Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кино в Казани ― начало: воспоминания Алексея Герасимова

В преддверии XIX Международного фестиваля мусульманского кино, когда на несколько дней Казань превратится в город, где все говорят о кинематографе, мы решили напомнить вам об истории казанских кинотеатров.

В нашей почте есть воспоминания коренного казанца Алексея Андреевича Герасимова, присланные   Владимиром Анатольевичем Яковлевым как ответ на публикацию «История кино в Казани от Елены Алексеевой» от 2 февраля 2016 года.

«Могу дополнить ее имеющейся у меня информацией из мемуаров моего тестя Герасимова Алексея Андреевича «Автобиография, воспоминания, размышления. 1896-1959 годы», где он, как очевидец, описывает появление кинотеатров в городе Казани и запомнившиеся ему фильмы.

Герасимов Алексей Андреевич родился в 1896 году. Он был очевидцем революций 1905 года, 1917 года в Казани, участником первой мировой войны на фронте с Австро-Венграми, призывался в белую и красную армии; воевал в Русской освободительной армии, а затем отступал с армией Колчака в Сибирь, где был пленен. Прошел Колыму.

Свои воспоминания и рассуждения он оставил в 163-х школьных тетрадях в возрасте, когда ему было уже за 60 лет. Он очень детально описал события, которые пережил.  Я оцифровал его документы за период с 1896 по 1959 год».

Алексей Герасимов

 Наверняка в Казани многие слышали, что в начале прошлого века в городе был сад «Аркадия», который находился на берегу Среднего Кабана. После купцов Свешникова и Тарасова, открывших «Аркадию», содержателем сада был Бородянский. При нём «Аркадия» пришла в упадок и в июле 1909 года была закрыта. После этого сад перешёл к владельцу пивоваренного завода «Восточная Бавария» О.Э. Петцольду, при котором сад возродился и вновь стал популярным местом отдыха и развлечений.

Это было место загородных гуляний с 1895 до 1917 года. На территории сада работали закрытый летний театр, ресторан и лодочная станция.  Публику развлекали три оркестра и кинозал «Синематограф братьев Люмьер».

В 1906 году для посетителей сада «Аркадия» Оскар Петцольд купил два парохода, которые возили казанцев из города и обратно. Один пароход, у которого было заднее колесо на корме, назывался «Восточная Бавария», а пароход с колесом сбоку был «Джигит». Лицам, взявшим билет в театр, вход в сад был бесплатный, с  остальных взимали 10 копеек с человека.

Проезд на пароходе стоил в первом классе 10 копеек, во втором -  5 копеек. В праздничные и воскресные дни в саду ночью устраивали фейерверк.

В 1906 году я первый раз увидел кино на открытой сцене сада «Аркадия». Помню, картины тут всегда показывали после окончания представления на этой сцене. Запомнил я картину «Охота за женихом».

Зимой 1907 года в Казани были открыты два кинематографа (потом из стали называть кинотеатрами). Точнее, это были кинозалы, открытые в обычных домах. Один на Большой Проломной улице, в доме Меркулова. Название кинозал  носил «Патэ». Открыл его Гирш Розенберг. В 1907 году тут был небольшой каменный дом. Сейчас в здании, построенном на этом месте, находится Казанский большой театр драмы имени Качалова

Второй такой же кинозал был открыт в Чернояровском пассаже на Воскресенской улице. Кинозал называли «Бови» по имени владельца. Людвиг Бови обслуживал казанцев около двух лет, еженедельно меняя репертуар по четвергам. 

Число кинематографов с каждым годом увеличивалось. В 1908 году 8 сентября на Проломной улице, в доме Красникова, где потом  находился кинотеатр «Татарстан» (ныне не существующий – Ред.), был открыт уже более обширный по размерам, с каменным экраном, кинотеатр «Аполло». Хозяином этого кинематографа был владелец центральной аптеки Ю.Ф. Гренинг. Сопровождались картины струнным оркестром, а в «Патэ» и «Бови» аккомпаниатором на пианино.

Картины в то время ставились преимущественно в одной части. В каждом сеансе было три части.  Первой всегда показывалась какая-нибудь видовая лента, второй драма, третьей комедия. Русских картин тогда не было. Были преимущественно французские фильмы. 

В «Аполло» начали показывать драмы в трех частях. Преимущественно тоже французские. Помню, например, картину «Черный граф». С таким названием в то время издавались книжки о похождениях сыщиков: американских Ната Пинкертона и Ника Картера, английского знаменитого Шерлока Холмса и т.д. Были и фильмы про похождения этих сыщиков.

В комических картинах участвовал знаменитый в то время французский комик Андре Дюдэ с прозвищем Глупышкин. Макс Линдер, Прэнс. Макс Линдер был любимцем русской публики. Картины с его участием всегда привлекали массу зрителей.

В 1912 году Макс Линдер приезжал в Москву, где публика устроила ему горячую встречу.

 «Аполло» всегда ставил картины одновременно с кинематографами Москвы. Скоро он завоевал себе авторитет у казанцев.

Открывались и второразрядные кино. В доме Стадлера, рядом с «Аполло», был открыт «Олимп». Здесь цены на места были дешевле, чем в «Аполло». Рядом с «Олимпом», в доме Соснина, была открыта «Урания» (в советское время тут был ДК имени Горького). Не выдержав конкуренции с «Аполло», «Урания» вскоре была закрыта.

6 декабря 1908 года владелец кинозала «Патэ» Розенберг открыл кино в Александровском пассаже на Воскресенской улице под названием «Пассаж» (с зеркальными стенами). Картины там тоже сопровождались оркестром. Но люди шли посмотреть на зеркальные стены. Публики сначала было много, но потом «Пассаж» уже не имел той славы, как «Аполло».

 «Аполло» считался по-прежнему первоклассным кинотеатром.  Цены были следующие: первые места 51 копейка и 35 копеек по ученическому билету, вторые 35 и 20 копеек соответственно, третьи 20 и 10 копеек.

Ученикам реального училища запрещалось посещение кино во время занятий. Но у меня был постоянный партнер Герасимов Николай. Мы с ним с риском ходили на дневные сеансы. Ходили всё время в «Аполло».

С каждым годом кинематограф усовершенствовался. Некоторые картины уже имели 1000 и более метров. Ставились и злободневные фильмы, например, «Сонька Золотая ручка» похождения знаменитой в свое время авантюристки. Это был немой художественный фильм в восьми сериях, снятый в 1914 году. Был еще фильм «Сашка семинарист» про известного в свое время афериста. Тоже картина была в нескольких сериях.

 В 1912 году на экранах стали появляться отечественные фильмы режиссеров Иосифа Ермольева, Александра Ханжонкова, Дмитрия Харитонова. Играли знаменитые русские актеры: Мозжухин, Лисенко, Максимов, Худолеев, Бунич, красавица Вера Холодная.

В 1912 году, 26 августа, праздновали 100-летие Бородинской битвы. Было большое народное гуляние на «Черном озере». В кино «Апполо» шла историческая картина «Нашествие Наполеона на Россию в 1812 году и бегство его из России». На эту картину ученикам разрешили идти в «Апполо».