Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Предмет особенной заботливости», или О роли Александра I в истории Казанского университета

Без ответа на вопрос, почему новый университет появился именно в Казани, трудно понять многие исторические события того времени. 

В первой публикации рубрики, посвященной предстоящему 200-летию Казанского университета, мы рассказали о царской Учредительной грамоте, дарованной 5 ноября 1804 года новому вузу императором Александром I.

Четырнадцатого  февраля 1805 состоялось собрание назначенных профессоров и адъюнктов с участием вице-президента Академии наук, члена главного правления училищ и известного математика того времени Степана Яковлевича Румовского (1734-1812), ставшего первым попечителем нового российского вуза.

Наш читатель С.Осокин уточнил, что начать повествование об университете-юбиляре надо все-таки с более ранних событий. По его мнению, без ответа на вопрос, почему новый университет появился именно в Казани, трудно понять многие исторические события того времени. Читательский совет показался нам разумным. Мы поискали ответ на этот вопрос в трех старинных книгах о Казани.

Как пишет действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Михаил Николаевич Пинегин в книге «Казань в прошлом и настоящем» (С.Петербург, 1890),  казанское общество «едва ли могло осознать потребность в научном образовании». Оно встретило известие об открытии вуза с «тупым восточным равнодушием». Мало того, жители Казани и в дальнейшем проявляли к университету «полное равнодушие», они, по его мнению, не сознавали значения и пользы науки.  «По поводу возникновения в Казани такого важного учреждения, как университет, является весьма интересным вопросом: насколько подготовлено было казанское общество в нравственном и умственном отношении к принятию этого разсадника высшего образования?» – такой вопрос поставил М.Пинегин в своей книге. И сам  дал на него ответ, приведя много конкретных фактов в доказательство.

Решающее значение в факте создания университета в нашем городе имели реформы Александра I, для которого «интересы просвещения русского общества стали служить предметом особенной заботливости». Как пишет М.Пинегин, университет «упал  казанцам с неба». Еще Лейбниц советовал Петру Великому открыть университет на Востоке России. При Екатерине II  были такие планы для городов Пскова, Чернигова и Пензы. В 1784 году, 4 сентября, она даже подписала высочайший указ об учреждении университета  в Екатеринославле, но реализован он не был.

Как пишет в своей книге «Спутник по Казани» (Казань, 1895) профессор Николай Павлович Загоскин (в 1906-1909 гг. – ректор университета), вопрос об открытии в России новых университетов был поставлен на почву фактического осуществления своего лишь в первые годы царствования императора  Александра I. В 1803 году, 24 января, был утвержден общий план устройства учебного дела в России – «Предварительные правила народного просвещения». По плану все учебные заведения делились на училища: приходские, уездные и губернские, а также гимназии и университеты. Учреждались 6 учебных округов, и в каждом из них планировалось открыть по университету.

Центрами   учебных округов стали Москва, Петербург, Вильно, Дерпт, Харьков и Казань. Казанский университет стал четвертым в России. Первыми были  Московский (1755) и Дерптский (1802, Дерпт – с 1919 года г.Тарту, Эстония). В 1795 году, когда в состав России вошла Литва, в стране, с учетом Виленского, созданного в 1579 году (г.Вильно – после 1939 г.Вильнюс), стало три университета.

Как сообщает Н.Загоскин, «Высочайшее повеление» об учреждении Казанского и Харьковского университетов было сделано одним царским указом, однако Большой энциклопедический словарь 1994 года сообщает, что  университет в Харькове был открыт в 1805 году.

По сути, так случилось и с Казанским университетом, но вполне правомерно начинать его историю со дня принятия царского указа. Почему университетским центром была выбрана Казань? М.Пинегин называет следующую причину: в Казани уже давно существовала гимназия (она была открыта в 1758 г.), следовательно, были учащиеся, подготовленные к университетскому курсу. Н.Загоскин тоже придерживался этой точки зрения.   По его мнению, гимназия «облегчала задачу основания университета как возможностью примкнуть его на первое время к ней (что, как видим, и было сделано), так и наличностью в ней учебного персонала и контингента будущих студентов».

Причинами, побудившими избрать Казань местом для основания университета, профессор Загоскин называл также «отдаленность этого города от столицы и желание «насадить на русском востоке дело народного образования» (университет того времени ведал всеми учебными заведениями своего района).

Михаил Самсонович Рыбушкин, автор «Краткой истории города Казани» (Казань, 1843), в 1823-1826 годах работавший в университете, до 1833 года – секретарь издательского комитета «Казанского вестника», считал, что цель правительства при основании «этого разсадника науки, без сомнения, была та, чтобы доставить обширному нашему отечеству образованных людей во всех родах Государственной службы, а наипаче в Сибирских губерниях». По его мнению, Казань, как средоточие между Европейской и Азиатской Россией, давала возможность «к увеличению способов образовать юношество в высших частях учения, нужных для службы Государственной и необходимость дать средства к обучению детям чиновников отдаленных краев России», которые, получив образование в Казани – «месте своей родины», могли «с пользой быть потребляемы» как в Казанском  учебном округе, так и в Сибири.

М.Рыбушкин назвал еще одну причину, более прозаическую, но вполне жизненную. На его взгляд, дальнее расстояние Казани и других «Заволжских и Симбирских губерний» от обеих столиц, «куда надлежало отправлять детей для высшего образования» (в Москве был университет, в Петербурге – педагогический институт, позднее ставший университетом), часто было сопряжено со значительными «издержками и потерею времени». До Казани добраться было намного легче.

Автор «Краткой истории города Казани» назвал, пожалуй, главную причину:

«Преподавание языков: Татарского, Арабского, Персидского, Монгольского, Китайского, Санскритского и Армянского, открывая для юношей до сих пор неизведанные факты Истории Восточных народов и знакомя с их литературой, подает несомненную надежду, что, со временем, образовавшиеся в здешнем Университете по этой части лица соберут богатую жатву исторических сведений в мало известном, но любопытном по своей древности и разнообразию предметов обширном краю Восточном».

22 февраля 1805 года в большом гимназическом зале в присутствии попечителя С.Румовского директор гимназии Илья Федорович Яковкин, только что назначенный профессором и управляющим нового университета, прочитал новоиспеченным студентам статьи об их новых обязанностях и преимуществах из университетского Устава, поздравил со вступлением в университет, а Степан Яковлевич сказал приветственную речь.

Как сообщает Н.Загоскин, всего в студенты было выбрано 33 гимназиста. Студенты были «казенные», содержавшиеся на полном иждивении университета, «пансионеры», находившиеся на иждивении различных обществ и частных лиц, «своекоштные», учившиеся за собственный счет и жившие вне университета (таких было 26 человек). Через несколько месяцев прибавилось еще 8 студентов.

Для студентов в здании гимназии на улице Воскресенской были выделены отдельные помещения. Каждому дали отличную  от гимназистов   форму, особенность которой составляли шпаги, и отдельный стол. 28 февраля стало первым днем учебы, но регулярное  чтение лекций началось лишь с наступлением нового 1805-1806 учебного года.

По уставу 1804 года университет должен был состоять из четырех отделений (факультетов): нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук и словесных наук с кафедрой восточных языков, но на самом деле Казанский университет, как пишут очевидцы, открылся в самом примитивном виде. У него не было факультетов, не было ректора и необходимого числа преподавателей.

Лишь в 1810 году последовало предписание произвести выборы ректора, деканов и других должностных лиц, что случилось в сентябре. Первым ректором стал австрийский ученый, профессор анатомии, физиологии и судебной медицины Иван Осипович Браун (утвержден в этой должности Высочайшим указом 24 февраля 1814 г., возглавлял вуз до 1819 г.), деканами – профессор философии Карл Фойгт, профессор математики Мартин Бартельс, профессор патологии, терапии и клиники Федор Эрдман, профессор русской истории, географии и статистики Иван Яковкин.

Полное открытие университета, которое стало большим праздником для всего города,  совершилось 5 июля 1814 года, когда у нового учебного заведения появилось свое здание: вуз стал полным хозяином дома приютившей его гимназии, которая переехала на новое место. Торжественный акт закончился хоровым исполнением сочиненного профессором Кондыревым канта в честь императора Александра I, даровавшего Казани университет.

«Казанские истории», №21-12, 2003 год