Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Март 2021 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1932 – На базе аэродинамического отделения Казанского университета организован Казанский авиационный институт (КАИ). Его открытие состоялось 1 сентября

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старо-Татарская слобода: вчера и сегодня

Прошлое Казани, различные его аспекты освещались как дореволюционной русской историографией, так и в исследованиях татарских ученых, но эта ниша до сих пор не заполнена, и сегодня еще актуальна проблема комплексного исследования Старо-Татарской слободы.

Последнее десятилетие привнесло, я бы сказал, коренные изменения в историю вопроса.

1988 год. Старо-Татарская слобода Проектом зон охраны памятников культуры и истории включена в состав девяти заповедных территорий столицы.

1992 год. Решением Кабинета Министров РТ организуется историко-архитектурный заповедник.

17 февраля 1998 года. Постановлением Главы администрации Казани образована историко-культурная заповедная территория – «Иске татар бистэсе» (Старо-Татарская слобода»).

Когда же и как появилась Старо-Татарская слобода? Начнем с того, что такое слободы.   

Бурнаевская мечеть 

На Руси слободы возникли в период феодальной раздробленности. Дело в том, что феодал в целях обустройства своего княжества вынужден был разрешать «охочим» людям «сесть на землю». При этом жители образовавшихся поселков получали некоторую независимость от княжеских наместников, в какой-то степени приобретали свободу действий. Не потому ли и сами поселки стали называться «свободами», а позднее «слободами»?  

Конечно, «свободы – слободы» находились под непосредственным надзором объезжего головы – дворянина. И тем не менее каждая, независимо от размеров, управлялась мирским советом из выборных лиц: старосты, окладчиков, других должностных лиц. Все дела решались сходом на братском дворе, в который входила съезжая изба, где размещалась канцелярия и небольшая тюрьма. Основой композиционной структуры поселения служил культовый центр.

Старо-Татарская слобода возникла после захвата города войсками Ивана Грозного. Об административном делении Казани середины XVI века дает представление «Писцовая книга г. Казани 1565-1568 гг.». Наряду с шестью слободами, образованными в пределах старого острога (Ямская, Архиепископская, Преображенская и др.), тремя военными – стрелецкими, а также двумя в пределах нового острога (слободы Вешнякова и Новая), Писцовая книга указывает на существование и Татарской из 150 дворов татарских и чувашских да 5 дворов приказчиков.

Одно из самых красивых сооружений татарской части города - дом купцов Апанаевых

Современный вид Ново-Татарской слободы

Лояльные правительству татары, хотя и не принявшие христианства, получают разрешение на жительство за городскими стенами, в Караишевской слободе и за озером Кабан. Поселок получает название «Татарская слобода».

Казанские мусульмане называли ее «бистэ», от древнетюркского «бис» (город, правитель, независимость) и «тэ» (пригород, место за крепостными стенами), что в целом означало место проживания подчиненных правителю людей, которые селились вне кремля.

Исследователи средневековых городов Восточной Европы, Волго-Камья, Средней Азии и Ближнего Востока давно заметили, что общим принципом формирования в этих регионах крупных городов была трехчастная структура: цитадель (кремль, город, арк), внутренний город (посад, шахристан), внешний город предместья, (слободы, рабады).

Впрочем, Татарская слобода была теснейшим образом связана с городом, не случайно авторы Писцовой книги описали ее не как пригород, а как часть Казани.

Многовековые традиции татарской мусульманской культуры продолжали оказывать основное влияние на формирование слободы, тем более что служилые – татары и торговцы Казани, зная язык и обычаи родственных тюркских народов, исповедуя единую с ними религию – ислам, с середины XVI века стали посредниками между русской и азиатской торговлей, а также использовались с качестве переводчиков (толмачей) и дипломатических агентов московского правительства.

Культурные взаимоотношения слободских татар Казани и народов мусульманского Востока, особенно Средней Азии, не прерывались, чему способствовали и родственно-семейные связи

Перелистаем историю Поволжья на несколько веков назад. Мы видим, что его городская культура и традиции градостроительства заложены еще в VIII-X веках. Тюрки Поволжья (хазары, булгары, сувары) в результате трехсотлетнего пребывания в составе Хазарского каганата, унаследовали единую оседлую культуру и единый язык.

Азимовская мечеть

На рубеже XIII-XIV веков, во время зависимости Среднего Поволжья и Нижнего Приуралья от Золотой Орды, отмечается наивысший расцвет градостроительства. Городская культура, которая характеризуется как «татарская», то есть общая тюркская, в дальнейшем развивалась под сильным влиянием восточной культуры. Феодальный среднеазиатский город членился на жилые кварталы – основные структурные ячейки города: махалля (гузар).

Жители махалли объединялись в своеобразную общину – сообщество людей, связанных родством, дружескими отношениями, взаимопомощью. Каждый махалля имел квартальную мечеть, которая часто совмещала функции молитвенного дома со школой, сходом, где решались мирские дела. Обычно возводилась она на перекрестке улиц, оживляя жилую архитектуру.

Татарская слобода была отделена от города и других слобод высокими глухими стенами и воротами. План Казани 1730 года, опубликованный И.Ф. Калининым, оживляет для нас город тех далеких лет. Вот она, северная граница Татарской слободы – посадская стена (в районе современной улицы Г. Камала). Вдоль озера Кабан – там, где впоследствии образовалась в районе старинного татарского кладбища Сенная площадь, начиналась главная улица слободы, а завершалась она в районе деревни Плетени (ныне ул. С. Сайдашева).

Дом А.Ф. Рахматуллина - А.Г. Хусаинова

Каждая махалля представляла собой миниатюрное государство с прочной связью частей, оно имело свои обычаи, законы, учреждения и общественные порядки. Принципиально важная закономерность их существования во все времена – взаимопомощь и взаимовыручка среди жителей. Потому-то и удалось населению Татарской слободы сохранить свой язык, культурные традиции. Дальнейшее развитие слобода получила в 1685 году, когда на основании дарованной грамоты рядом с уже существующей Старой служилые татары образовали Новую татарскую слободу – район улицы Тукая. К началу XX столетия слобода насчитывала 9 махаллей. Родственная близость внутри отдельных махалля у татар оказалась очень стойкой. Один из авторов начала XIX века, наблюдая «гнездовой» способ застройки татарских деревень и характер родственных связей внутри ее, писал, что таким образом сплочены между собой только семьи, состоявшие в родстве, посторонние же отделяются одни от других переулками и улицами.

 

Дом купцов Казаковых

Исследуя картографический материал, можно заметить, что планировка татарских слобод схожа с планами старинных татарских деревень Татарская усадьба отличается на протяжении веков от жилища других народов постановкой дома в глубине участка. По утверждению этнографов и путешественников, дома слободских татар еще в первой половине XIX века «до самой крыши скрываются за заборами, как на мусульманском Востоке, от взгляда извне... для сокрытия женщин... Лишь некоторые строят с помощью русских в европейском стиле, но их немного». (Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVIII – начала XIX века», 1991).

Консервация этой традиции татар стимулировалась еще и особенностями их социально-политического положения в российском обществе, когда, противясь насильственной ассимиляции, они стремились усилить черты сходства своей культуры с общемусульманской.

Дом татарского просветителя Шигабутдина Марджани

С возведением в 1767 – 1770 годах по личному указанию Екатерины II во время ее посещения Казани первой каменной мечети (Каюма Насыри, 17) образовался и первый в Казани после 1552 года официально зарегистрированный мусульманский приход (махалля). К этому же времени относится возведение Второй махаллинской мечети – в дальнейшем Апанаевской. 17 марта 1768 года был высочайше утвержден регулярный план Казани, разработанный первым губернским архитектором Кафтыревым. Он стал определяющим для всех последующих разработок вплоть до 1845 года.

Продолжая планировочные традиции поселений татар, В. Кафтырев оставил в Татарской слободе только одну продольную улицу – главную (ныне улица Тукая), которая, получив продолжение в русском забулачном предместье, образовала единую композиционную ось всего левобережья. Однако старая сетка улиц продолжала сохраняться (вплоть до XIX века). А улица Захарьевская (теперь – К. Насыри), где к этому времени размещались первые каменные махаллинские мечети, к тому же получившие высочайшее дозволение на строительство от самой императрицы, так и вошла в новый генплан города практически без изменений.

В конце XVIII века начинается интенсивное освоение северных рубежей слободы – забулачной зоны. Начало этому процессу положило возведение здесь в 1798 году, на углу улиц Тихвинская (Г. Тукая) и Сенная (Парижской Коммуны, Пятой махаллинской (Галеевской) мечети (ул. Г. Тукая 40/22). В соответствии с регулярным планом 1768 года здесь начинает формироваться Сенная, или как еще она называлась, Конная площадь. Участки вокруг нее стали активно выкупаться татарским купечеством.

Верхняя часть Татарской слободы, ограниченная улицами Евангелистовской и Фуксовской (сегодня – Татарстан и Г. Камала), стала застраиваться преимущественно торговыми и доходными домами. Таким образом, образовалась вытянутая площадь – общественно-торговый центр у пересечения улиц Парижской Коммуны и Кирова. Окончательно облик Сенного базара сформировался к середине девятнадцатого столетия, когда коммерции советники братья Юнусовы выстроили здесь в 1845 году Сеннобазарскую мечеть.

Лавки сенного базара (улица Кирова). В настоящий момент на месте исторического здания построен новодел

 Южный комплекс получил главное планировочное ядро в виде Юнусовской площади на пересечении улиц Екатерининской (сейчас – Тукая) и Поперечной (ул. Ф. Карима). Площадь, окруженная домами богатых татарских купцов, представляла собой живописный, естественно сложившийся ансамбль. Она стала общественно-административным и аристократическим центром слободы. Старо-Татарская слобода во все времена сохраняла свою особенную цельность и по объему культурной памяти вполне может считаться уникальным явлением мировой цивилизации.

 

Мечеть Аль-Марджани. В советское время была действующей

Наш рассказ, уверен, лишь преддверие большой череды публикаций, посвященных формированию и развитию этого удивительного комплекса.

А. ГИЛЬМАНОВ,

первый заместитель префекта заповедной территории «Старо-Татарская слобода»

«Казанские истории», №1, 22 августа 2001 года

  Издательский дом Маковского