Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
27.05.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+4° / +17°
Ночь / День
.
<< < Май 2017 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1917 – В Казани открылся 1-й губернский крестьянский съезд, который избрал губернский крестьянский Совет во главе с левым эсером А. Колегаевым и принял резолюцию о ликвидации частной собственности на землю.

    Подробнее...

В зале витал дух Айседоры Дункан – «царицы жеста»

Выступала ли легендарная Айседора Дункан в Казани? На этот вопрос отвечает казанский краевед Ренат Бикбулатов. 

В газете “Республика Татарстан” от 6 мая 2003 года я прочитал: «7 мая 1930 года в Казани с балетным спектаклем «Танцы революции» выступала американская танцовщица Айседора Дункан». Для меня это сообщение было полной неожиданностью. Такого факта я не знал.

Зато мне было известно, что умерла Айседора Дункан в 1927 году!

Для того чтобы прояснить ситуацию, иду в библиотеку, где читаю в газете «Красная Татария» от 7 мая 1930 года в разделе реклама, что 7 и 8 мая должны состояться два балетных вечера в Государственном Большом театре имени Луначарского (теперь это театр имени Качалова – Р.Б) московской балетной студии имени Айседоры Дункан.

Эта же газета извещала, что по просьбам зрителей 10 мая будет третий балетный вечер, а 11 мая в Доме Красной Армии – четвертый спектакль, для военнослужащих Казанского гарнизона.

В этой же газете, но уже 11 мая, я прочитал:

«Программа концерта состояла из ряда коротких номеров, выполненных небольшой группой танцовщиц-босоножек … Студия пытается отойти от старых, набивших оскомину классических форм балета, заменяя их то плавными, то быстрыми ритмическими движениями, постройкой пластических групп и удачным, но, к сожалению, редким включением физкультурно-акробатических приемов. В работе студии сквозит попытка передать содержание музыки произведений разных композиторов языком тела. В этом отношении удачно исполнение польки Бетховена, песни «Дубинушка».

Статья заканчивается словами: Айседора Дункан «остается одной из самых первых и смелых реформаторов в балетном искусстве…»

И с этим не поспоришь, как любит повторять один из ведущих телевизионной программы «Без протокола».

Рассчитывая, что не каждый читатель знает подробности об этой уникальной танцовщице, попробуем вспомнить, кто же такая Айседора Дункан.

Будущая танцовщица Айседора, по национальности ирландка, родилась в Америке (1877-1927). Дебютировала в Нью-Йорке. В начале XX века получила признание в Европе. Дункан выступила с резким отрицанием классической школы в балете, считая ее обветшалой и формалистичной.

Отстаивая идею художественного всеобщего воспитания детей, она выдвинула принцип общедоступности танцевального искусства. В своих исканиях Дункан опиралась, однако, не на живое народное танцевальное творчество, а на образцы древнегреческой пластики. Она стремилась к органической связи танца с музыкой. Отказавшись от условных жестов, танцовщица искала естественные выразительные движения, заменила балетный костюм (пачку, трико) свободной туникой, отказалась от танца в обуви и на пуантах.

Айседора Дункан широко использовала классическую симфоническую и фортепианную музыку, иллюстрируя своими танцами произведения Бетховена, Чайковского и других. Американская пресса писала:

«Дункан – американская артистка высшего ранга, женщина, чье искусство достигло такого изящества, что иногда просто нет критериев, по которым его можно было бы оценить; танцовщица, вкладывающая в свое исполнение не только утонченное совершенство ритма и поэзию движения, но и живое беспокойное воображение, никем не превзойденное в области танца!»

С 1904 по1913 годы Айседора неоднократно приезжала в Россию. После революции 1917 года Дункан одной из первых артисток Запада приветствовала Советское государство, создавая танцы на революционные темы. В 1921 году балерина получает приглашение от Наркомпроса и Наркоминдела для организации в Москве большой школы танца для детей. Осенью 1921 года ей был передан особняк на Пречистенке – двухэтажное здание бывшей дворянской усадьбы, построенное по указанию миллионера А.Ушкова по проекту казанского архитектора К.Мюфке в начале XX века. Для школы передана была и часть другого здания.

Дункан с восторгом принялась за работу по обучению танцам детей. В ее школе единственным наказанием непослушным было запрещение заниматься танцем, и юные танцоры считали это ужасным позором. Первое выступление Айседоры Дункан со своими учениками с первоначальными упражнениями и некоторыми довольно простыми, но эффектными танцами имело потрясающий успех. Концерт состоялся в Большом театре 7 ноября 1921 года, в день четырехлетия Октябрьской революции.

На этом вечере Дункан продемонстрировала свой традиционный метод. Во всех перерывах пелся «Интернационал». Звучали бурные аплодисменты, и порой трудно было определить, какая их часть относилась к танцам Дункан, а какая была вызвана просто революционным пылом.

В декабре состоялось официальное открытие школы под руководством Айседоры Дункан, куда было принято сорок девочек.

В начале 1922 года состоялась встреча Дункан с Сергеем Есениным, а уже 3 мая они вступили в официальный брак. Примечательно, что невеста была старше жениха на пятнадцать лет. А уже 10 мая супруги вылетели из Москвы в Кенигсберг, пересекли всю Европу, посетив Берлин, Рим, Париж, Лондон. Далее последовали выступления Дункан в Америке: Нью-Йорк, Филадельфия, Индианаполис, Милуоки, Бостон, Бруклин.

Каждое выступление Айседоры Дункан было сенсационным. Казалось, в нее вселился демон, и чем больше она танцевала, тем больший экстаз ее охватывал.

Мэри Дести в книге «Нерассказанные истории» пишет, что во время этой поездки Сергей Есенин жил в чаду постоянного хмеля, что привело к размолвке этой пары.

В 1924 году Дункан и Есенин прибывают в Москву. Все заработанные во время турне деньги она передает созданной школе и навсегда уезжает из России.

В 1925 году, проживая в Ленинграде в гостинице «Англетер», С.Есенин, сильно подорвавший здоровье во время последней поездки и павший духом, покончил с собой. Покинул воспетую им родину в полном расцвете своего дарования.

Вскоре во Франции, в 1927 году, в возрасте пятидесяти лет умерла и Айседора Дункан.

Это был несчастный, невероятный случай. Она задумала прокатиться на гоночном автомобиле, села в него, испытывая радостное предвкушение новых ощущений – и почти сразу погибла, едва успев произнести слова: «Прощайте, друзья, я устремляюсь к славе!»

Длинная бахрома ее шали зацепилась за колесо, и несчастная была задушена в первое же мгновение, как машина тронулась. Присутствовавшие были потрясены: произнесенная в шутку фраза волею судьбы обрела трагический и одновременно пророческий смысл.

После отъезда Айседоры Дункан в 1924 году руководство созданной ею школой приняла на себя приемная дочь и ученица великой артистки Ирма Дункан. Школа просуществовала до 1949 года.

Дело Айседоры Дункан не умерло, оно продолжало жить в этой маленькой группе, которая черпала вдохновение, храня память и традиции величайшей личности и педагога, выполняла священный свой долг, радуя зрителей искусством танца. Поэтому можно и согласиться: во время выступления в Казани этой группы в воздухе витал дух Айседоры Дункан – «царицы жеста».

 

"Казанские истории", №10-11, 2003 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов