Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В конкурсе победил Махмут Гасимов

Имя заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Махмута Гасимова – в пятёрке наиболее востребованных скульпторов России. Казань украшают многие его творения.

«Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления».

Микеланджело Буонарроти

Будущий скульптор Махмут Гасимов родился 27 июля 1945 года в городе Ленинск-Кузнецк Кемеровской области. Его отец был родом из деревни Олыяз Мамадышского уезда Казанской губернии, участник Великой отечественной войны.

В свободное время мальчик всегда лепил и вырезал из глины. Отец всегда во всем его поддерживал. Махмут любил находиться рядом со своим отцом. Отвечая на вопрос корреспондента делового интернет-портала TatCenter.ru о том, кто оказал на него влияние, художник ответил так:

«Наверное, это все от отца. Помнится, что наша семья много колесила по стране. После Великой Отечественной войны он остался один живым из 11 родных и двоюродных братьев. Инвалид войны, контужен. Послевоенное многотрудное выживание… В общем, досталась мне цыганская жизнь со всеми незабываемыми впечатлениями и со всеми трудностями и приключениями. Куда бы мы не переезжали, отец всегда что-то строил, мастерил. Он и на гармошке сыграть мог, и коней нарисовать. Мне же нравилось что-нибудь слепить или вырезать из красной глины, когда отец копал погреб».

http://www.tatcenter.ru/article/47256/

Большой вклад в развитие творческих способностей Гасимова его первый учитель Владимир Иванович Дёвкин. Это он разглядел и всячески поддержал начинающего художника, устроил первую выставку его работ в школе в 1954 году.

В 1961 году, после окончания восьми классов, он отправился в Ташкент поступать в художественное училище. Но в тот год не было набора на скульптурное отделение, и ему пришлось поступить на театрально-бутафорское. После армии попытался поступить в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского, но прошел туда только по конкурсу в 1969 году. Поступил на отделение монументально-декоративного искусства. Диплом получил в 1974 году.

Став профессиональным художником, более десяти лет преподавал на скульптурном отделении Ташкентского художественного училища имени П.П.Бенькова. Первые его работы – «Портрет Нины» (1974), «Портрет старой узбечки» (1975) – были созданы в дереве. В конце 1970-х годов появились памятники видным историческим деятелям Узбекистана, в том числе первому президенту Академии наук Туркестана, народному писателю Садретдину Айни». В 1978-1979 годах стажировался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в СССР в Ленинграде.

В 1987 году в составе официальной делегации от Узбекистана Гасимов участвовал в юбилейном вечере Баки Урманче. После официальных торжеств был приглашен им в гости. Как рассказывает художник, именно тогда состоялась беседа, которую он считает исторической.

«Мне было предложено помочь осуществить памятник Галимзяну Ибрагимову по уже готовой рабочей модели, а также разработать четыре композиции по мотивам произведений для памятника. Увы, к сожалению, этим планам при жизни Баки Урманче не суждено было сбыться. Истинные причины мне не известны...»

Начало казанского периода творчества Махмута Гасимова связано с возведением в Казани памятника Баки Идрисовичу Урманче.

В 1993 году в его ташкентской мастерской раздался междугородний звонок. Это было предложение Министерства культуры Татарстана поработать над образом Баки Урманче параллельно с другими авторами.

«Комиссией был выбран мой вариант памятника, на котором мастер изображен сидящим, в рабочем фартуке скульптора. Я остановился на этом образе не случайно, так как Казань уже не помнила молодого Урманче 1920-х годов, но была хорошо знакома со зрелым и известным художником, который вернулся на родину после долгих скитаний уже в 60-летнем возрасте», – так объяснил в одном из интервью свой выбор Махмут Гасимов.

Памятник был установлен в сквере перед зданием Художественного фонда Татарстана. Он был торжественно открыт, как и планировалось, 28 февраля 1997 года, в день 100-летия Баки Урманче.

С 2001 года Гасимов живет в Казани. Но помнит Ташкент, в котором прожил 40 лет.

«Образно выражаясь, если я жил там 40 лет, то сейчас Ташкент живет во мне, поэтому об этих краях я не могу говорить в прошедшем времени и без волнения. Ташкент – это город, который дал мне хлеб, кров и образование, воспитавший меня. Здесь я прошел школу жизни, состоялся как человек, как личность; получил признание как профессиональный художник, и не только всесоюзное. Отсюда впервые мои работы уехали в Америку, Германию, Финляндию, Венгрию, Францию…

В Ташкенте, Бухаре, Самарканде остались мои друзья, коллеги, родные. И, несмотря на резкие перемены, полнокровная наша связь не прерывается по сей день. Здесь у меня до сих пор сохраняется квартира и мастерская».

В 2008 году Гасимов был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан».

С первых своих работ художник заявил о себе как скульптор-монументалист и последователь психологического портрета. В произведениях Махмута Гасимова переплелись древние восточные традиции и тенденции советской скульптуры.

Работая над очередным скульптурным портретом, он изучает эпоху, в которую жил и творил человек. Собирает всю возможную информацию о нем, общается с родственниками. Он как бы проживает жизнь своего героя заново, собирая разные свидетельства в единый портрет, в котором каждый (будь то члены семьи, друзья или знакомые) увидит кусочек того образа, который запомнился именно им.

Скульптор – автор памятников-бюстов: С. Сайдашеву в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева, Г.Тукаю и Х.Туфану в Аксубаевском районе, М. Салимжанову в фойе Татарского академического театра имени Г.Камала. Он лепил М.Султангалиева, Н.Исанбета, З.Нури, Д.Менделеева, М.Джалиля в Нижневартовске…

Ему принадлежит скульптурный портрет одного из основоположников Казанской неврологической школы, основателя отечественной научной школы психиатрии Владимира Бехтерева, выдающегося ученого, установленный в 2005 году неподалеку от психоневрологической лечебницы. Сам Бехтерев, чьим именем названа больница, не работал в этом здании, он работал в другой казанской клинике. Бюст был установлен 24 августа 2005 года.

Читайте в «Казанских историях»:

Основателю отечественной школы психиатрии

Бехтерев Владимир Михайлович, невролог, психиатр (1857-1927)

Школа Владимира Бехтерева: истоки в Казани

Гасимов – автор целой серии мемориальных досок в бронзе в Казани и других городах Татарстана, посвященных выдающимся людям. Его творением является и памятник Гавриилу Державину (воссоздание по архивным материалам работы скульптора С.И. Гальберга). Он был установлен у Лядского садика, на улице Горького, в 2003 году (Памятник Державину в Казани).

Интересна история этого памятника. Раннее он стоял во дворе Императорского Казанского университета, потом его перенесли на Театральную площадь. В 1932 году памятник был переплавлен на металл. Когда пришло время переоценки культурных ценностей и исторических деятелей, стали возвращаться к истокам. Было принято решение восстановить памятник Державину. Был проведен конкурс, по итогам которого воссоздать по архивным материалам памятник, максимально приближенный к оригиналу, было поручено Гасимову. Так что, по сути, памятник, который сейчас стоит у Лядского садика – это копия. Но мы имеем дело с применением современных компьютерных технологий, которые позволили максимально приблизить скульптуру нашего земляка к оригиналу.

В 2005 году Махмута Гасимова назвали победителем конкурса на создание памятника композитору Салиху Сайдашеву. Памятник был установлен на пересечении улиц Татарстан и Левобулачная, перед новым зданием Казанского государственного гуманитарно-педагогического университета (ныне – корпус Казанского (Приволжского) федерального университета)

Его работы есть и в других городах Татарстана, например, памятник поэту Державину в Лаишево.

Декоративная композиция «Ильхам» («Вдохновение»), посвященная Габдулле Тукаю, украсила центральный проспект города Альметьевска. Одной из значительных работ Гасимова стала конная статуя Ибрагима I, основателя города Елабуги (2007 год). Фигура воина и полководца – плод поэтической фантазии автора.

Художник работает в разных материалах: дерево, бронза, камень, металл. Среди его персонажей – средневековые мыслители и современники: спортсмены, рабочие, герои войны и труда.

О своих творческих планах скульптор говорит так:

«Я хочу максимально реализоваться, участвовать в выставках, конкурсах. Для меня участие в них – всегда удовольствие. Я себя чувствую в родной стихии».

Альбина  ГАЯЗОВА

Производственная практика в редакции 2015 года