Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Загадка Казанской иконы Божией Матери: Валерий Курносов в поисках отгадки

21 июля христиане отмечают праздник «явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани». С этой иконой связано много вопросов и загадок.

Почему совершивший хадж в Мекку мэр Казани К. Исхаков в октябре 2000 года просил в Риме у главы католической церкви православную икону? Отчего так переплелись интересы разных конфессий? Почему в истории с казанской иконой принимала участие Американская Православная церковь? Почему храм Казанской иконы Божьей Матери построен в католическом португальском городке? И какое отношение к Казани имеет апостол Лука?

Вопросов гораздо больше, чем ответов.

ИКОНА АПОСТОЛА ЛУКИ

…В 1829 году полковник австрийской службы Шерельмей, возвращаясь из археологической поездки по Палестине, увидел в бедуинском шатре молодого монаха Исаака, страдавшего болезнью легких. Сжалившись, он взял монаха с собой в Каир, а оттуда – в Италию. Во время плавания по бурному Средиземному морю монах скончался, и гроб с его телом по морскому обычаю был спущен на воду.

В Италии полковник нашел кожаный мешок монаха в своем багаже с его нехитрыми пожитками и предметами культа. На самом дне сумы пилигрима лежала тщательно завернутая икона. Наследство монаха пожелал приобрести кардинал Меццафонти, но икону купить он не смог, так как греческое духовенство готово было заплатить за нее гораздо большую цену. Потом в Париже с иконы тщательно сняли затвердевший черный слой, покрывавший изображение. Реставраторам предстало изображение Девы Марии с младенцем Христом на руках, написанное на медной доске. Вокруг их портретов и на головном покрове буквами халдейского алфавита были сделаны древнееврейские надписи. На покрове было написано: «Иисусова Мария Одигитрия», а около изображений: «Мой дух радуется в Боге Израилеве: мои очи видят Иисусову Марию. Да будут намерения сердца моего угодны Иисусовой Марии. Помажь голову мою елеем и ниспошли мир рабу твоему Луке пред очами Иисусовой Марии. Иисусова Мария, подкрепи раба Твоего Луку провозвестить имя твое».

Считается, что древняя икона Богоматери Одигитрии была написана евангелистом Лукой. Подчеркну, что до XIX века она была неизвестна. Это важно помнить, чтобы оценить то потрясение казанцев, которое они испытали в июле 1579 года…

РОДСТВО СОБЫТИЙ В КАЗАНИ И ПОРТУГАЛИИ

3 июля (23 июня по старому стилю) 1579 года страшный пожар истребил часть Казани. События той поры расписаны во многих книгах. И не стоило бы уделять большое внимание общеизвестным фактам, если бы не одно обстоятельство.

В роковом для России 1917 году 70 тысяч свидетелей стали очевидцами явления Богородицы в португальском городе с мусульманским именем Фатима. Поразительное повторение некоторых обстоятельств явления Девы Марии в Казани и Фатиме заставляет задуматься: с чем же мы сталкиваемся на самом деле? С единым шаблоном описания?

Сомнительно, поскольку явление православной иконы описано на крайнем востоке Европы в конце XVI века. В то время как верующие католики наблюдали мистические совпадения с казанскими событиями на крайнем западе Европы в самом начале XX века. Трудно поверить, что в течение 340 лет конкурирующими католической и православной церквями соблюдалось единое неписаное правило в описании подобного рода явлений.

В ставшем каноническом описании казанского чуда значится, что «свой образ явила Богородица десятилетней дочери стрельца Данилы Онучина Матроне». Интересно, что Франсиско и Жасинта Марто и Лусия Абобора, ставшие свидетелями явления Девы Марии в центре Португалии, были не старше Матроны. Франсиско было восемь лет, Жасинте шесть. Лусия была их сверстницей.

Икона Богородицы Фатимская

Далее православное описание явления иконы перед девочкой Матроной гласит:

«В почти пустой избе перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть Мою икону из недр земли». Но первое время Матрона не решалась сказать о своем видении даже матери, а не то что посторонним людям».

Так же повели себя и дети в Португалии.

«Мы ощущали божественное присутствие так ясно, – писала позже Лусия, – так близко, что не осмеливались говорить даже друг с другом».

Следующее совпадение казанской истории с португальской. О Казани 1579 года написано:

«Через несколько дней ей снова явилась икона, вот тогда Матрона и рассказала матери о своем видении, но та не обратила внимания на ее слова».

О Фатиме 1917 года сказано:

«Дети решили никому не рассказывать об этой Даме, потому что люди стали бы только смеяться над ними и говорить, что они все выдумывают. Но самая младшая, Жасинта, нарушила свое слово и проговорилась матери».

Читаем дальше о Казани:

«Однажды девочка заснула в своем доме в самый полдень. Вдруг какая-то сила перенесла ее на середину двора, где она опять увидела в воздухе икону Пресвятой Богородицы. От иконы исходили такие огненные лучи, что девочка испугалась, что они сожгут ее. И опять раздался грозный голос: «Если ты не объявишь моих слов и не возьмешь из земли Моей иконы, то будешь больна до самой смерти». Матрона до того испугалась, что без чувств повалилась на землю. Когда она пришла в себя, то рассказала о чудесном своем перенесении на двор и об иконе в огненных лучах. На другой день мать отправилась с Матроной к городским воеводам, и девочка со слезами просила вынуть икону из земли в том дворе, который был ей указан во время видения. Однако воеводы не приняли ее слова всерьез, и Матрона с матерью отправились к архиерею. Но архиепископ оставил их слова без внимания».

А теперь об отношении к рассказу детей местного священника в Португалии:

«Отец Мануэл Ферейра целиком отверг всю историю».

Далее про Казань говорится:

«И тогда они решили сами искать икону. На погоревшем месте Д. Онучин стал расчищать место для новой постройки. Мать с Матроной пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы, ископали много земли, но иконы нигде не было.…»

Про явление в Фатиме сказано, что «матери сговорились отослать детей из деревни на ярмарку. Но дети не соблазнились мыслью о ярмарке. Они вернулись к месту явления Девы Марии». Она являлась с 13 мая по 13 октября ежемесячно в один и тот же день. 13 июня ее явление наблюдало 60 зевак вместе с отцом Лусии. Ежемесячно число свидетелей возрастало и к 13 октября достигло 70 тысяч человек.

Еще из казанской истории мы знаем:

«Начала копать и сама Матрона, и там, где прежде была печь, на глубине около полутора метров, обрела икону Богоматери Одигитрии с Предвечным младенцем на руках».

А вот свидетельство из Фатимы:

«Сперва появился Иисус, одетый в красное. Он благословил толпу. Затем он обернулся младенцем на руках Богоматери и Иосифа».

Опять поразительная схожесть событий…

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

«Казанская икона Богоматери Одигитрии списана с той самой иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой». (Цитата из книги «100 великих сокровищ»). Вспомним, что более древняя икона Луки – оригинал – стала известна христианам в 1829 году. Ровно через 250 лет после того, как в Казани появилась ее копия…

Как это можно объяснить? Загадка…

Загадок с иконой действительно хватает. Казанский священник Гермоген, который принял икону и на своих руках нес ее до храма Николы Тульского, впоследствии стал патриархом московским и всея Руси. Согласно свидетельству будущего патриарха «прежде всего милость Божью получил нищий, который три года был слеп, ничего не видел, а потом прозрел. Когда обретенную икону внесли в казанскую Благовещенскую церковь, зрение было даровано и некоему Никите, который до это времени тоже ничего не видел».

Книга казанского священника Гермогена была переиздана в Казани к ее тысячелетнему юбилею

Святыней всероссийского масштаба Казанская икона Божией Матери стала в 1612 году, когда поляки овладели Москвой и предложили в цари своего королевича Владислава. Но тот не хотел переменить католическую веру на православную, и тогда патриарх Гермоген призвал к освобождению Москвы от поляков и избранию себе православного русского царя. В 1612 году копия иконы прибыла в Москву вместе с казанским ополчением и находилась в стане князя Д. И. Пожарского. После освобождения Москвы князь поставил Казанскую икону Божьей Матери сначала в церкви Введения на Лубянке. Впоследствии, на память потомкам, князь построил Казанский собор на Красной площади, куда и перенес икону.

В 1812 году фельдмаршал М. И. Кутузов, перед тем, как оставить Москву, вошел в собор, взял икону на грудь под шинель и так вывез ее. Впоследствии икона оставалась в соборе вплоть до его сноса в 1934 году.

Третья копия Казанской иконы Божией Матери была привезена в 1798 году в Петербург – по повелению Павла I. Сначала она находилась в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом ее перенесли в церковь Рождества Богородицы, которая находилась на Невском проспекте. Здесь она пробыла до 1811 года, когда ее перенесли в построенный знаменитый Казанский собор, где она до сих пор и находится.

ИКОНА И ЦАРИ

Как уже упоминалось, весть о явлении Казанской иконы Божьей Матери поспешили сообщить царившему тогда Ивану Грозному. С иконы была снята копия и послана в Москву. Царь повелел воздвигнуть на месте ее обретения церковь в честь Одигитрии, поместить в храме чудотворную икону и устроить Богородицкий женский монастырь. Его сын, царь Федор Иоаннович, приказал украсить икону золотом и драгоценными камнями.

ИКОНА И КАЗАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Где же в Казани находится столь знаменитое место, чтимое царями и посещаемое императорами? У храмового комплекса – обыденный адрес: улица Большая Красная, дом 5/11. Фактически, знаменитые для верующих церкви находятся за северо-восточной стеной казанского кремля.

В комплекс зданий Богородицкого женского монастыря входит Софийская церковь (конец XVII – начало XVIII вв), церковь Николы Тульского (1806 – 1816), Крестовоздвиженская церковь (1877), здания монастырской гостиницы (1803-1807 гг.) и настоятельского корпуса (1810-1835). Главным украшением храма был центр монастырского комплекса – собор Казанской богоматери, построенный в 1798 – 1807 гг. В иконостасе именно этого собора и находились знаменитые иконы Казанской Божьей Матери и Христа Спасителя.

Собор Казанской Божьей Матери возводился по проекту И.Е. Старова.

Его биография, помещенная в сборник «100 великих архитекторов» гласит, что в 1786 – 1798 годах Старов – главный архитектор России, руководитель «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавлял работы в Зимнем, Аничковом, Чесменском дворцах, строил Троицкий собор Александро-Невской лавры, все дворцы для Г.А. Потемкина, включая названный впоследствии Таврическим, где заседала до революции Государственная дума.

Однако храмовый комплекс ожидала трудная судьба. Здание монастырской гостиницы в 1855 г., во время Крымской войны превращено в больницу. В 1930-х гг., в связи с варварским размещением здесь большевиками табачной фабрики, было сильно перестроено здание церкви Николы Тульского. Крестовоздвиженская церковь была превращена в учебный корпус местного пединститута. Но самая печальная участь ожидала центр монастырского комплекса – собор Казанской богоматери выдающегося зодчего. Храм, где хранилась икона, стерт с лица земли. Теперь здесь сортир.

«БОГОРОДИЦА УХОДИТ ИЗ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

А в 1904 году в Казани икону Божией Матери вместе с двумя другими иконами, сосудами и кружками унесли из монастыря. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в сумме 300 рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы. Но деньги так никто и не получил…

Зато вскоре в Нижнем Новгороде был арестован вор-рецидивист Чайкин, имевший в совокупности 43 года каторги. Он был хорошо известен полиции как «специалист» по церковным кражам. На следствии он утверждал, что разрубил икону. На суде вор стал говорить, что сжег икону. Суд ему не поверил, однако преступник до самой смерти в 1917 году твердил, что сжег Казанскую икону Божией Матери. Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование. Молва говорила, что «Богородица уходит из земли русской».

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ В ФАТИМЕ

А затем произошли знаменитые явления Девы Марии в Фатиме. 13 мая 1917 года она впервые появилась перед тремя детьми. По их словам, Прекрасная Дама сказала им: «Я хочу, чтобы вы, дети, приходили сюда тринадцатого числа каждого месяца. В октябре я скажу вам, кто я такая и чего я хочу от вас». Какие события произошли в ноябре 1917 года, весь мир и особенно жители России сегодня очень хорошо помнят… Но тогда никто не задумывался, почему явления эти были обещаны до ноября, и как это все связано с Россией.

13 июня явление наблюдали уже шестьдесят свидетелей, 13 июля их собралось еще больше. Причем зеваки наблюдали лишь белое облачко и то, что ветки дуба, над которым стояло облачко, склонились к востоку. А само явление Девы Марии пока видели лишь трое детей. В третий год Первой мировой войны Дева Мария сказала детям: «Если люди сделают, как я попрошу, то многие обратятся и будут в мире. Эта война закончится, но если люди не закончат обижать Господа, пройдет немного времени и во времена Пия XI начнется другая война, ужасней… Чтобы предотвратить это, я приду просить посвящения России в таинство моего Непорочного Сердца и Причастия во Искупление в первые субботы. Если моя просьба будет услышана, Россия обратится. Если нет, она распространит свои прегрешения по всему миру, вызывая войны и избиение церкви. Россию будут сопровождать несчастья до тех пор, пока за нее не будут как следует молиться».

Неграмотные португальские дети не все поняли в пророчествах Прекрасной Дамы…

ФАТИМА, 13 ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА

Ночь накануне 13 октября 1917 года пронзил холод. Беспрестанно лил дождь, и все дороги превратились в грязные потоки. Собравшиеся 70 тысяч верующих на поле в Фатиме, ждали явления Девы Марии. Вскоре после полудня она передала свое последнее послание детям: «Люди должны жить по-другому, лучше, и просить прощения за грехи, и больше не обижать Господа нашего, потому что он и так сильно обижен».

Когда она исчезла, 70 тысяч человек увидели, как солнце стало бледнеть, превратилось в серебряный диск, на который они могли смотреть без рези в глазах. Разноцветные лучи исходили во всех направлениях. Само небо, казалось, вращается, пока солнце вращалось вокруг оси. Три раза оно останавливалось, и три раза возобновляло свой дикий танец. Внезапно, когда все упали от ужаса на колени, солнце понеслось навстречу земле, «как пьяное», по словам одного очевидца, двигаясь зигзагами по небу. С такой же внезапностью его движение к земле прекратилось, тем же самым «буравчиком» оно вернулось на свое нормальное место на небе. Серебряный диск с многоцветными лучами исчез, и снова на солнце нельзя было посмотреть, не зажмурив глаз. Вымокшие от дождя одежды людей таинственным образом высохли.

А ЧТО ЖЕ С ИКОНОЙ, ХРАНЯЩЕЙСЯ В РИМЕ?

В Казанской церкви села Дивеева хранился один из «списков» (копий) Казанской иконы Божьей Матери, созданный в первой половине – середине XVIII века. Икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой). В начале 1920-х годов эту копию мельком увидел в СССР английский скупщик-антиквар. В 1928 году эта икона была вывезена за рубеж. По одним сведениям – поляком через Берлин в Англию. По другим – икона с войсками Врангеля попала в Крым, оттуда в Румынию, а затем она оказалась в США.

Икона побывала в руках многих коммерсантов. Четвертый скупщик-антиквар, в руках которого оказалась икона, англичанин, предложил ее советскому посольству за баснословную сумму. В СССР таких денег тратить не собирались. Тогда он обратился в епархию Американской Православной церкви в Сан-Франциско. По просьбе епископа Иоанна, возглавлявшего в 1950-х годах епархию, икону два раза рассматривал, сфотографировал в красках и без ризы профессор Н.Е. Андреев. В ту пору удалось только установить, что из-за темного лика в Англии икону стали называть «Черная Казанская Богородица».

После смерти владельца икону перевезли в Сан-Франциско, где епископ Иоанн объявил сбор денежных средств, чтобы церковь могла купить ее. Но собранных денег не хватило, так как новый владелец запрашивал за икону 500 000 долларов.

В 1950-е годы католическая организация «Голубая дивизия», которая была создана в США после Второй мировой войны, чтобы препятствовать распространению коммунизма в мире, построила в Фатиме православную церковь специально для хранения Казанской иконы Божьей Матери. В начале 1970-х годов образ Казанской Божьей Матери был выкуплен униатской церковью и хранился в Фатиме. По условию прежних владельцев иконы, она должна вернуться в Россию после падения коммунистического режима. Но вместо этого, с 1993 года она хранится в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла II.

В конце октября 2000 года Иоанн Павел II во время беседы с мэром Казани К. Исхаковым выразил готовность вернуть икону – которую Папа считает подлинной иконой Казанской Божьей Матери – непосредственно в Казань, минуя Москву. Это вызвало явное неудовольствие московских церковных иерархов, так что Ватикану пришлось даже дезавуировать слова понтифика.

29 января 2001 года научная сотрудница Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Чугреева сообщила: «В Ватикане хранится не знаменитая историческая Казанская икона Божьей Матери, а один из ее списков XVIII века». К такому выводу в музее пришли после тщательного изучения предоставленных Ватиканом материалов – высококачественной цветной фотографии, обмеров, сведений о рентгеновском исследовании. В частности, ватиканская икона больше по размеру иконы, хранившейся в Казани...

POSTSCRIPTUM

Откровения Девы Марии о необходимости поклонения Непорочному Сердцу Марии оставались неизвестными публике вплоть до 1927 года. Пророчество, касающееся России, было раскрыто лишь в 1960 году епископом Лейрии.

Весной 1981 года был захвачен и угнан во Францию лайнер местной британской авиалинии. Захват имел целью вынудить Ватикан раскрыть третье пророчество, о котором знали очень немногие. Пророчество говорит о конце света, отчего было засекречено папским престолом.

Террорист ничего не добился своим шантажом…

 

Икону Казанской Божией Матери из Ватикана передали Казанской епархии в 2005 году. В настоящее время она хранится в Крестовоздвиженском соборе. Есть намерение воссоздать собор, построенный специально для новоявленной иконы