Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Юбилею Садри Ахуна посвящается

11 и 12 декабря 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан прошли III Казанские искусствоведческие чтения, которые были посвящены 110-летию со дня рождения первого татарского профессионального скульптора Садри Ахуна (1903-1990).

Этот форум имеет большую научную и культурную значимость, так как позволяет дать должную оценку заслугам выдающегося мастера скульптуры. Кроме того это возможность привлечь внимание специалистов и широкий круг общественности к этому виду искусства и проблемам его изучения популяризации.

Садри Салахович Ахун – автор монументальной и декоративной скульптуры 1930-1950-х годов. Высокий профессионализм скульптора позволил ему участвовать во всесоюзных конкурсах на казанские памятники вместе с прославленными советскими скульпторами С.Д. Меркуровым, В.Б. Пинчуком, В.Е. Цигалем. Не менее значимая заслуга С.С. Ахуна, которая еще не оценена по достоинству – возрожденное им в 1949 году скульптурное отделение на базе Казанского художественного училища. Его ученики Н.И. Адылов, Ю.А. Ананьин, А.К. Баширов, Н.Я Васильев, В.М. Маликов, Р.Х. Нигматуллина обеспечили расцвет татарской скульптуры в 1960 – 1980-е годы.

Садри Ахун. Скульптурный портрет писателя Хади Такташа

На научной конференции затрагивался ряд актуальных проблем развития искусства скульптуры: становление профессионального скульптурного образования и формирование национальной школы в регионах России; взаимосвязи регионов с ленинградской и московской школами скульптуры. Скульптура рассматривалась в системе синтеза искусств и контексте развития отечественного искусства ХХ века. Шел разговор о музейных коллекциях скульптуры.

Необходимо отметить, что подобная научная конференция была впервые проведена в Москве в 2006 году на базе Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. На ней впервые целенаправленно были подняты вопросы истории и теории европейской и отечественной пластики.

Садри Ахун. Скульптурный портрет академика Александра Арбузова

Казанская конференция 2013 года стала вторым российским научным форумом, который обратил внимание специалистов на проблемы станковой и монументальной скульптуры, особенно актуальные сегодня, когда скульптура может занять важное место в современном городском интерьере и экстерьере.

В конференции принимали участие ведущие российские искусствоведы, историки, культурологи и другие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Ярославля, Екатеринбурга, Уфы, Кемерово, Челябинска, Казани.

С творчеством Садри Ахуна можно познакомиться в художественной галерее Хазинэ». В экспозиции представлены скульптурные портреты писателя Хади Такташа, композитора Салиха Сайдашева, владельца булочной Андрея Степановича Деренкова, у которого в свое время работал Алеша Пешков – будущий писатель Максим Горький. Здесь же можно увидеть две витрины с музейными материалами, рассказывающими о скульпторе.

Садри Ахун. Скульптурный портрет композитора Салиха Сайдашева

Признанный мастер психологического портрета, Садри Ахун создал галерею образов выдающихся деятелей татарской, русской и мировой культуры – бюсты Г.Тукая (1929, 1938), К.Насыри (1941), Н.Жиганова (1941–1945); портретный барельеф Р.Роллана (1938), с которым Садри Ахун вёл активную переписку; гипсовые рельефы «Анри Барбюс», «Ленин», «Энгельс» (1938-1940), портреты из мрамора А.М.Бутлерова, М.Горького, Анджелы Дэвис (1971), Рабиндраната Тагора (1974).

Садри Ахун. Скульптурный портрет Андрея Степановича Деренкова

Не все казанцы знают, что монументальный памятник Габдулле Тукаю, установленный в Казани в 1958 году неподалеку от «Кольца», – тоже работа Садри Ахуна (совместно со скульпторами Л.Кербелем, В.Писаревским и архитектором Л.Павловским).

В Интернете читаем, что Садри Ахун – автор монументально-декоративных произведений, которые в 1930-1940-е годы определяли лицо городских мест отдыха казанцев. Среди них – казанские фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», фигуры «Теннисистка» и «Ядрометатель» около казанского стадиона «Динамо» (все – 1934-1937).

Садри Ахун. Скульптурная композиция "Владыкой мира будет труд"

Большая часть этих произведений утрачена, но кое-что осталось. В сквере на улице Московской можно видеть композицию Садри Ахуна «Владыкой мира будет труд», изготовленную в 1935 году. В Саду рыбака, что в Кировском районе, остался только пьедестал фонтана. Как пишется в статье «История с человеческим лицом», это не были сверхшедевры мирового значения, но они являлись характерной особенностью, приметой того времени.

Фонтан в Саду рыбака. Иллюстрация с сайта http://kazan-history.livejournal.com/85562.html

Садри Ахун снял посмертные маски Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала, сохранив таким образом объемный облик деятелей татарской культуры для будущих поколений скульпторов.

Использован пресс-релиз Музея изобразительных искусств РТ.

Фото с выставки Елены Сунгатовой

Более подробно о его биографии и творческой деятельности Садри Ахуна можно прочитать по адресу http://kazan-history.livejournal.com/85562.html.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить