Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1925 – На улице Комлева, 22 официально открыт казанский Дом ученых. Летом 1935 года ученые переселились в красивый особняк на улице Бутлерова, бывший Александровский приют, построенный в 1889 году архитектором Л.К.Хрщоновичем по заказу известной казанской благотворительницы О.С.Александровой-Гейнц

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Изобразительное искусство нашего края — из поколения в поколение

11 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» началась реализация масштабного проекта Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Первой была открыта выставка «Реалистическое искусство Татарстана».

В экспозиции, разместившейся в художественной галерее «Хазинэ», представлены произведения, созданные художниками республики в 1920-е – начале 2000-х годов. Среди имен – крупные мастера и известные художники Татарстана: Ильдар Зарипов, Абрек Абзгильдин, Рашид Имашев, Виктор Федоров, Валерий Скобеев, Станислав Слесарский, Шамиль Шайдуллин, Рустем Кильдибеков, Зуфар Гимаев, Фарид Якупов, Махмут Вагапов, Анатолий Егоров, Александр Федотов, Евгений Голубцов, Алексей Карпенко, Айдар Хисамов, Ирина Антонова, Светлана Румак, Ильгизар Хасанов, Александр Артамонов, Зиннур Миннахметов, Рамин Нафиков, Альфия Ильясова и многие другие.

Наряду со знакомыми по предыдущим экспозициям в галерее «Хазинэ» произведениям татарских мастеров выставка знакомит с работами, пребывавшими в музейных запасниках. Портреты, пейзажи, натюрморты, тематические полотна, созданные художниками нескольких поколений, отражают весь спектр мировоззренческих и сугубо творческих пристрастий живописцев и скульпторов республики.

В первые послереволюционные годы в республике шел активный процесс расширения тематики произведений. В станковой живописи Татарии 1920-х годов происходило обобщение реалистического натурного материала, обращение к лучшим произведениям мировой классики, проявлявшееся в творчестве первых казанских ахрровцев – П. Радимова, А. Григорьева, В. Богатырева. Большой вклад в искусство этих лет вносят К. Чеботарев, А. Платунова, Р. Нурмухаметов. В эти годы активно работают П. Беньков, И. Сокольский, П. Сперанский, Г. Медведев.

Значительная часть работ этого периода представлена в другой экспозиции – казанского авангарда. Среди картин бросается в глаза работа В. Тимофеева, датированная 1929 годом. Прежде всего своим сюжетом: художник запечатлен вех выделки кожи Казанской меховой фабрики.

В первой четверти XX столетия начинают работать профессиональные татарские художники – живописцы и графики – Б. Урманче, Ш. Мухаметжанов, Ф. Тагиров. С. Ахун, Н. Валиуллин. В 1936 году создается Союз художников Татарии, один из самых многочисленных в автономных республиках.

Зуфар Гимаев. Портрет Баки Урманче

В послевоенные годы в изобразительном искусстве Татарстана наблюдается большой подъем. В него приходит поколение художников, прошедших войну – Х. Якупов, Л. Фаттахов, Е. Зуев, С. Лывин, М. Усманов. На картинах нет военных баталий, но есть образ солдата, как у В. Куделькина.

В эти годы в искусстве происходит расцвет жанровой, тематической картины. Центральными направлениями стали темы созидательного труда. В центре картины, как правило, человек труда, чаще других нефтяники. Много картин, рассказывающих о жизни послевоенной деревни. Выделяются жизнерадостные, полные оптимизма работы М. Васильевой.

В 50-60 годы одним из ведущих жанров в искусстве республики становится пейзаж. Талантливыми интерпретаторами величественной природы родной земли являются К. Максимов, в чьем творчестве воплотились традиции русского реалистического пейзажа, а также А.Прокопьев и А. Тумашев. Появляется индустриальный пейзаж. В этом направлении активно работают Н. Кузнецов, М. Усманов.

Натюрморт как самостоятельный жанр в живописи Татарии 1960-х гг. приобрел особенно большое звучание в творчестве Е.В. Зуева.

Расцвета достигает татарская скульптура, в которой работали Н. Адылов, В. Маликов, Р. Нигматуллина. Наиболее полно в экспозиции представлено творчество Садри Ахунова.

С. Ахунов. Портрет писателя Хади Такташа

Стоит отметить, что татарские мастера любят работать с деревом. Мы видим и скульптурные портреты, и сюжетные композиции.

В 60-е годы «суровый стиль», завоевавший художественные пространства советского искусства, становится стилеобразующим и в искусстве нашей республики. Это находит отражение в произведениях Х. Якупова, В. Скобеева, И. Ахмадеева.

Реализм с пафосной интонацией и реализм «сурового стиля» сосуществовали в искусстве художников 1960-1970-х годов: живописцев Х. Якупова, Л. Фаттахова, В. Скобеева, И. Ахмадеева, Н. Кузнецова, С. Лывина, скульпторов Н. Адылова, В. Маликова, Р. Нигматуллиной. Художники продолжали воспевать человека труда.

Х. Якупов. Золото Татарии. 1974 год

Лишь в портретной живописи появлялись люди искусства.

Довольно часто художники обращались к исторической тематике. Например, Х. Якубов написал две картины о студенческой сходке в Императорском Казанском университете с участием первокурсника юридического факультета Владимира Ульянова.

Но рядом с картинами такого серьезного содержания вполне могла появиться «Блудня», написанная Б. Майоровым в 1954 году.

Б. Майоров. Блудня. 1954 год

Интересно сравнить экспозиции двух казанских художников, представленных в «Хазинэ» наиболее полно. И мы увидим существенную разницу и в темах, и в сюжетах, и в художественной манере двух признанных мастеров – Баки Урманче и Хариса Якупова. Было бы большой неправдой говорить о том, что художественный реализм этого времени сродни обычной фотографии, хотя, что греха таить, было и такое в творчестве даже признанных мастеров, когда они писали картины на социальные темы под заказ.

Надо сказать, что художники в советское время пользовались всемерной поддержкой власти. В Казани был построен комплекс их двух зданий, в том числе Выставочный зал. Мастерские были открыты в разных районах города, например, Баки Урманче имел мастерскую неподалеку от Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.

Работы художников: картины, скульптура, произведения декоративного искусства – закупались не только Музеем изобразительных искусств ТАССР, но и Министерством культуры республики для украшения интерьеров общественных зданий.

Большую стимулирующую роль играла выставка «Большая Волга», на которой наша республика была представлена очень широко. Дважды региональная выставка открывалась в Казани.

Наверняка не так-то просто было отобрать работы для экспозиции «Реалистическое искусство Татарстана» – много и художников, и работ, и стилевых направлений. В основном каждый автор представлен одним произведением.

А. Абзгильдин. Борьба. Из серии "Сабантуй". 1994 год

Сложность периода 1980 – 1990-х годов, совпавшего с коренными переменами в стране, не могла не отразиться на развитии культуры. Картина развития искусства значительно усложняется, одновременно проявляются самые разнонаправленные тенденции. Если для старшего поколения условием существования искусства была включенность в единый стиль, то теперь значительно усиливаются тенденции индивидуализации творчества.

Однако общим для всех мастеров изобразительного искусства является опора на традиции. Свобода, и свобода творчества в том числе, – это не только поиски абсолютно нового, но и возможность собственного переосмысления культурного наследия.

Мы видим как работы, хорошо известные по прежним выставкам, так и полотна, которые выставлялись не столь часто. Их авторы часто страдали и от безвестности, и от отсутствия денег, что, однако, не заставляло их работать в традиционных жанрах. Они продолжали писать то, что хотели.

По одной картине представлены на выставке художники Геннадий Архиреев и Алексей Аникиенок, чей почерк ни с кем не спутаешь. И хотя творчество этих художников вряд ли можно отнести к реализму, в «Сокровищницу Татарстана» они точно входят.

Г. Архиреев. Портрет моего велосипеда. 1994 год

А. Аникеенок. Избы с конюшней. 1966 год

Творчество челнинца Владимира Акимова, народного художника РТ, не укладывается в привычные рамки стандартных представлений о реалистическом искусстве. В своих произведениях он создает новую живописную реальность, основанную на гармоничном сочетании традиционных приемов классического искусства с богатой игрой авторской фантазии и глубинной образностью народного мифотворчества. Композиционное пространство его картин наполнено сюрреалистическими и фантасмагорическими элементами и абсурдностью ситуаций.

В. Акимов.  Голубое утро. 1981 год

Художник не раз становился участником республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Провел персональные выставки в Москве, Вене, Берлине, Роли (США), Нью-Йорке, Казани, Чебоксарах. Работы художника находятся в музеях России и во многих частных коллекциях различных стран.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов картина развития искусства значительно усложняется. Реализм «без берегов» объединяет самые разнонаправленные тенденции от неопримитивизма И. Зарипова и Р. Кильдибекова до поставангарда в работах Е. Голубцова и А. Дорофеева.

Обращают на себя символическая работа «Реквием» Е. Голубцова, «Стамбульские дворики» Г. Эйдинова, «Деревенский кентавр» Ф. Якупова, «Мозаика Азино» Р. Фаттахова.

Е. Голубцов. Реквием. 2005 год

Г. Эйдинов. Стамбульская улочка. 2001 год

Ф. Якупов. Деревенский кентавр. 2001 год

Р. Фаттахов. Мозаика  Азино. 2001 год

Нельзя не отметить, что работы в экспозиции представлены так, что наглядно можно видеть, как со временем меняется художественная палитра, как по-разному используется свет и цвет, каким разным становится содержание полотен.

В завершение экспозиции демонстрируются в основном молодые художники. У них иное мироощущение, иные краски и в конечном итоге иной мир на полотнах.

Невозможно пройти мимо скульптур из металла. Их несколько, в том числе работа безвременно ушедшего Игоря Большакова.

И. Большаков. Плавильщик. 1987 год

Интерес к истокам народности, национальной духовности выделил среди мастеров изобразительного искусства значительный пласт художников, постоянно и активно работающих над воплощением национальной темы, в числе которых Ф. Халиков и Р. Загидуллин.

Ф. Халиков. Кремль во время Казанского ханства. 2002 год

Это направление получило сильный импульс для развития в преддверии 1000-летия Казани. С 29 марта по 8 апреля 2005 года в выставочных залах Союза художников России была организована выставка «Художники Татарстана», ее основными тематическими направлениями стали исторические сюжеты. Сочетание западных и восточных традиций, интерес к истории предков татарского народа, культуре древних и средневековых государств Волжской Болгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, на земле которых живет многонациональный народ современного Татарстана, – все это было достойно представлено на выставке.

История города Казани в дни расцвета Казанского ханства и в трагические дни ее гибели в 1552 году стала сюжетом ряда исторических полотен и скульптур. Величавый образ Казани, прежде всего старинный, исчезающий с лица земли, привлек внимание пейзажистов, авторов городских пейзажей. Сцены из жизни казанского общества ушедших веков и картинки современного быта также запечатлели многие живописцы и графики.

«Посетитель выставки сможет по достоинству оценить произведения татарских мастеров и проникнуться атмосферой изобразительного искусства, где на стыке этнических, географических, восточных и западных, реалистических и авангардных тенденций формируется неповторимое целое того явления, которое называется современным искусством Татарстана», – писалось в одной из рецензий того времени.

Демократические перемены в обществе, произошедшие в последние 10 лет, дали новый толчок развитию изобразительного искусства в республике. Возросший интерес детей и молодежи к творчеству поддерживают многочисленные художественные школы и кружки, действующие в Татарстане. Самое известное учебное заведение – художественное училище. Новые перспективы перед молодыми художниками республики появятся и после открытия первого в истории республики высшего художественного учебного заведения – филиала Московского государственного художественного института им. В.Сурикова. Художникам наконец-то вернули здание, построенное в начале прошлого века для Казанской художественной школы по проекту архитектора Карла Мюфке.

Мои заметки, в основе которых пресс-релиз Музея изобразительных искусств РТ, ни в коем разе не претендуют за адекватное описание выставки «Реалистическое искусство Татарстана». Это скорее всего субъективный взгляд любителя, который останавливает внимание на том, что бросается в глаза – то ли сюжет, то ли особенность формы, то ли просто знакомая фамилия.

И последнее.

В рамках проекта  Министерства культуры России «Сокровища музеев Поволжья» «Реалистическое искусства России и Татарстана» с большой вступительной статьей старшего научного сотрудника ГМИИ РТ Т. Голубцовой и известного искусствоведа Д. Хисамовой.   

 

Авторы-составители: Т. Голубцова, Д. Хисамова, В. Вербина, заведующая отделом графики ГМИИ РТ, С. Новикова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики ГМИИ РТ. Реставраторы: Н. Савельева, А. Ширяева, С. Яковлев.

 

Тексты даны на трех языках: русском, татарском и английском. Художественное решение – художника Г. Эйдинова. Альбом-каталог выпущен в издательстве «Заман».

 

Любовь АГЕЕВА

 Иллюстрации:  репродукции Елены Сунгатовой (art16.ru)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского