Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Август 2020 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1918 – В ночь на 6 августа после двухдневных ожесточенных боев коммунистические отряды оставили Казань. Казань была занята войсками белогвардейцев и мятежного чехословацкого корпуса. От имени  Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧ) было объявлено о ликвидации органов Советской власти

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Гордость казанской коллекции — русский авангард

14 декабря 2013 года в цикле «Художественные сокровища Татарстана» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка «Русский авангард. 1900 – 1920-е».

Многие казанцы смогут открыть для себя музейное собрание изобразительного искусства, увидев, какие художники здесь представлены. Возможно, они не видели их произведений, но наверняка слышали фамилии.

Выступает искусствовед Ольга Улемова, одна из кураторов выставки

Прежде всего это Константин Коровин, учитель многих художников, представленных в экспозиции.

Как пишет в рецензии Анна Акчурина, «не случайно картины Константина Коровина обладают таким магнетизмом и занимают столь важное место в экспозиции – они словно задают ей тон, являясь примером прекраснейшего сплава реализма и импрессионизма, торжеством чистой живописи – вне тенденций, полюсов, и идеологических споров… Подлинный импрессионист, Коровин сформировал в своих учениках превосходное чувство цвета, редкую гармонию и мощь палитры, что стало характерной чертой плеяды «московских сезаннистов», как назвал их А.Бенуа. Коровин «заражал» своей влюбленностью в натуру, своей непосредственностью восприятия».

Выступает художник Владимир Аршинов, председатель правления Союза художников РТ

В экспозицию включены работы организаторов художественного объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и Ильи Машкова. Представлены также художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель Николай Рерих, «русский Роден» Сергей Коненков, один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский, Михаил Ларионов, автор новой художественной концепции – лучизма, одного из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов…

Есть художники, имен которых мы не знаем, но они наверняка обратят на себя внимание необычностью композиции, буйством красок и оригинальностью художественной манеры.

В экспозиции – панно Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896), написанное для особняка В. Морозова в Москве, эскиз Виктора Борисова-Мусатова к известной картине «Гармония» (1900), «Горный пейзаж» Мартироса Сарьбяна, картина Николая Рериха «Мехески – лунный город». Скульптурное наследие русского авангарда представлено произведениями Б. Королева, Сергея Коненкова и С. Ефимова.

Впервые предстала перед любителями искусства картина Аристарха Лентулова «Пейзаж». Долгое время она лежала в запасниках музея, затем была на сложной реставрации. Похожая судьба и у картины Врубеля. «Полет Фауста и Мефистофеля» – единственная работа именитого автора в казанском музее. На ней герои бессмертного творения Гете верхом на белой лошади проносятся над ночным городом. Увидеть это полотно в Казани можно будет еще семь дней, затем оно отправится на выставку в Австрию.

Эти художники никогда не жили в Казани и даже не приезжали сюда. Просто в первые годы советской власти, когда была поставлена задача поднять культуру провинции, на места, в том числе и в Татарскую АССР, были переданы многие работы известных мастеров.

Александр Куприн. Церковь. 1918 год

Василий Рождественский. Трактирная посуда. 1909 год

Коллекция ГМИИ РТ насчитывает почти 150 произведений живописи, графики и скульптуры ведущих мастеров русского авангарда. В экспозиции представлена преимущественно живопись и скульптура, причем некоторые полотна зрители увидят после длительных перерывов, связанных с участием произведений на международных выставках и с реставрационными работами.

Михаил Врубель. «Полет Фауста и Мефистофеля». Внизу- композиция из дерева «Леда и Лебедь» Сергея Коненкова

В витринах экспонируются манифесты и декларации художественных объединений того времени, теоретические труды искусствоведов и критиков начала ХХ века, отражающие сложные пути и этапы развития русского авангарда. Издания предоставлены Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.

Экспозиция выставки «Русский авангард» занимает три зала второго этажа главного здания, каждый представляет одно художественное направление – «Голубая роза», «Бубновый валет» и «Символисты».

В рамках проекта  Министерства культуры России «Сокровища музеев Поволжья» выпущен альбом-каталог «Русский авангард. 1900-1920-е годы»  с большой вступительной статьей О. Улемновой, ведущего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова.

Авторы-составители: О. Улемнова, О. Вербина, заведующая отделом графики ГМИИ РТ, С. Новикова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики ГМИИ РТ.   

Реставраторы: В. Карасева, В. Погодин, И. Суровов, В. Танаев, И. Тихомирова, С. Юркина, Л. Яшкина (Москва), Н. Романова, Н. Савельева, В. Хорьков, А. Ширяева, С. Яковлев.

Государственный музей изобразительных искусств РТ выразил благодарность Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета в лице директора Е. Струковой и заведующей отделом рукописей и редких книг Э.Амерхановой за участие в проекте.

Тексты даны на трех языках: русском, татарском и английском. Художественное решение – художника Г. Эйдинова. Альбом-каталог выпущен в издательстве «Заман».

Все выставки проекта«Художественные сокровища Татарстана» будут работать до конца февраля. По желанию посетителей музей готов продлить их показ еще на полмесяца.

Стоимость входного билета – 130 рублей. Стоимость льготного входного билета для студентов, пенсионеров – 80 рублей. Для учащихся – 70 рублей.

Гордость музейного собрания

Предлагаем вашему вниманию публикацию искусствоведа Ольги Улемновой, одного из кураторов выставки «Русский авангард. 1900 – 1920-е».

 Коллекция русского авангарда Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) является гордостью музейного собрания, представляя самое яркое явление в истории русского искусства начала ХХ века. Она отражает практически все этапы развития русского авангарда, представляя его эволюцию от ранних импрессионистических опытов, бывших для большинства авангардистов почти непременным этапом становления, к новейшим течениям в европейском и русском искусстве – символизму, кубизму, фовизму, примитивизму, экспрессионизму, абстракционизму и др.

Петр Кончаловский. Площадь Синьории в Сиене. 1918 год

Коллекция раскрывает эти явления в деятельности наиболее известных художественных объединений русских мастеров – «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», интернационального «Синего всадника». Формируясь в оппозиции к академическому и реалистическому искусству, провозглашая разнообразные художественные программы, подчас ниспровергающие свои собственные недавние творческие установки, эпатируя публику всеми возможными способами, художники русского авангарда за короткий срок прошли огромный путь развития, впитав все, что было выработано европейским модернизмом и шагнув далеко вперед, став первопроходцами самых радикальных форм мирового искусства.

Николай Рерих. Мехески - лунный народ. 1915 год

Музейная коллекция русского авангарда в Казани начала формироваться в 1920 году благодаря деятельности Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины и Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. В 1920 году из Государственного музейного фонда художественному отделу Казанского губернского музея было передано (в несколько этапов) около 40 произведений ведущих русских художников-авангардистов: живопись А.В. Лентулова, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др., скульптура Б.Д. Королева, С.Т. Коненкова, И.С. Ефимова.

Аристарх Лентулов. Портрет (женщина с гитарой). 1913 год

Илья Машков. Натюрморт (цветы в вазе). 1912-1914 годы

Дар был приурочен к 25-летнему юбилею музея и являлся частью грандиозного плана Отдела ИЗО Наркомпроса по созданию в стране музеев живописной культуры, первых в мировой художественной практике музеев современного искусства.

Мартирос Сарьян. Горный пейзаж. 1913 год

В Казани, как и в целом по стране (за исключением Москвы), специальный музей создан не был, поступления влились в состав уже существующего и функционирующего губернского музея.

Дальнейшая судьба коллекции была тесно связана с перипетиями сложной истории нашей страны. Изменения государственной политики в области изобразительного искусства привели к расформированию Государственного музейного фонда и Музея живописной культуры в Москве, откуда во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов в Казань поступили живописные полотна Д.Д. Бурлюка, М.С. Сарьяна, В.Э. Борисова-Мусатова, П.С. Уткина, Н.К. Рериха, Н.Д. Милиотти, Н.И. Альтмана, Н.И. Кульбина, М.Ф. Ларионова и В.В. Кандинского, печатная графика Д.П. Штеренберга, П.В. Кузнецова, К.Ф. Богаевского.

Василий Кандинский. Импровизация. 1913 год

Константин Богаевский. Гора Святого Георгия. 1911 год

Рубеж 1950-1960-х годов был критическим для коллекции русского авангарда – ряд работ был списан, как не отвечающий идеологии социалистического реализма, однако музейным сотрудникам удалось сохранить лучшую часть коллекции. А списанные произведения, спасенные молодым научным сотрудником уже самостоятельного Музея изобразительных искусств (ныне ГМИИ РТ) А.И. Новицким, в 1990-1992 были возвращены музею.

В либеральные 1970-1980-е годы у родственников русских художников-авангардистов музеем активно закупалось творческое наследие. Так были приобретены живописные и графические произведения П.В. Кузнецова, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, А.М. Родченко и В.Ф. Степановой.

Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907 год

С начала 1980-х произведения мастеров русского авангарда обрели свое место в постоянной экспозиции ГМИИ РТ и неизменно востребованы на всех крупнейших выставках русского авангарда, проходящих в России и за рубежом.

 

Иллюстрации Елены Сунгатовой.  Советуем посетить сайт  art16.ru

От редакции:

Отметим особо заслуги Анатолия Ивановича Новицкого, которого упоминает Ольга Улемнова.

Он приехал в Казань после окончания искусствоведческого отделения Ленинградского университета в эпоху оттепели конца 1950-х – начала 1960-х годов и жил здесь до кончины в 2008 году.

Авторитетный краевед, знаток истории и культуры, науки края, памятников архитектуры и монументального искусства, стоял у истоков Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Его монография об основоположнике татарского профессионального искусства Баки Урманче стала первым серьезным исследователем творчества этого мастера.

Анатолий Иванович был авторитетен в среде мастеров изобразительного искусства, был членом Союза художников республики. Автор более 200 статей, научных каталогов и книг, в которых проявилось его научное аналитическое мышление, скрупулезность исследовательской работы, масштабность видения общекультурных тенденций.

Профессиональная деятельность известного казанского искусствоведа была связана не только с изучением художественной жизни Татарстана, развитием тенденций современного искусства республики, но и с организацией охраны, реставрации, популяризации памятников истории и культуры. Будучи заместителем председателя Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом Градостроительного совета Казани, Анатолий Иванович внес значительный вклад в дело изучения и сохранения памятников истории и культуры в Казани, Елабуге, Свияжске.

В связи с выставкой русского авангарда из коллекции Музея изобразительных искусств РТ нельзя не отметить его роль в спасении этой коллекции. Мало того, что ряд картин, которые сегодня представляют большую художественную и историческую ценность, был списан за ненадобностью – их потребовали уничтожить как не отвечающие требованиям социалистического реализма. И это требование наверняка было бы исполнено, если бы молодой исследователь не взял их тогда домой. Пожалуй, не меньший по значимости поступок Николай Иванович совершил в 90-е годы, когда вернул музейные картины, уже ставшие его личной собственностью, в музей.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского