Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Царю-Освободителю от благодарных казанцев

30 августа 1895 года в час дня в Казани при огромном стечении народа был открыт памятник Александру II. Его установили на Ивановской площади, между зданиями городской Думы, городского музея и Спасскими воротами кремля.

Это событие планировалось на 22 октября 1894 года, но безвременная кончина императора Александра III отодвинула открытие памятника почти на год.

В день торжества, в среду, в половине десятого утра, при небывалом стечении молящихся, началась литургия в Благовещенском кафедральном соборе. По окончании литургии многочисленный крестный ход двинулся на Ивановскую площадь, переполненную народом. Приближение крестного хода было встречено пением тропаря князю Александру Невскому. Пел соединенный хор из начальных и регентских школ, в котором было 750 певцов. Два духовых оркестр исполнили гимн «Коль славен».

Постановление Казанской городской Думы о сооружении в г. Казани памятника Царя-Освободителя состоялось еще в апреле 1881 года. По разрешению министра внутренних дел по Казанской губернии была открыта подписка для сбора пожертвований, давшая к 1888 году около 6 тысяч рублей. Чтобы увеличить эту сумму, казанский городской голова С.В. Дьяченко обратился за пожертвованиями к городским общественным управлениям и ко всем земствам Казанской губернии. В результате подписная сумма в течение года возросла до 33 тысяч рублей. Городская Дума постановила впредь до сооружения памятника ежегодно отчислять на это дело из городской казны по одной тысяче рублей.

В 1889 году был образован особый комитет для сооружения памятника под председательством городского головы, при участии в нем представителей от губернского и уездных земств и купечества Казани. Был объявлен конкурс на составление проекта будущего памятника.

В начале 1890 года в Думу было представлено 13 проектов памятника, которые в феврале были выставлены для публичного обзора в думском зале. Для того чтобы узнать мнение о проектах, около каждого была поставлена кружка, в которую посетители по своему выбору опускали печатные билетики с надписью «одобряю».

Громадное большинство получил проект под девизом «Великому». 8 марта того же 1890 года состоялось совместное заседание комитета с городской Думой, представителями земств и городов, принявших участие в деле сооружения памятника своими пожертвованиями, и тот же проект почти единогласно был признан всеми присутствующими за безусловно лучший. После вскрытия пакета, где значился автор проекта «Великому», оказалось, что он составлен академиком В.О. Шервудом, который создал и проект самарского памятника Александру II.

На заседании Думы 16 марта место было избрано место для памятника. 28 ноября 1891 года последовало Высочайшее соизволение на его возведение.

При звоне всех казанских колоколов, пушечных выстрелах и громоподобном «ура» городской голова Казани С.В. Дьяченко сдёрнул завесу с памятника. Глазам многотысячной толпы представилось бронзовое изваяние Царя-Освободителя во весь рост. Он был изображен в спускающейся с плеч порфире, с непокрытой головой и лицом, обращенным к древнему казанскому кремлю. Его левая рука покоилась на колонне – символическом изображении закона, с лежащими на ней Императорской короной и скипетром. Правая рука Государя была благоговейно прижата ладонью к груди.

Лицевая сторона постамента, на котором установили бронзовую фигуру, имела надпись под императорской короной – «Александру II. Царю-Освободителю». На нее спускались дубовые и лавровые гирлянды. По трем другим сторонам постамента имелись надписи, рассказывающие о реформах покойного монарха. По углам нижней части пьедестала памятника были установлены бронзовые фигуры дракона Зиланта – казанского герба, соединенные гирляндами и лавровыми венками.

Работы по сооружению памятника выполнялись под личным наблюдением автора проекта – академика В.О. Шервуда. Бронзовые части памятника были заказаны известной бронзовой фабрике Постникова в Москве, гранитные части – московскому мраморщику Захарову. Нижний постамент был сооружен из камня (кварцевого песчаника) каменоломен Сенгилеевского уезда Симбирской губернии.

Общая стоимость памятника определилась в сумме 43.856 рублей 31 копейка.

Бронзовая фигура императора была низвергнута на волне революционных преобразований в феврале 1918 года и до конца тридцатых годов пролежала на территории Гостиного двора. На мраморном пьедестале установили гипсовую скульптуру «Освобожденный труд». Торжественное открытие этого памятника состоялось 1 мая 1920 года. Символично, что в отличие от памятника императору, обращенного к Спасской башне Кремля, взгляд рабочего-металлиста был направлен в противоположную сторону – к Воскресенской (ныне Кремлевской) улице.

Проект этого малоизвестного творения принадлежал казанскому художнику Василию Богатыреву и был реализован в рамках задуманного В. Лениным плана «монументальной пропаганды» по увековечению памяти основоположников марксизма и рабочего движения. Скульптура представляла собой мужчину в фартуке на голое тело с кувалдой в руке, которой он опирался на наковальню с приставленным с ней колесом телеги.

Как пишет газета «Республика Татарстан», скульптура рабочего довольно быстро развалилась. Точное время разрушения неизвестно: газеты и первые советские историки обходили этот щекотливой вопрос. В некоторых более поздних исследованиях есть утверждения о том, что рабочий-металлист простоял в центре Казани вплоть до 1924 года.

Известно, что после смерти Ленина на этом же месте была воздвигнута статуя вождя мирового пролетариата с вытянутой вперед рукой, которая затем переместилась на верхнюю террасу Ленинского сада.

Архивные документы опровергают сведения о существовании гипсовой скульптуры «Освобожденный труд» после окончания 1920 года. Не сохранилось и более поздних ее изображений. Остатки пьедестала уничтожили, исчезла и красивая кованая решетка.

Осталась только память казанских старожилов да старые фотографии, которые дают представление об этом оригинальном памятнике.

 

При написании текста использовались сведения из публикаций

газеты «Республика Татарстан» и сайта www.allkazan.ru/.