Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2021 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • 1876 – В Казани открылся Учительский институт, который должен был готовить учителей для городских училищ, пришедших на смену училищам уездным. Это был третий подобный вуз после Петербургского и Московского

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Зиннур Латыпов: мое хождение во власть. Публикация вторая

Как Республиканское агентство по делам о несостоятельности (банкротстве) спасло птицеводческую отрасль в Татарстане

Зиннур Латыпов предложил «Казанским историям» несколько исторических очерков о первых шагах по созданию системы государственного регулирования института несостоятельности в Республике Татарстан.  Первая публикация была размещена на нашем сайте 15 апреля 2021 года. Этот очерк посвящен спасению птицеводческой отрасли.

 

Зиннур Латыпов - народный депутат Верховного Совета республики 12-го созыва

Он был не просто очевидцем приватизации в постсоветском Татарстане, но и имел к ним самое непосредственное отношение, поскольку в 1994-1999 годах руководил Республиканским агентством по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РТ по управлению государственным имуществом.

«Ножки Буша» вне конкуренции

Птицеводческая отрасль в 90-е годы находилась на грани исчезновения. Особенность ситуации заключалась в том, что в дополнение к имеющимся общим проблемам появилась еще одна, и очень существенная. В эти годы в Россию хлынул поток так называемых куриных ножек Буша из госрезерва США, срок хранения которых истекал или даже истёк. Это был «бросовый» товар с практически нулевой стоимостью, а потому наши производители не могли с ним конкурировать.

Вплотную с проблемами птицеводческой отрасли мы столкнулись на птицефабрике «Пестречинская» (с. Ленино-Кокушкино), которая в середине 80-х годов прошла глубокую модернизацию и была переориентирована полностью на производство мясной продукции. Это позволяло предприятию как-то держаться на плаву, но положение ухудшалось с каждым днём. Директор птицефабрики Александр Владимирович Алексеев позвонил в Республиканское агентство по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РТ по управлению государственным имуществом, кратко обрисовал ситуацию и попросил меня как бывшего коллегу по Верховному Совету приехать в Ленино-Кокушкино.

Мы обошли все производственные корпуса, пообщались с работниками и главными специалистами и попросили в ближайшее время предоставить в Агентство необходимую информацию. На первый взгляд ситуация была сложной, но не критичной. Однако уже после первичного экспресс-анализа предоставленных материалов стало ясно, что без принятия радикальных мер предприятие погибнет.

Опыт по санации других предприятий-должников показал, что и в данном случае без привлечения инвестора проблему не решить. Это требовало другого подхода и других требований по подготовке предприятия к мероприятиям по санации. Прежде всего, нужна была полноценная диагностика финансово-хозяйственной деятельности, полная ревизия имущества и определение его реальной стоимости, т.е. оценки. Это было сделано совместно специалистами Агентства и птицефабрики. Оценили имущественный комплекс с помощью преподавателей кафедры экономики производств КФЭИ.

В ходе этой работы определились набор имущества, который должен был стать основой для реорганизованного предприятия, его реальная (рыночная) стоимость, а также размер долгов. Естественно, в первую очередь, необходимо было решить судьбу объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, жилищного фонда передаваемого на баланс органов местного самоуправления, содержание которых стало непосильным бременем. Мало того, птицефабрике приходилось нести на себе и некоторую часть обязанностей по сохранению музейного комплекса В.И.Ленина в Ленино-Кокушкино. Выявился и такой факт – на балансе предприятия числились жилые дома, приватизированные работниками, которые содержались предприятием.

Долго думали, как оценивать производственные корпуса и оборудование птичников. Проблема заключалась в том, что эксплуатация этого имущества проходила в агрессивной среде. Как известно, из куриного помёта выделяется аммиак. Необходимо было определить реальную стоимость вносимого в уставный капитал новой организации имущества и для того, чтобы снизить налог на имущество.

Определённых методик оценки подобного имущества на то время не существовало, и проблему удалось решить с помощью специалистов из Академии оценки (г.Москва). Вся подготовительная работа проводилась для предметных переговоров с будущими инвесторами. В качестве реальных инвесторов, в первую очередь, рассматривались основные кредиторы предприятия, поставщики энергоресурсов и банки.

 Иллюстрации взяты из газеты «БИЗНЕС Online», где опубликовано интервью гендиректора птицеводческого комплекса Ак Барс» Сергея Андреева. ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс» было образовано 10 сентября 2007 года на базе ОАО «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы». Предприятие входит в структуру одного из крупнейших холдингов Республики Татарстан – АО «Холдинговая компания «Ак Барс».

Требуются инвесторы

Первым, к кому мы обратились с нашими предложениями, был «Таттрансгаз». На выбор повлияли следующие факторы: это был один из основных кредиторов и ключевой поставщик энергоресурсов, который занимался и подсобными хозяйствами. Возглавлял это направление наш бывший коллега по депутатскому корпусу Николай Владимирович Энвальд. После предварительных обсуждений и уточнений с ним наши предложения были представлены гендиректору «Таттрансгаза» Равилю Абдулловичу Муслимову. Через некоторое время состоялось совещание с выездом на место заинтересованных сторон с участием и главы Пестречинского района, на котором были обсуждены и согласованы все принципиальные вопросы. Дело оставалось за официальным подтверждением намерений со стороны «Таттрансгаза», но он отказался от сделки.

Неудача в первой попытке не остановила нас, и практически сразу же наши предложения были направлены руководству АКБ «Ак Барс»«. При личной встрече с председателем правления банка Ринатом Шайхулловичем Губайдуллиным в первую очередь акценты были сделаны на то, что согласно нормативным актам инвестиционные конкурсы по предприятиям-должникам, и к тому же градообразующим, предоставляют для инвесторов самые привлекательные условия и вся подготовительная работа уже проведена. Но ключевым в нашем предложении был механизм по расшивке долгов с участием должников банка по взаимозачётной схеме. АКБ «Ак Барс», как уполномоченный банк Кабинета Министров РТ, вынужден был кредитовать большинство предприятий республики, прежде всего, аграрный сектор и строительные организации, которые имели самые большие долги и не могли их оплатить из-за отсутствия денежных средств.

Предлагалась следующая схема. Сельхозпроизводители в счёт погашения долгов формально, по документам, передавали банку сельхозпродукцию, которая далее поступала на предприятия по изготовлению кормов, и там, также в счёт погашения долгов перед банком, перерабатывалась. После реализации мяса птицы птицефабрика за «живые» деньги рассчитывалась с банком за поставленные корма. Таким образом, выстраивалась цепь взаиморасчётов по погашению долгов перед банком, полностью или хотя бы частично. Другие должники, прежде всего, строительно-монтажные организации и поставщики материалов, рассчитывались по аналогичной схеме, выполняя на птицефабрике строительно-монтажные, ремонтные или иные работы для восстановления и расширения объёмов продукции.

Где-то, через полгода в Агентство приехал Р.Ш.Губайдуллин со своей командой и после дополнительного обсуждения отдельных деталей принял положительное решение. Затем уже на уровне Госкомимущества РТ, Минсельхозпрода и других ведомств прошла проработка и согласование по юридическому оформлению сделки купли – продажи. Поскольку основная подготовительная работа Агентством была проведена, для запуска процесса реализации договорённостей необходимо было признать птицефабрику «Пестречинская» неплатёжеспособной. Актом Республиканского агентства по делам о несостоятельности (банкротстве) от 14.05.97 (№36) она была признана неплатёжеспособной, имеющей неудовлетворительную структуру баланса. Этот статус позволял запустить процедуру санации в рамках указа Президента РФ №1114 от 02.06.94, через особый механизм приватизации предприятия с привлечением инвестора на конкурсных условиях.

План приватизации предусматривал на базе имущественного комплекса птицефабрики «Пестречинская» создание акционерного общества ОАО «Агрофирма Ак Барс-Пестрецы», в котором доля государства составляла 25, доля АКБ «Ак Барс» – 75 процентов. Согласно условиям плана приватизации инвестор должен был погасить в течение одного года все долги птицефабрики, другую часть инвестиционных обязательств исполнить в виде поставок кормов, материалов и оплаты работ и услуг по восстановлению функционирования предприятия. Данные положения и другие условия по реорганизации были узаконены постановлением Кабмина РТ «О реорганизации птицефабрики «Пестречинская» Пестречинского района» от 16.01.1998 (№12).

Необходимо отметить, что ещё до окончательного юридического оформления решения инвестор начал осуществлять некоторые меры помощи предприятию.

Когда даже мухи не летают

Было бы справедливо отдельно обозначить особую роль директора птицефабрики «Пестречинская» А.В.Алексеева, который согласился на предлагаемый вариант по спасению предприятия, осознавая, что при признании (актировании) предприятия неплатёжеспособным он, по действующему законодательству, отстраняется от должности директора. Конечно, как человек авторитетный и известный, он мог пробить какую-то разовую помощь, но прекрасно понимал, что это не спасёт птицефабрику.

Во время одного из наших посещений Ленино-Кокушкино В.А. Алексеев предложил посмотреть и племрепродуктор «Ленинский», который находился не так далеко от «Пестречинской». Это предприятие было построено и введено в эксплуатацию в конце 80-х годов как базовое племенное хозяйство птицеводческой отрасли республики, однако уже в середине 90-х практически перестало функционировать.

Когда мы оказались на территории предприятия, увидели удручающую картину: пустые корпуса, территория заросла бурьяном, система отопления заморожена… Как кто-то заметил, ни единой живой души, даже мухи не летают. Ситуация осложнялась тем, что рядом с птицефабрикой был построен посёлок для работников, которые теперь остались без работы.

Рассматривался вариант объединения племрепродуктора с птицефабрикой «Пестречинская», но при такой «женитьбе», бедного на нищей, проблема не решалась. С началом конкретных переговоров с АКБ «АК Барс» по Пестречинской фабрике решено было сделать аналогичное предложение и по племрепродуктору «Ленинский». После получения согласия актом от 14.05.97 (№38) «Ленинский» также был признан неплатёжеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Получилось так, что из-за некоторых бюрократических сбоев по птицефабрике, по племрепродуктору постановление Кабмина РТ о реорганизации (санации) было принято раньше, 06.12.97. Конкурсные условия для инвестора были такими же, как и для «Пестречинской». Племрепродуктор «Ленинский», как и птицефабрика, были отнесены к поселкообразующим предприятиям.

На базе имущественного комплекса «Ленинский» совместно с АКБ «Ак Барс» было учреждено акционерное общество ОАО «Агрофирма Ак Барс», на котором уже в декабре 1997 года начались работы по восстановлению хозяйственной деятельности, в первую очередь по перепрофилированию на производство мясо птицы. Работы начались с восстановления теплоснабжения. Ещё при анализе финансово-хозяйственной деятельности было установлено, что в структуре затрат большая доля приходится на теплоснабжение, в основном на потребление газа. Это обуславливалось значительными потерями на наружных теплосетях, на которых вообще отсутствовала теплоизоляция. Мною было поручено специалистам Агентства проработать вариант по альтернативной автономной схеме теплоснабжения, при которой в каждом корпусе устанавливался газовый котёл необходимой мощности с автоматической регулировкой температуры. Это позволяло в зависимости от фазы технологического цикла потреблять необходимое количество газа и обходиться без потерь. В целом предлагаемая схема позволяла сэкономить значительные средства на восстановлении теплоснабжения и на эксплуатацию оборудования. Наша рекомендация была принята и реализована инвестором.

Результат в килограммах и тоннах

После реорганизации «Пестречинской» на птицефабрике ОАО «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы» за 10 месяцев 1998 года отремонтировали и реконструировали большинство производственных помещений, в том числе убойный цех и цех утилизации отходов, ввели в действие цех по производству колбасы и других мясных изделий, а также полностью восстановили родительское стадо. Привели в порядок территорию и подъездные дороги. Показатели производственной деятельности по году получились следующие.

Итоги реализации мероприятий по санации предприятий были таковы: если на начало 1998 года среднесуточный привес молодняка составлял 4,5 грамма, то за 9 месяцев 1998 года – уже 111,83 тонны, в том числе за сентябрь – 27,88, а по году – 191,4 тонны, т.е. в 2,3 раза больше, чем в 1997 году. Поголовье птицы на конец года составил 495 000 голов, а в 1997 году был 14 000 голов. Себестоимость одного килограмма привеса по сравнению с 1997 годом снизилась на 30 процентов, средняя зарплата возросла практически на 74 процента. Ежедневно реализовывалось мяса птицы за «живые» деньги от 5 до 10 тонн.

Именно в те годы в Казани появились автофургоны и автомагазины с надписью «АК Барс-Пестрецы» и сеть специализированных магазинов «Пестречинка».

Одновременно проводилась работа по анализу состояния других хозяйств и отрасли в целом. Первые положительные результаты по санируемым предприятиям позволили совместно с Минсельхозпродом, Госкомимуществом и Минэкономикой РТ выработать и согласовать основные подходы по выводу из кризиса всей птицеводческой отрасли. Были подготовлены проекты указа Президента и постановления Кабмина «О мерах по поддержке птицеводства в Республике Татарстан», который был принят 13 января 1998 года (№4), а также ряд других постановлений (№803 от 3.11.97, №186 от 20.04.98, №229 от 30.04.98). Это стало началом возрождения птицеводческой отрасли в республике.

В последующем схема санации с привлечением стратегических инвесторов использовалась и на других птицефабриках: «Казанской», «Юбилейной», «Набережночелнинской» и других. Всё это было сделано своевременно. Дефолт в России в августе 1998 года «подкосил» и более устойчивые предприятия.

  

 

  Издательский дом Маковского