Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Иван Шишкин прославил Елабугу…

Иван Иванович Шишкин родился в небольшом прикамском городке Елабуга, окруженном теми сосновыми лесами, которые могучая кисть художника сделала “шишкинскими”, воспев великую силу Родины, сказочную красоту ее природы. Художник прославил город, в котором родился, на весь мир.

Дом Шишкиных в Елабуге, где будущий художник провел детские годы, а позже неоднократно наезжал летом, был каменный, просторный, в два этажа. Ныне в нем расположился Музей И. И. Шишкина – филиал Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Именно здесь Ваня начал рисовать, здесь получил первые уроки живописи от заезжего московского художника Ивана Осокина.

В начале 1852 года Ваня уезжает в Москву, где поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Часто вспоминает родной город и свой дом. Сейчас комнаты дома воссозданы такими, какими были при жизни художника. Даже не верится, что еще в 1929 году один искусствовед, посетивший Елабугу, безнадежно сетовал, что “дни дома Шишкина сочтены”. Восстановить дом и в самом деле стоило труда огромного.

Рассказывая о воссозданном доме семьи Шишкиных в газете «Советская культура» 19 января 1982 года, журналист Ефграф Кончин счел своим долгом назвать имена тех, кто вложил в его возрождение, в создание шишкинского мемориала труд, душу и сердце. Это Юрий Иванович Петров, директор Музея изобразительных искусств республики, его заместитель по научной части Галина Аркадьевна Могильникова, заведующая отделом русского искусства Вилора Касимовна Чернышева, художник Владимир Васильевич Бочаров и, безусловно, директор Дома-музея Светлана Васильевна Бобкова.

Большую помощь оказывали городские власти Елабуги, а также автомобилестроители, нефтяники, химики, энергетики близлежащих городов – Набережные Челны и Нижнекамска. Много сделали сотрудники Татарской научно-реставрационной мастерской. И люди им благодарны. Они оставляют в книге отзывов слова признательности и восхищения.

Вот что написала внучатая племянница художника Ольга Павловна Гвоздева: “До глубины души растрогана и потрясена колоссальной работой по восстановлению музея...”

Именно Ольга Павловна передала музею старую, шестидесятых годов прошлого столетия, фотографию, запечатлевшую внешний облик дома. С этого снимка и началось возрождение здания. Другой редкий снимок позволил определить рисунок обоев комнат, правда, в черно-белом варианте. Фотографию послали в Москву, на экспериментальную обойную фабрику. Ее специалисты отыскали подобные образцы того времени, но уже в цвете. И по ним были изготовлены соответствующие обои для большой и розовой (малой) гостиных, для кабинета отца художника – Ивана Васильевича...

Чтобы узнать, какая мебель находилась в комнатах, как она размещалась, вновь пришлось обратиться к документам, к литературным материалам, к рассказам старожилов. Существенно помогла опять-таки Ольга Павловна Гвоздева, поскольку детство свое она провела в этом доме и многое помнила хорошо. Она передала музею круглый столик, купленный Иваном Ивановичем Шишкиным для своей дочери Лидии.

Воссоздан и кабинет отца художника, Ивана Васильевича. Кстати, был он личностью незаурядной, человеком большой культурыи разносторонних интересов. К купеческим своим занятиям относился порой как к делу второстепенному. Более увлекался историей, археологией, избирался членом Московского археологического общества. Написал и издал в 1871 году в Москве первую книгу об истории Елабуги.

Эта книга – сейчас, естественно, библиографическая редкость – лежит на столе в его кабинете. Как при его жизни. Так же, как и ковер на стене, киот с иконами, семейные фотографии и, наконец, большой живописный портрет Ивана Васильевича, исполненный в 1861 году художником В. Верещагиным, другом семьи Шишкиных.

Портрет сохранился чудом и после долгих и рискованных мытарств возвратился в шишкинский дом.

Долго разыскивали своеобразные стулья из красного дерева. Неожиданно увидели подобные в... Государственной Третьяковской галерее. И Третьяковка не поскупилась.

А вот книги – у Ивана Васильевича была богатая библиотека, которой пользовался и его сын, – отыскать не удалось. Они были вывезены кем-то в тридцатые годы в Москву и сгинули. Пришлось довольствоваться изданиями тех же названий и того же времени, которые передала музею Национальная библиотека Республики Татарстан.

Жители Елабуги заинтересованно отнеслись к рождению музея. Из одной семьи поступили шишкинские диван и кресла, из другой – редчайшей конструкции часы с кукушкой и перепелом, которые стояли в столовой дома. И фисгармония – также стародавняя шишкинская собственность.

Дом-музей И. И. Шишкина был открыт в 1975 году. Но реставрационные работы продолжались еще долго. В 1982 году, например, гости, прибывшие на юбилейные торжества в Елабугу, стали первыми посетителями еще одной мемориальной комнаты – мастерской художника. В его детские годы здесь, на втором этаже, располагалась большая спальня. Когда же он позже приезжал домой, то оборудовал в ней мастерскую.

Именно сюда художник приносил из странствий по окрестным лесам и полям этюды, на их основе родились такие знаменитые полотна, как “Корабельная роща”, “Святой ключ” близ Елабуги”, “Река Кама”, “Лесные дали”, “Сосновый бор”, о котором Крамской отозвался как о “замечательнейшем произведении русской школы”, “Рожь”, одно из лучших творений Шишкина.

В мастерской Иван Иванович отдыхал, читал книги из отцовской библиотеки. И, быть может, обдумывал то, что после вошло в своеобразную анкету “о себе”:

Главная черта моего характера?

– Прямота, простота.

Мое главное достоинство?

– Откровенность.

Мой идеал счастья?

– Душевный мир.

Мои любимые имена?

– Имена моих детей.

Страна, в которой я всегда хотел бы жить?

– Отечество.

Moй девиз?

– Да здравствует Россия...

В дни юбилея, посвященного 150-летию со дня рождения художника, посетители музея познакомились в комнатах второго этажа с обновленной экспозицией живописных и графических работ Шишкина. Кстати, добрая половина из живописных холстов приобретена из частных коллекций с помощью Русского музея (Санкт-Петербург).

В январе 2002 года елабужане праздновали 170-летие своего великого земляка. Особых торжеств в республиканском масштабе не было. Но на Родине, как всегда, это был большой праздник. Состоялся юбилейный литературный вечер, открылась выставка его картин, точнее – репродукций.

Но чтобы увидеть многие подлинники, далеко ходить не надо – они в постоянной экспозиции в Доме-музее художника: 22 офорта и 14 живописных полотен.

Как теперь полагается, отслужили панихиду за упокой. На базе отдыха «Космос» провели конкурс юных художников, на который пригласили детей из других городов Татарстана. И здесь все было в духе современных реалий – призовые места оценили… денежными премиями.

Организаторам юбилейных торжеств пришлось, вспоминая художника, рекламировать лотерею «Наш любимый город». Сегодня, когда культура, впрочем, как и ранее, финансируется по остаточному принципу, денег на новую реставрацию Дома-музея Ивана Шишкина нет. Может, лотерея поможет…

На празднование юбилея в Елабугу приехал праправнук Шишкина – Николай Ридингер из Калининграда. Видимо, человек от искусства далекий. Иначе чего бы ему так восхищаться, давая интервью журналистам, что его прадеда так любят в Елабуге?!

Работники музея радуются тому, что поток экскурсантов в последние годы изрядно обмелел, поскольку, видя интерес людей к своему земляку, не могли не знать, как вредят дому и картинам, которые висят на стенах самых обычных комнат, бесконечные вереницы посетителей.

Экспозиция сделана так, чтобы люди особо не задерживались в мемориальной зоне музея. Подробно все можно рассмотреть на фотографиях, которые продаются здесь же, в музее.

Сегодня елабужане с гордостью показывают не только Дом-музей художника и места, связанные с его именем, но и древний археологический памятник “Чертово городище”, которое рисовал художник. В Елабуге вам с гордостью расскажут, что этот чудный памятник природы сохранился благодаря отцу художника – Ивану Васильевичу Шишкину.

В какую-то минуту, слушая экскурсовода, я подумала, что горожане любят отца не меньше, чем его прославленного сына. Как планировалось в 1982 году, объявлены заповедными места близ Елабуги, связанные с жизнью и творчеством художника. Среди них Красная горка на берегу Камы, “Святой ключ”, Большой и Малый боры...

Все это вам обязательно покажут, если приедете в эти места. Лучше летом. Мы тоже постояли на высоком берегу Камы. Приблизительно там, где сидел с этюдником Иван Шишкин. И убедились, что в этих местах не мог не родиться гениальный художник, всю свою жизнь писавший природу и ни разу не повторившийся в ее сюжетах.

Любовь ВАРШАВСКАЯ

«Казанские истории», №4-5, 2002 год

 

Биография Ивана Шишкина

ШИШКИН Иван Иванович (1832-1998), русский живописец и график. Передвижник.

Родился в купеческой семье 13 (25) января 1832 в городе Елабуге (ныне Татарстан), умер 8 (20) марта 1898 в Петербурге.

Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин – замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы

Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин.

В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).

В Елабуге (Республика Татарстан) открыт дом-музей художника.

Читайте в "Казанских историях":

Иван Шишкин прославил Елабугу…

Такой неизвестный известный Шишкин