Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Сентябрь 2019 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1930 – Введено обязательное изучение татарского языка для всех студентов 1, 2 и 3 курсов Казанского университета,  на факультетах медицинском, экономическом, советского строительства и права.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань — средневековый город

В преддверии юбилея в  исследование истории Казани включились не только ученые, но и краеведы и даже писатели. Предлагаем фрагмент из книги Рената БИКБУЛАТОВА и Рафаэля МУСТАФИНА «Казань и ее слободы».

Венецианский путешественник Иосифат Барбаро, побывавший в наших краях в 1436-1452 годах, писал о Казани:

«Это – торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Пруссию и во Фландрию. Эти меха получают с севера и северо-востока, из областей Дзагатаев и из Мордовии».

Помимо торговли, в городе были развиты ремесла: гончарное, кузнечное, кирпичное, плотницкое, столярное (в слободе Бишбалта строились крупные речные суда). Особого развития достигло ювелирное производство. Археологические раскопки на территории нынешнего Кремля показывают, что здесь производились изделия из стекла (женские украшения и посуда) и обувь из кожи особо тонкой местной выделки – сафьяна.

К XV веку Казань сделалась и крупным политическим центром. Она стала точкой притяжения не только для татар, но и для многих народов Поволжья и Приуралья. Андрей Курбский, участвовавший во взятии Казани, оставил свидетельство, что в Казанском ханстве, кроме татарского, были в ходу еще 5 языков: «мордовский, чувашский, черемисский (марийский), воитецкий або арский (удмуртский), башкирский».

Казань, как и все средневековые города Восточной Европы, состояла из двух основных частей: кремля и посада.

Укрепленный мощными стенами и башнями кремль – это место ханской резиденции, административно-управленческого аппарата, высшего мусульманского духовенства и военного гарнизона. В XV веке крепость занимала северную часть нынешнего Кремля. На самом высоком месте располагался ханский дворец, состоявший из нескольких каменных двухэтажных палат и прилегающих построек. До нас дошло упоминание лишь о дворце князей Ширин, ханских тюрбе – усыпальницах и «мурованных», т.е. сложенных из камня, мечетях и медресе при них. Одна из них была соборной, т.е. главной.

Крепостные стены, окружавшие кремль, в основной части были деревянными, сложенными из толстых дубовых бревен, а с северной стороны – каменными. Через равные промежутки в стенах были устроены крепостные башни с проездными воротами (всего их было около десятка). Названия казанских ворот связаны либо с дорогами, которые начинались от них (Арские, Ногайские), либо с именами исторических личностей (Муралеевы – от имени Нур-Али, Аталыковы и др.).

Верхний посад располагался на Кремлевском холме вплоть до нынешней площади Тукая. Нижний, как следует из названия – под кремлем вдоль Булака, а также в начале улиц Федосеевской и Большой Красной.

В начале XVI века посад также был обнесен крепостной стеной. Он занимал довольно значительную территорию.

Уже в XV – первой половине XVI века к Казани примыкали слободы. Крупнейшей среди них была Кураишева – на левом берегу Булака с собственной каменной Отучевой мечетью (Yтэш мэчете). Другая слобода выявлена археологами в районе нынешнего вокзала. Они соединялись с городом дорогами и мостами, перекинутыми через Булак.

Несколько селений располагались в районе озерной системы Кабан. На месте нынешнего зоопарка находилась слобода Кульмаметово, чуть далее к востоку – татарское село Аметьево. До нас дошли предания о загородной даче казанских ханов. Она находилась там, где нынче расположена так называемая Архиерейская дача. Согласно легендам, здесь был красивый сад ханши Сююмбике с аллеями, цветниками и летними постройками.

В районе нынешней Суконной слободы когда-то была Армянская слобода. Здесь жили купцы и ремесленники из Армении. На другом конце города, на юго-западе, были татарские деревни Бишбалта и Жилэкле (Ягодная). Невдалеке от Бишбалты находилась Бакалдинская пристань на Волге.

  Издательский дом Маковского