Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.09.2018

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+4° / +11°
Ночь / День
.
<< < Сентябрь 2018 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1918 – В Казанский губернский Совет рабочих и крестьянских депутатов избраны 123 депутата, из них 117 коммунистов и им сочувствующих, 4 социал-демократа-интернационалиста из числа военнопленных, левый эсер и беспартийный.

    Подробнее...

Камаз – великая машина для великой страны

Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КАМАЗ) был образован в 1969 году. Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.

Каждый второй грузовик полной массой 14-40 тонн, эксплуатируемый в России и странах СНГ, – это Камаз. Эти машины эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Наверное, каждый мальчик, в СССР и России, мечтал покататься на этом грузовике. Никому не нужно объяснять, что это за грузовик, достаточно просто произнести его название. Весь мир знает, что лучший автомобиль в ралли «Париж-Дакар» – это Камаз.

Но мало кому известно, что прошло 35 лет с того времени, как сошел с конвейера первый Камаз. Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КАМАЗ) был образован в 1969 году. Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 1,9 млн. автомобилей и около 2,6 млн. двигателей. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре Советского Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем – транспортировкой грузовиков потребителям. А наличие в регионе крупнейшей строительной организации «Камгэсэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей. На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы «КАМАЗа» (тогда писали «КамАЗ») на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи». «КАМАЗ» рождался буквально на голом месте – посреди холмистого поля. 29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. А к октябрю 1977 года «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи. Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000 грузовик. Рост производства на «КАМАЗе» бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР. «КАМАЗ» стал первым акционированным предприятием. Механизм приватизации был запущен еще в 1991 году. Автогиганту удалось сохранить собственность в странах ближнего зарубежья, а это 5 заводов и 210 автоцентров. Благодаря акционированию, собственность КамАЗа осталась незыблемой даже в Прибалтике. Возникла лишь одна непредвиденная ситуация: правительство Башкирии решило национализировать Нефтекамский завод автосамосвалов, несмотря на то, что 85 процентов его продукции – это труд всего «КАМАЗа». Дело о заводе слушалось в Высшем арбитражном суде Башкортостана. АО «КАМАЗ» в свете этих событий свернуло разработку ряда проектов с использованием продукции некоторых башкирских конверсионных предприятий. Как сообщал в январе 1991 года на страницах «Советской Татарии» Николай Бех, генеральный директор и президент АО «КАМАЗ», процесс акционирования помог предприятию сохранить 1 млрд. рублей в виде налогов и амортизационных отчислений, получить 2 млрд. рублей от выпуска дополнительных акций. В апреле коллектив автомобилестроителей получил безвозмездно 25 процентов акций государственного пакета (всего было 46%), 1 процент выкупали по номинальной стоимости. Предприятие даже в трудных экономических условиях времен распада СССР расширяло рынки сбыта и даже претендовало на европейский рынок. В январе 1993 года директор научно-технического центра «КАМАЗа» Семен Якубов принимал участие в международной технической выставке, проходящей в Бельгии, где демонстрировались большегрузы из Набережных Челнов. В феврале было подписано соглашение о сотрудничестве акционерного общества и американского концерна «Рокуэлл Интернейшнл» в области совместного производства мостов и осей грузовых автомобилей. Уже в 1994 году планировалось создать в Челнах совместное производство, которое должно было производить 60 тысяч ведущих мостов и 30 тысяч передних осей. В 1993 году «КАМАЗ» намеревался продать 10 тысяч машин Китаю. Планировалось вести сборку грузовиков на территории этой страны. В марте была собрана партия десятитонных автомобилей для Саудовской Аравии. Продукция «КАМАЗа» становилась известной, а потому порой приходилось выполнять весьма необычные заказы. Так, в феврале предприятие изготовило 75 белоснежных грузовиков по специальному заказу ООН. Предприятие планировало начать производство автобусов. В марте газеты сообщили о том, что в Челнах выпущен первый автобус на 200 пассажиров с двигателем собственной конструкции. Первая опытно-промышленная партия должна была сойти с конвейера в конце 1994 года. Планировалось ежегодно выпускать 10000 тысяч автобусов, часть которых предприятие намеревалось отправлять на экспорт. Поблизости, на Елабужском автомобильном заводе, пpи содействии HИИ «Стеклотpиплекс» и московской фиpмы «Hикант», было начато пpоизводство комплектов стекол для гpузовых и легковых автомобилей, что расширяло возможности автогиганта на Каме. Казалось, ничто не сможет остановить строительство Камазов. Но как это часто бывает, происходит то, чего никто не ожидал. 14 апреля в 18 часов 58 минут на заводе двигателей АО «КАМАЗ» возник пожар. Возгорание произошло на участке четвертой секции главной понизительной подстанции №12, встроенной в главный корпус.

Распространяясь по кабельной трассе, проходящей в межферменном пространстве, огонь воспламенил легкосгораемый пенополистирольный утеплитель и в течение 20 минут охватил огромную часть покрытия. Так «дойная корова» республиканского бюджета на долгие годы стала его обузой. В Набережных Челнах на начало года проживало 600 тысяч населения, 170 тысяч работало на «КАМАЗе». Средняя зарплата на предприятии составляла 14 тысяч рублей. Реально доходы автомобилестроителей были намного выше. Мясо, картофель и овощи в заводской торговой сети они покупали в 3-4 раза дешевле, чем в государственных магазинах.

Вопрос «О мерах по ликвидации последствий пожара на заводе двигателей акционерного общества «КАМАЗ» слушали 25 мая в рамках повестки дня XVI сессии республиканского парламента. Обсуждение завершилось внесением изменения в постановление Верховного Совета от 23 марта 1993 года о порядке введения в действие Закона Республики Татарстан «Об акцизах». Было принято решение до восстановления завода двигателей приостановить уплату акцизов на грузовые автомобили и автомобильные двигатели. Другим постановлением парламента с 1 апреля до конца 1993 года подразделения государственного концерна «Камгэсэнергострой» и строительно-монтажные организации, привлеченные к выполнению работ по ликвидации последствий пожара, освобождались от уплаты налога с сумм превышения расходов на оплату труда своих работников, по сравнению с их нормируемой величиной. На предприятиях с этого срока вводился раздельный учет заработной платы. Восстановительные работы руководство акционерного общества планировало завершить уже в сентябре. Но с самого начала наметилось заметное отставание от первоначального графика. Экономическое положение «КАМАЗа» на рынке сразу же пошатнулось. Как сообщалось в майских газетах, с 14 апреля не было продано ни одной акции предприятия. Зато повысился спрос на акции конкурента – «ЗИЛа». Дирекция предприятия и концерна «Камгэсэнергострой» в течение 15 дней после случившегося сконцентрировал на площадке пожара более 100 тяжелых кранов, более 10 тысяч человек рабочих, организовали круглосуточную работу людей по скользящему графику без выходных и праздничных дней. В течение 3-х месяцев были разобраны завалы металлоконструкций общим весом 90 тысяч тонн и начат восстановительный монтаж каркаса завода двигателей. Несмотря на сложности с финансированием, к 1 ноября 1993 года был завершен монтаж части корпуса площадью 220 тысяч кв.м., подано тепло и начат выпуск комплектующих, возобновлен выпуск силового агрегата автомобиля Камаз. Ущерб автомобильному производству России был огромен, но при поддержке правительств Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности предприятия.Правда, часть акций предприятия при этом перешли в федеральную собственность.

В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию. Но лишь к концу 90-х удалось восстановить производство после пожара, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. И в 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей. Большую известность автомобильной марке Камаз принес автоспорт. 17 июля 1988 была официально создана команда «КАМАЗ-мастер». За свою историю «КАМАЗ-Мастер» признана одной из сильнейших команд мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков. Наставником и бессменным руководителем команды все эти годы является мастер спорта международного класса Семён Якубов. Экипажи «КАМАЗ-мастер» 10 раз становились победителями ралли «Дакар» (ранее «Париж – Дакар»). Первую победу команде принес пилот В. Московских на грузовике Камаз 49252 в 1996 году. С того момента команда «КАМАЗ-Мастер» стала десятикратным победителем ралли в классе спортивных грузовиков. Семь раз победителем становилась команда во главе с пилотом Владимиром Чагиным, и 2 раза во главе с Фирдаусом Кабировым. С каждым годом КАМАЗ нам доказывает, что он способен побеждать, удивлять, и быть сильнейшим. Вот уже 35 лет мы видим превосходство грузовика Камаз. «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации с самыми лучшими грузовиками.

Рустам АХМЕТШИН

Практика 2011 года

  Источники информации:

Л. Агеева. Новейшая история: Республика Татарстан. Год 1995.

Л.В.Прошак. «Я-Камаз! Четыре принципа победы» http://ru.wikipedia.org, kamaz.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов