Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Николай Фешин «пожал лав­ры полного триумфа»

В фондах  Национального музея РТ хранятся два небольших альбома с подлинными прижизненными фотографиями  Николая  Фешина. Хронологически они охватывают период его жизни, начиная с 1909 го­да.

Листая альбомы, мы видим знаменитого ху­дожника в до­машней обстановке, с друзьями на охоте. А вот он, вдохновенный, с кистью и палитрой в ру­ках...

Первый альбом откры­вается портретом Фешина с очень харак­терным для него острым взглядом, направленным прямо в объектив фото­аппарата. Этот же взгляд передан в другом, нес­колько необычном порт­рете – на маленькой фо­тографии выхвачено крупно только лицо художника, похоже, в момент какого-то неожи­данного восторга, когда Николай Иванович, озор­но придерживая рукой широкополую  шляпу, что-то крикнул, засмеял­ся. Голова откинута на­зад, глаза блестят от неудержимого  смеха.

Есть в альбомах две однотипные фотографии 1915 года, сделанные, ве­роятно, в один день. На обеих – стол с точены­ми фигурными ножками, ярко освещенное окно с подоконником, располо­женным высоко над сто­лом, пестрая  штора на окне, ковер на полу и на переднем плане – глубокое кожаное кресло. На одном сним­ке Нико­лай Иванович сидит в кресле, на другом – Надежда Ми­хайловна Сапожникова. Она училась в Казанской художественной школе. Она была умной, одаренной женщиной. Будучи уче­ницей Фешина, в свою очередь, обуча­ла его языкам. Другая фотография в альбоме 1909 года подтверждает это: на обороте – автограф: «На доб­рую память учительнице и ученице Надежде Ми­хайловне от признатель­ного ученика и учителя. Н.Фешин».

На выставке в Музее изобразительных искусств – несколько   портретов  Сапожниковой. Са­мый ранний относится к 1910 году, репро­дукции с него встречают­ся крайне редко. Тем интереснее одна из фо­тографий в альбоме: на ней Фе­шин изображен  в группе людей, си­дящих в зале, где на стенах развешаны мно­гочисленные картины. В цент­ре крупно – портрет Сапожниковой  1910 года. Это о нем вспоминает С.Коненков, когда при­водит цитату из статьи в газете «Ивнинг пост» 1910 года, опубликован­ную после первого вер­нисажа Фешина за рубежом. Тогда одновре­менно с ним показали свои работы именитые европейские художники: Клод Моне, Писсарро, Ренуар, Гастон ля Туш, и первенство было отдано Фешину.

Газета писала: «...Один только русский худож­ник Николай Фешин сво­им портретом м-lle Са­пожниковой пожал лав­ры полного триумфа среди всех других порт­ретов этого салона, и редко американская пуб­лика имела случай ви­деть картину, представ­ляющую столько индиви­дуальности и характера. Фешин, родившийся в Казани, настоящий му­жик в искусстве, обла­дающий мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувств, столь типичной для настоящего русско­го».

Известно, что Сапож­никова покровительство­вала художнику, который очень нуждался. Портре­ты сестры, племянницы, а также свои она покупа­ла обычно по очень вы­соким ценам. Не случай­но, конечно, что описы­ваемые альбомы были бережно сохранены в се­мье ее сестры и по заве­щанию племянницы На­дежды Михайловны – Варвары Владимировны Адоратской переданы в дар музею.

Рассматривая эти дра­гоценные реликвии, мы ощущаем эпоху, в кото­рую были созданы тво­рения великого земляка.

Л.ПОХВАЛИНСКАЯ

 Использована публикация «Вечерней Казани», 4 февраля 1982 г.