Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1925 – На улице Комлева, 22 официально открыт казанский Дом ученых. Летом 1935 года ученые переселились в красивый особняк на улице Бутлерова, бывший Александровский приют, построенный в 1889 году архитектором Л.К.Хрщоновичем по заказу известной казанской благотворительницы О.С.Александровой-Гейнц

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Благородная страсть к собирательству

13 декабря  2013 года в рамках проекта «Художественные сокровища Татарстана»в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ состоялось открытие выставки «Казанские коллекции и коллекционеры».

Музейщики воздают дань признательной памяти людям, принадлежащим к удивительной когорте собирателей – хранителей культурного наследия человечества.

«Мы показываем самые яркие собрания из Государственного музея изобразительных искусств РТ, от древнерусского искусства до XXI века, – рассказала на пресс-конференции директор Музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. – Из того, что хранится в наших фондах, мы сделали экспозицию и дали возможность казанцам увидеть коллекции, которые много лет не показывались. Все произведения искусства привели в порядок. Многие вещи перелицованы, то есть одеты в другие рамы».

Как отметила заведующая галереей «Хазинэ» Галина Рамазанова, реставраторы приложили большие усилия и постарались придать произведениям если не первоначальный, то экспозиционный вид.

По словам заместителя директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ Дины Хисамовой, в первую очередь казанцам хотели показать коллекции собирателей культурного наследия, поскольку сам музей возник из этих коллекций.

Среди них самое известное имя – Андрея Федоровича Лихачева, крупнейшего коллекционера Казани, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Его по праву называют в числе основателей первого в Казани общедоступного музея, образованного в 1895 году.

Итогом собирательской деятельности Лихачева стала обширная коллекция, состоявшая из нескольких самостоятельных разделов: археология, нумизматика, этнография, библиотека, картинная галерея, включавшая произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства – всего более 40 тысяч предметов.

Коллекция А.Ф. Лихачева почти в полном составе была передана Казани его старшим братом – контр-адмиралом русского флота И.Ф. Лихачевым для создания в городе музея.

Лихачевская коллекция составляла 425 произведений живописи, 2500 листов графики, более 100 предметов древне-русского искусства, а также около 100 предметов художественной бронзы, около 400 предметов фарфора и фаянса, стекло, эмали, изделия из серебра, камней, предметы китайского и японского декоративно-прикладного искусства.

По словам Нургалеевой, произведения из коллекции Лихачева даже не встречаются на аукционах, поэтому сейчас сложно сказать, сколько они стоят.

Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс – благотворительница и меценатка из рода почётных потомственных граждан Казани, купцов первой гильдии Александровых. На устройство музея она передала городу огромную сумму в 500 тысяч рублей. Для этих же целей подарила здание Пассажа, который и в наши дни называют «Александровским».

Зал Ольги Гейнс-Александровой

Музей, правда, был открыт в другом здании, на этой же, Воскресенской, улице, которое оказалось более пригодных для этих целей. Но Пассаж так и остался в собственности города.

Ценным вкладом в формирование художественного отдела было включение в музейное собрание коллекции произведений русского искусства, принадлежавшей О.С.Александровой-Гейнс.

В экспозиции можно увидеть и саму Ольгу Сергеевну: ее портрет нарисовал знаменитый Репин.

Экстраординарный профессор турецко-татарской словесности Казанского университета, блестящий ученый-востоковед Николай Федорович Катанов, возглавлявший городской музей в 1906-1917 годах, пополнил его коллекцию вывезенными из экспедиций предметами восточной культуры. Это художественные миниатюры, не привычные нашему глазу. Наверняка они имели и религиозное содержание.

Николай Катанов

Кстати, произведения искусства из коллекции Николая Катанова впервые были представлены публично.

Благодаря пензенскому чиновнику Григорию Ивановичу Мешкову, увлеченному коллекционеру, выбравшему Казань для жительства после выхода на пенсию, музей обладает раритетами исключительной историко-художественной ценности: рисунками и гравюрами выдающихся западноевропейских мастеров, в числе которых Лука Лейденский и Альбрехт Дюрер.

Григорий Мешков

Коллекция произведений художников-»мирискусников», собранная казанским издателем, художественным критиком, организатором выставок и музейным деятелем Александром Фердинандовичем Мантелем, дала начало музейной коллекции искусства «Серебряного века».

Александр Мантель

Страсть к собирательству наполняла особым смыслом жизнь А.Ф.Лихачева, С.Александровой-Гейнс, Н.Ф. Катанова, Г.И.Мешкова, А.Ф.Мантеля. В выборе предметов для своей коллекции они руководствовались собственными вкусами, своими представлениями о прекрасном.

Коллекционирование – частное дело их жизни – стало выдающимся общественным явлением. Каждый из них внес неоценимый вклад в формирование коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Их коллекции обрели статус национального достояния.

Стоит отметить, что 5 апреля 2013 года, в Национальном музее РТ была открыта выставка«Казанские коллекционеры», котораяпредставляла известных коллекционеров и библиофилов XIX – начала XX вв., чьи памятные даты относятся к 2013 году. Это врач и общественный деятель Д.И. Образцов (1833-1922); профессора Казанского университета – историк Д.А. Корсаков (1843-1919), медик Н.Ф. Высоцкий (1843-1922); педагог и художник Л.О. Сиклер (1858-1921).

Их собирательскую деятельность объединяет принадлежность к «золотому веку» казанского коллекционирования (вторая половина XIX – начало XX вв.), когда оно было ярким культурным явлением, тесно связанным с научной, общественной и благотворительной деятельностью.

В Казани в то время насчитывалось около ста коллекционеров различного масштаба. Характерные черты тогдашнего коллекционирования – открытость и публичность. Многие коллекционеры являлись членами научных обществ, были экспонентами выставок, давали возможность доступа к своим собраниям ученым-исследователям, студентам, заинтересованным любителям. Коллекционеры – «герои» выставки – участвовали в деятельности университетских музеев, организации Казанского городского научно-промышленного музея.

Репродукции работ, представленных на выставке, вы можете посмотреть на сайте art16.ru. Но все-таки лучше это сделать в залах Музея изобразительных искусств.

К выставке выпущен альбом-каталог «Казанские коллекции и коллекционеры», в котором - не только представленные в экспозиции работы, но и очерки о казанцах, сохранивших для нас произведения разных времен и стран. Авторы: О. Вербина, заведующая отделом графики ГМИИ РТ, Г. Рамазанова, заведующая Национальной художественной галереей «Хазинэ», О. Улемнова, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова. Об Ольге Александровой-Гейнс рассказывает очерк Галины Могильниковой (в сокращении), опубликованный в 2001 году в журнале «Казань».

Авторы-составители: О. Вербина (коллекции А. Лихачева, Н. Катанова, Г. Мешкова), С. Новикова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики ГМИИ РТ (коллекция О. Александровой-Гейнс), О. Улемнова (коллекции А. Лихачева и А. Мантеля), Г. Рамазанова (коллекции А. Лихачева и Александровой-Гейнс).

Реставраторы: О. Белая-Круглякова, М. Бутаков, Е. Иванова, Ф. Левин, П. Мишин, Л. Решетов,  Е. Чуракова, И. Тихомирова, П. Баранов, А. Федоров, А. Корин, В. Карасева, В. Танаев, И. Суровов, С. Юркина, В. Погодин, Н. Кисляков, К. Мишанин (Москва), Ф. Гурский, П. Соколов (Санкт-Петербург), Н. Савельева, А. Ширяева.

Тексты даны на трех языках: русском, татарском и английском. Художественное решение - художника Г. Эйдинова. Альбом-каталог выпущен в издательстве «Заман».

Использован пресс-релиз Музея изобразительных искусств РТ

Фото Елены Сунгатовой (art16.ru)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского