Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Июнь 2020 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1990 – Постановлением бюро Татарского обкома КПСС создано хозрасчетное информационное агентство «Татар-информ».

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Погиб в самолете собственной конструкции

Знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков погиб 12 января 1942 года.  Самолет Пе-2, на котором он следовал из Казани в Москву, загорелся и упал около Арзамаса.

Как это случилось? И что происходило в последние дни жизни Владимира Михайловича Петлякова? Мы нашли несколько версий гибели знаменитого авиаконструктора.

В декабре 1941 года В.М.Петлякова взволновали дошедшие из Москвы слухи о том, что возможна переориентация завода №22 имени Горбунова на выпуск новой машины, созданной Туполевым, знаменитого впоследствии ТУ-2.  Слухи не были лишены оснований. Петляков послал шифровку наркому авиационной промышленности А. Шахурину с просьбой разрешить выезд в Москву для личного доклада. Он готов был доложить предложения по дальнейшему совершенствованию Пе-2.

9 января 1942 года Петляков вел производственное совещание, на котором обсуждались задачи по совершенствованию самолета. Во время совещания раздался звонок из Москвы: ему назначена встреча с наркомом.

Утром Петлякова снова вызывают к телефону, и секретарь наркома сообщает, что Шахурин требует срочного приезда. В таких случаях Петлякову обычно предоставляли заводской самолет. Однако в тот день он был  приготовлен для полета в Сталинград. В этой сложной ситуации Петляков заявляет: «Полечу на боевом самолете».

Главный инженер завода С. Лещенко предложил  использовать принятую, по его словам, без единого замечания машину №905. Однако директор завода Карпов, с которым Петляков уже поздним вечером обсуждал детали поездки, отказался предоставить эту машину, заявив, что ее еще не принял  военпред. Военпред Кутузов сообщил, что есть две готовые машины для Дальнеразведывательного полка с экипажами.

Они должны были 11-го вылететь на подмосковный военный аэродром Монино, откуда несколько раз в день летали У-2 на Центральный аэродром столицы. Два экипажа Дальнеразведывательного полка прибыли в Казань 9 января. Старшим группы был заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Ф. Овечкин.

Б. Султанбеков в своем очерке называет имена других членов экипажа, которым жить оставалось менее трех суток. Это штурман – младший лейтенант М. Гундоров, стрелок-радист, сержант В. Скребнев, а также прикомандированный к ним воентехник 2-го ранга И.Орехов, обязанный помочь экипажу принять машины.

По настоянию заместителя Генерального конструктора Александра Михайловича Изаксона, летевшего в Москву вместе с Петляковым, тот выясняет у старшего военпреда данные о командирах экипажей. Информация обнадеживающая – пилоты опытные, не раз выполняли боевые задания, а Овечкин имеет более 500 часов налета на Пе-2. Тем не менее, Петлякову предлагают выехать поездом.

Он отвечает категорическим отказом, хотя знает, в каких непростых условиях собиралась  машина, на которой ему предстояло лететь. Самолет 14-11 доделывали в конце декабря. Плановое задание года под угрозой – в срочном порядке его направили на испытательный стенд, где проверялась бензосистема. Там превысили норму давления, из-за чего разорвало сразу все 5 бензобаков. Меняли их ночью, и уже 31 декабря, в 3 часа 15 минут, самолет смотрели военные приемщики, которые  обнаружили 13 дефектов по группе электрооборудования и аэронавигации.  Их быстро исправили. За несколько часов до боя курантов была принята винтомоторная группа – и самолет попал в план 1941 году.

...12 января в 13.20 на летном поле появились Петляков и Изаксон. В очередной раз авиаконструктору предложили ехать поездом, но он отказался и с трудом забрался в заднюю кабину стрелка-радиста. В 13.45 два самолета один за другим поднялись в небо.

Легендарные "ПЕшки"

Летевший в машине 12-11 Изаксон потом вспоминал, что его внимание привлекла бурная жестикуляция стрелка-радиста, но слов он не понял. Только на земле узнал, что тот показывал: машина Овечкина отвернула от курса и, объятая пламенем, ушла налево. По одним сведениям, машина упала в поле, по другим – в лесу.

Это произошло в районе Арзамаса и Сергача. Авиакатастрофу видели многие жители деревни Мамешево, первыми – мальчишки, работавшие на току.

Михаилу Федоровичу Клопову в тот год было тринадцать лет. Он вспоминает:

«До сих пор помню обгорелые трупы летчиков. Они были в меховых комбинезонах, а рядом лежало кровавое месиво, из которого торчала нога в сапоге. Потом я узнал, что это и был авиаконструктор...»

По злой иронии судьбы Петляков погиб в самолете собственной конструкции. Через несколько дней в Казани состоялись похороны экипажа. Был на них и прилетевший из Омска А.Н. Туполев. В ушах участников траурной церемонии долго еще звучал его рыдающий возглас над могилой: «Что же ты наделал, Володька!»

Естественно, о том, что у двух авиаконструкторов был конфликт интересов, после катастрофы никто не вспоминал, да и сегодня те, у кого есть на этот счет важная информация, отказываются ее озвучивать публично.

Памятное надгробие В. Петлякова на Арском кладбище

Документы свидетельствуют, что прорабатывалось несколько версий происшедшего – от технической неполадки самолета до диверсии и вредительства. Была даже версия о нападении вражеского самолета.

Одной из первых была выдвинута версия о том, что авиакатастрофа произошла из-за плохих погодных условий. Однако очевидцы происшествия утверждают, что погода была морозная и ясная.

Возможной причиной падения самолета называли пожар, возникший на борту самолета, но судмедэксперты не нашли окиси углерода в организмах погибших.

Одна из возможных причин – обстрел самолета зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну, но она не находит документального подтверждения, тем не менее,  исключить ее полностью нельзя. Время ведь было военное…

Самой распространенной считается версия об отказе двигателя по причине возгорания.

Рассекреченное дело о расследовании причин авиакатастрофы, случившейся 12 января 1942 года, содержит протоколы допросов рабочих, инженеров, конструкторов и военных приемщиков.

Б. Султанбеков нашел в «Деле…»  один примечательный документ, дававший основание к применению репрессий. Судебно-медицинская экспертиза при вскрытии тела Ф. Овечкина обнаружила... пистолетную пулю. Баллистики дали заключение, что «пуля не имеет следов нарезки от ствола и покинула гильзу в результате разрыва патрона из-за высокой температуры».

Обстоятельства гибели Генерального авиаконструктора Петлякова доложили Сталину. В акте комиссии было отмечено, что очаг пожара на самолете №14-11 находился на внутренней поверхности правого крыла и на правой части центроплана имеются следы пожара. Возможная причина – подтекание бензина.

Эксперты установили, что летчик и штурман имели прижизненные ожоги.

Самолеты марки ТБ-7 после трагической гибели авиаконструктора получили новое название – Пе-8. Летчики называли машины авиаконструктора В.М.Петлякова «Пешками»…

Материалы изучала Вероника ЛАРИОНОВА

Производственная практика 2008 года

 

 Личные вещи В. Петлякова в экспозиции музея КАИ

  Издательский дом Маковского