Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Finversia-TV
Яндекс.Погода

Хронограф

<< < Апрель 2019 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1906 – Родился Иван Георгиевич Пехтелев, литературовед, профессор Казанского государственного университета, первый заведующий кафедрой журналистики. Умер в 1969 году.

    Подробнее...

1930-е годы. Внимание: неграмотный студент!

Период 1930-х годов всегда будет представлять особый интерес. Это время значительных изменений во всех сферах общественной и культурной жизни.

Мне захотелось узнать, как происходящие изменения отразились на образовательной работе в нашем вузе. В те времена обучению студентов уделялось огромное значение. Стране требовались подготовленные кадры, но приходящая в вузы молодежь порой была не знакома с элементарными основами грамотности. О каких-либо вступительных экзаменах речь вообще не шла. Это в настоящее время абитуриент проходит много испытаний, чтобы быть зачисленным в вуз. В 1930-е годы ситуация была иной: написал заявление – и вперед. А дальше начинались проблемы…

Судя по архивным материалам, в середине 1930-х годов значительная часть студентов Казанского авиационного института оказалась либо малограмотной, либо вообще неграмотной. На эту тяжелую ситуацию обратило внимание руководство вуза. 17 октября 1936 года директор КАИ И.И.Богданов издал приказ о решительной борьбе с неграмотностью студентов. В соответствии с приказом все малограмотные студенты были взяты на особый учет. Для проверки грамотности студентов был проведен контрольный диктант. Из 611 человек, которые проходили проверку, 168 получили неудовлетворительную оценку, из них:

– 26 человек с 1 курса;

– 25 человек со 2 курса;

– 20 человек с 3 курса;

– 51 человек с 4 курса;

– 6 человек с 5 курса;

40 человек – дипломники!

Основная нагрузка по образовательной работе легла на кафедру языков под руководством Скрипкина. Разрабатывались особые программы для занятий с малограмотными. В срочном порядке создавались группы на 90 человек, а для националов, т.е. татар и студентов других национальностей, была создана особая группа на 175 человек.

Как способ искоренения неграмотности преподавателям было предложено обращать внимание на речь студентов при ответах и на ошибки при выполнении работы. И в случае необходимости снижать оценку. В массовых количествах приобретались словари, учебные пособия по русскому языку, новые книги. Общая продолжительность дополнительных занятий составляла 3 часа в неделю, и это было только начало. Принятие энергичных мер позволило начать борьбу с малограмотностью.

Таким образом, для многих КАИ воистину стало «второй школой».

Источник – НАРТ, Ф.Р-7463, Оп. 1, д. 171, л. 1, 1 об., 3, 3 об., 4, 6).

 Чулпан Хисамутдинова,

студентка Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева

Производственная практика в редакции в 2007 году

  Издательский дом Маковского