской школе искусств Авиастроительного района  Казани, с удовольствием занимается педагогической работой и стремится как можно чаще исполнять в концертах фортепианную музыку Ляли Саидовны. К ее юбилею подготовила концертную программу, которая должна прозвучать в ближайшее время в зале Дома Союза композиторов, где Ляля Саидовна выступала неоднократно.  

А.З. Галеева и Л.С. Шигабутдинова – участники концерта музыкально-образовательного лектория ИФМК КФУ (2014 год)

Творческие и педагогические успехи Ляли Саидовны стали возможны благодаря ее таланту, замечательным человеческим качествам, а также поддержке семьи: мамы и супруга.  Айсылу вспоминает:

«Дома бабушка много занималась на фортепиано, а дедушка Рашат Валеевич оградил ее от различных хозяйских забот. Дедушка серьезно изучал физические возможности человеческого организма, занимался бегом и приобщил бабушку к этому занятию. Вместе они любили ходить на концерты, любили пешие прогулки, свою дачу в Теньках. Секрет их долгой совместной жизни – 60 лет – заключался в уважении и бережном отношении друг к другу, в любви» [2].

Земля наша всегда была богата талантливыми людьми. Литераторы и художники, наряду с просветителями и научными деятелями составляли ее славу и надежду. Неудивительно, что мастерство в любой сфере передавалось из поколения в поколение. Отдельной строкой стоят среди творческих династий семьи казанских музыкантов, дарящих своё искусство благодарным почитателям на протяжении многих десятилетий. 

Фото из личного архива семьи М.М. Рахманкуловой – Л.С. Шигабутдиновой

 

 ЛИТЕРАТУРА:

1.Архив музея казанской ДМШ №1 им. П. И. Чайковского (копия документа предоставлена Султановой Р.Р.). 

2.Интервью с А.З. Галеевой (внучкой Л.С. Шигабутдиновой).

3.НА РТ Фонд Р-1487 – Казанский государственный педагогический институт.

4.Поет Марьям Рахманкулова (1976). Док. фильм №96984, 2 части, телевизионное интервью с композитором Р. Яхиным [электронный ресурс]: Фильм Поет Марьям Рахманкулова. (1976) (net-film.ru)

5.Файзрахманова Л.Т. Становление и развитие музыкально-педагогического образования в Татарстане (XIX-XXвв.): дис. … д-ра пед. наук:13.00.01/Файзрахманова Ляля Тагировна. – Казань, 2014. – Том 2.  Приложения. – 115 с.

6.Хайруллина З. Рахманкулова Марьям Габдельмановна //Народные артисты: Очерки. –  Казань, 1980.  –  С. 426-432.

7.Файзрахманова Л.Т. Музыкально-педагогическое образование в Республике Татарстан: документы и персоналии. – Монография. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 184 с. [с илл.]

                                                                                        Ляля Файзрахманова,

 доктор педагогических наук,  профессор кафедры татаристики и культуроведения Казанского (Приволжского) федерального университета