Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Пост-просвещение – это хорошо или плохо?

Лекция «Конец эпохи Просвещения, или куда подевались интеллектуалы» пройдет в лектории Центра современной культуры «Смены» 24 января 2015 года. Начало в 18 часов.

Философ, главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов станет участником совместного проекта центра с редакцией интернет-газеты «БИЗНЕС-Online», посвященного осмыслению современного культурного ландшафта России.

Мы живем в эпоху пост-просвещения. Ее отличают несколько признаков. Во-первых, «менеджеризм», сигнализирующий о том, что на смену интеллектуалам пришли люди, «решающие проблемы» и рассматривающие культуру как средство для достижения целей, далеких от содержания самой культуры. Например, согласно их логике, музей или университет должны прежде всего приносить прибыль и лишь во вторую очередь – знания и эстетическое удовольствие.

По-другому эту особенность новой ситуации можно назвать «инструментализмом» – когда искусство, культура и образование служат инструментами для достижения различных практических целей, внешних по отношению к ним самим.

Во-вторых, это релятивизм, т.е. идея о том, что истина не абсолютна, а зависит от индивида или группы, которые ее отстаивают.

В-третьих, это «товаризация» культуры – превращение всего в «продукт», имеющий меновую стоимость.

И, наконец, в-четвертых, это «медиократия» – власть «посредников», тех, кто находится между производителями «продукта» и его потребителями.

Как действовать в условиях пост-просвещения? Какие перспективы эта эпоха сулит всем нам?

Напомним, что в рамках цикла уже прошли выступления основателя книжного магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, директора издательства Ad Marginem Михаила Котомина, литературного критика Льва Данилкина, презентации книг Павла Крусанова, Алексея Цветкова и Всеволода Емелина.

Вход свободный. Центр «Смена» находится на улице Бархуди, 7, недалеко от главного железнодорожного вокзала.

Александр Иванов родился в 1956 году в Минске. Окончил философский факультет МГУ, кандидат философских наук. В начале 1990-х годов работал в издательстве «Культура», будучи редактором серии произведений в области философии. В 1993 году стал основателем издательства Ad Marginem, в 1994-м открыл свой первый книжный магазин.

Перед встречей с Александром Ивановым полезно прочитать в Интернете его острую дискуссию «Что творится в современной литературе? с Сергеем Шаргуновым, бытописателем новой России на портале The Village. 

 Александр Иванов

«Кризис российской литературы, о котором я говорил, вообще не решается книгами – это одновременный кризис образования, результат деиндустриализации и, как следствие, понижение общего уровня культуры. Тут надо менять всю систему.

Но есть и положительные процессы – они связаны с появлением сложных, разнонаправленных мест силы со своим кругом чтения. Например, издание The Village. Или такие точки современной культуры, как «Гараж» или «Стрелка». Там не продаются романы, но продаются книги по дизайну и современному искусству.

Молодежь, которая ходит туда, читает не беллетристику, а книги, которые развивают их чувства, образное мышление и интеллект»

Сергей Шаргунов

Я готов обстоятельно поспорить с плакальщиками и могильщиками нынешней отечественной литературы. Дела обстоят совсем неплохо – литература идет в сторону усложнения. И несмотря на сезонный падёж тиражей, чувствуется, что читатель становится более зрелым – спрос на то, что принято называть качественной литературой, очевидным образом растет. И в таблице наиболее продаваемых книг эта литература начинает теснить и дамские романы, и детективы. Есть ощущение, что 60% людей у нас вообще ничего не читают. Остается 40%, из которых большинство предпочитают развлекательное чтиво. Но помимо них есть довольно внушительный отряд читающих людей, которых интересует именно серьезная литература. И не в последнюю очередь задача самого литератора – расширять этот отряд, вовлекать в него и тех, кто читает не тебя, и тех, кто вообще ничего не хочет читать.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить