Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Был ли у пятого лицея юбилей?

Пятый лицей, который собирается отмечать большой юбилей, не имеет отношения ни к одной из трех казанских гимназий XIX века - считает журналист Галина Зайнуллина.

Узнав из анонса  последующего номера «Казанских историй» о том, что мы хотим рассказать о 130-летнем юбилее лицея №5 Вахитовского района, в редакцию обратилась Галина Зайнуллина, автор многих публикаций в казанских изданиях.

Одна из тем, которые ее интересуют,  – это история. Сообщение о юбилее лицея заставило  Г.Зайнуллину  вернуться на 130 лет назад, чтобы перепроверить некоторые исторические факты, сообщенные в конце прошлого года в СМИ. И она выяснила, что пятый лицей, якобы ведущий свое начало от казанской гимназии,  не имеет отношения ни к одной из трех казанских гимназий XIX века.

Есть некоторые основания в этой связи вспомнить Петровское женское училище, что и сделали в самом лицее, изучая прошлое учебного заведения, однако, по мнению Г.Зайнуллиной, здесь тоже нет оснований говорить о прямом преемстве.

Говоря о проблемах исторической преемственности, можно назвать и другие факты из жизни города, которые вызывают сомнения у историков и краеведов. Эта проблема показалась нам интересной.

Предлагаем вашему вниманию  заметки Галины ЗАЙНУЛЛИНОЙ.  

НА НАЧАЛЕ подъема из нижней части Казани в верхнюю, на углу улиц Волкова и Свердлова, расположено четырехэтажное  здание, построенное в начале ХХ века. Его можно назвать архитектурным близнецом расположенной неподалеку Шамовской больницы.

Здание также выполнено в кирпичной кладке с применением каменной штукатурки, симметрично по архитектурно-планировочному решению. Однако в отличие от «Шамовки» здесь обыгрывается падение рельефа: вдоль оштукатуренного цокольного этажа арочные окна наращивают величину по мере приближения к улице Свердлова. Центральный выступ здания на Волкова, 3 завершается небольшим треугольным фронтоном. А все строение целиком венчают полуциркульный аттик и парапет.

Эти особенности интересны, говорится в справочнике «Казань в памятниках истории и архитектуры» за 1982 год  как образец учебного здания конца ХIХ века.

Предыстория возведения столь роскошной школы в Суконной слободе, в прошлом  самом криминогенном районе города, такова. В 1872 году попечительский совет, заботившийся о нуждах низшего народного образования в Казани, сделал следующее заявление:

«Женских училищ в городе только четыре, и на содержание их ассигнуется 1339 р. 27 и  ? коп., т. е. меньше 7-й части, чем на училища мужские. Четвертое, при мужском училище в Суконной слободе, не имеет собственного помещения и действует только тогда, когда кончаются классы мальчиков. Почти никакой пользы это не приносит, особенно зимой, когда смеркается рано; в виду этого родители неохотно посылают девочек в школу. Между тем данная местность по характеру своего населения принадлежит к самым темным по своему развитию в Казани”.

“Здесь дети с раннего детства привыкают к праздности и неразлучным с нею порокам, не имеют самых необходимых понятий о вере, нравственности, не знают часто самых обыкновенных молитв. Кроме этого, такая местность, где на каждой улице по нескольку десятков питейных заведений, где молодое поколение, и без того прозябающее в невежестве,  неизбежно на каждом шагу встречает примеры самого грустного и возмутительного свойства. Такая местность с ее 10-тысячным населением есть самый удобный пункт, где полезно и даже неотложно-необходимо открыть женское приходское училище”. – сделал аналогичное заявление в попечительский совет и священник Георгиевской церкви И.И.Воздвиженский.

Донося до городской Думы доводы, высказанные этим почетным духовным лицом, попечители народных училищ присовокупили к ним свои. Первое: расходы, делаемые на образование, возвратятся Казани в лучшей нравственности граждан. Второе: приближается день двухсотлетнего юбилея Петра Великого, нужно помянуть этот день учреждением женской школы, которую бы одобрил Преобразователь – царь, освободивший русскую женщину от азиатского затворничества.

К доводам прилагалась смета. И то, и другое Дума одобрила, поручив городской Управе включить содержание нового учебного заведения в роспись городских расходов. Таким образом возникло и начало свою жизнь училище, поименованное «Петровским». Попечителем его был избран П.Е.Аникин, принявший на себя все хлопоты по первоначальному обзаведению мебелью и учебниками. Под помещение школы он нанял дом Шмоль в Суконной слободе.

К началу учебного года желающих учиться явилось 60 человек. 12 ноября 1872 года на торжестве официального открытия законоучитель школы Воздвиженский совершил молебен, после которого Аникин раздал ученицам лакомства и платки. Беднейшим из них достались отрезы на платья. Впрочем, и после торжеств попечитель не умерил своих забот и сердечной внимательности ни по отношению к девочкам, ни к их учительницам.

После докладной записки Аникина инспектору в 1882 году содержание старших преподавателей было увеличено с 250 до 400 рублей, а вторым учителям – с 200 до 350. В 1887 году он перевез училище в новое помещение, более просторное и чистое, на Георгиевскую улицу – в дом Музурова.

После смерти П.Е.Аникина попечителем Петровского училища был избран профессор Казанского университета А.М.Осипов. Важнейшими результатами его деятельности стало расширение школьного помещения и открытие при училище класса кройки и шитья. Количество учащихся к тому времени возросло до 200 человек. Поэтому было принято решение отдать под классы первый этаж, где располагались квартиры учительниц. А их «общежитие» перенесли  во флигель, расположенный во дворе.

Что касается классов рукоделия, то они вскоре приобрели большую популярность в народе. Кроме непосредственного применения получаемых знаний (дети шили на себя и своих домашних), девочки получали звания подмастериц и мастериц и могли не прибегать к помощи мастерских и модных магазинов. Доказательством плодотворной работы в направлении трудового воспитания стало участие Петровского училища в 1896 году во  Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Там экспонировалась кукла со всем приданым (летними и зимними костюмами) – работами казанских учениц. Во время посещения Их Императорскими Величествами научного отдела эта кукла была поднесена для великой княжны Ольги Николаевны и «Всемилостливейше принята».

12 ноября 1897 года, в день 25-летия школы, как всегда это делалось с самого основания училища, была отслужена панихида по императорам Петру Великому и Александру II (при котором заведение открылось), а также по первому попечителю Аникину. Хлебом-солью чествовали законоучителя Воздвиженского, ветерана Петровского училища. Видимо, Всевышний услышал молитвы собравшихся на юбилей, и следующей важной вехой в истории школы стало строительство собственного здания, чей внешний вид описывался вначале.

Произошло это важное для жителей Суконки событие в феврале 1914 года. И кто знает, о скольких  еще достижениях на ниве воспитания «неблагополучного контингента» можно было бы рассказать, не случись в 17-м году всем известной Октябрьской революции.

В 1918 году на Волкова, 3 разместили штаб интернационального батальона имени К.Маркса под командованием участника штурма Зимнего дворца, большевика С.Бирюкова. После окончания гражданской войны здание Петровского училище снова стали использовать по назначению (за вычетом пяти лет Великой Отечественной, когда здесь размещался госпиталь).

После 1945 года на Волкова, 3 прочно обосновалась средняя  школа №5. Прилегающая к ней территория быстро вновь завоевала славу опасного места, где подростку без сопровождения взрослых появляться было небезопасно. В начале 90-х, на волне реставрации капитализма, городские власти замахнулись на радикальное изменение кармы описываемой местности. На месте извечного проживания пьяниц, беглых каторжников и бродяг решено было заложить микрорайон «Б» для богатых, этакий казанский Беверли Хиллз.

Одновременно с мэрией  почуяла ветры перемен и директор 5-й школы Г.Ф.Волкова. Ею был взят курс на создание элитного учебного заведения для детей состоятельных господ. Было объявлено о создании «экономического» класса, предполагающего поступление в КФЭИ, налажены  связи с преподавателями вуза – и благополучные детки устремились в школу с разных концов города.

На пути же ребят из неблагополучных семей микрорайона был поставлен мощный заслон. Например, долго мыкался из-за этого непристроенным  уникальный в своем роде мальчик, проживающей в ветхом доме  неподалеку. Жители улицы Волкова прозвали его Маугли за способность падать с вершин деревьев без малейшего для себя вреда. Будучи трехгодовалым малышом, Маугли потряс родителей самостоятельным вояжем от конечной остановки «двойки» до издательства и благополучным возвращением обратно. Такую политику невозможно было бы поставить руководству школы в вину, не возжелай оно немыслимого – стать наследниками  славных дел Аникина и Воздвиженского.

Несмотря на отсутствие преемственности в помещении, типе учебного заведения и выполняемого социального заказа, Гельнар Фахриевна в ноябре 2002 года отпраздновала аж 130-летие школы-лицея № 5. (Заметим, что школа куда более престижная – 18-я, недавно скромно отметила всего лишь 40-летие, хотя зданию бывшего епархиального училища, ею занимаемом, тоже около полутора веков).

Такая претензия выглядела тем более кощунственно, что в лицее регулярно празднуется католическое рождество, поскольку в школе  есть «польский» класс. Можно себе представить, как каждое 25 января переворачивается в гробу ревнитель православия И.И.Воздвиженский. Ведь некоторые доктрины католического вероисповедания для православных сродни святотатству. Например, тезис о непогрешимости Папы Римского. (Для сравнения, мыслимо ли для  мусульман предположение, что верховный муфтий Талгат Таджутдин может быть наместником Аллаха на земле?).

Как ни странно, но с получением статуса учебного заведения для избранных не в лучшую сторону претерпел изменение внешний вид бывшего Петровского училища. С северной стороны к нему был сделан длинный одноэтажный пристрой, напоминающий выпавшую из утробы здания кишку. Его не удосужились сделать в едином стиле с памятником архитектуры, использовав красный кирпич и оштукатуренные детали.

  Диссонируют с благородным старинным фасадом школы и ворота из грубого листового железа, окрашенные в ярко-зеленый цвет. Казалось, наша страна навсегда рассталась с дурной привычкой приспосабливать историю в угоду политике. Ан, нет! В случае с празднованием 130-летия школы №5  реалии краеведения на глазах всего честного народа были подмяты амбициями честолюбивого руководства учебного заведения.

«Пора бы понять, – пишет известный тюрколог Мурад Аджиев, – история точна и конкретна в своих деталях. История народа не вольное повествование, а наука! Строгая и точная, как математика или физика…» Или химия, которую Г.Ф.Волкова преподает.

Галина  ЗАЙНУЛЛИНА, член Союза журналистов РТ

«Казанские истории», №13-14,  2003 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить