Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие Ибн Фадлана в древнюю Булгарию – увидите в Центре «Эрмитаж-Казань»

Центр «Эрмитаж-Казань» открыл свою пятнадцатую выставку – «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара». Семь музеев России привезли в Казань свои экспонаты.

Это самый большой состав участников за десять лет истории Центра «Эрмитаж-Казань». Выставка – «звездная». Наряду с Государственным Эрмитажем, Государственным Историческим музеем, Государственным музеем искусств народов Востока, Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани участвуют музеи Астрахани, Волгограда и впервые – Самары.

Как добрые друзья встречаются Минтимер Шаймиев и Михаил Пиотровский. Благодаря им мы имеем возможность видеть в Казани сокровища Эрмитажа. Фото Михаила Козловского

Две тысячи сто тридцать два экспоната. Если останавливаться у каждого экспоната только на одну минуту, то на осмотр выставки уйдет тридцать пять часов!

В оформлении экспозиции задействованы шестьдесят витрин, сорок шесть подиумов, сто квадратных метров баннерной ткани.

Выставка насыщена предметами из золота и серебра VIII – XIII веков, уникальными артефактами археологических раскопок. Ряд экспонатов представляется широкой публике впервые.

Шестнадцать хранителей музейных коллекций и реставраторов и восемнадцать технических специалистов создали экспозицию, расположившуюся в пяти залах Центра «Эрмитаж-Казань».

В первые у посетителей будет возможность прийти на выставку уже подготовленными. Еще до открытия здесь прошел тематический цикл лекций куратора выставки Асана Исакбековича Торгоева «Искусство исламизированных народов от Тянь-Шаня до Волги перед монгольским нашествием».

Посещение выставки началось 20 февраля. Накануне, 19 февраля, с экспозицией ознакомились  официальные лица во главе с Государственным советником РТ Минтимером Шаймиевым. Долгожданным гостем был генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Пользуясь случаем, расскажем немного о путешествии Ахмеда (Ахмада) ибн Фадлана (Ибн-Фадлана). Он был секретарем посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932), посетившего Волжско-Камскую Булгарию. Посольство вышло из Багдада в 921 году и через Среднюю Азию прибыло в Волжскую Булгарию 12 мая 922 года. Летом на берегах реки Джавшыр состоялось  всенародное принятие ислама. Послы халифа покинули страну осенью 922 года.

В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, Ибн Фадлан (русская транскрипция имени) оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. «Записка» Ибн Фадлана – чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века.

Поездка была предпринята по инициативе правителя Волжской Булгарии Алмуша, который, желая избавиться от власти хазар, просил покровительства халифа и обещал принять ислам. И, как известно, слово свое сдержал.

В книге «Из глубины столетий», изданной в Казани в 2000 году, сообщается, что Алмуш в это время был уже мусульманином, он просил прислать к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, построил бы для него мечеть.

В Багдаде в это время уже были люди, побывавшие в Булгарии, которые смогли заинтересовать правителей халифата далекой северной страны. Решено было послать туда послов, чтобы официально ввести в Булгарии ислам (уже в первой половине VIII века многие тюрки Восточной Европы стали мусульманами) и объявить на словах свое покровительство.  

Отчет Ибн Фадлана был широко известен в арабско-персидском мире. По свидетельству географа XIII века Йакута ар-Руми, работавшего в Мерве, в его время это сочинение было весьма распространено и находилось у многих лиц в восточном Иране. Сам Йакут включил несколько фрагментов из Ибн Фадлана в свой «Географический словарь», дошедший в нескольких списках.

Единственный известный список «Записки (Рисале)» Ибн Фадлана был обнаружен востоковедом А.З.В.Тоганом (А.-Заки Валиди) в 1924 году в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран).

К сожалению, конец рукописи отсутствует, причем неизвестно, скольких листов не хватает. В 1937 году фотокопия Мешхедской рукописи была передана в дар Академии наук СССР от правительства Ирана, и на ее основе А.П.Ковалевским было подготовлено издание на русском языке. В 1956 году им же было подготовлено существенно переработанное и дополненное издание, но электронная публикация, которую вы найдете по адресу http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm, основана на издании 1939 года. В книге «Из глубины столетий»  использован этот же перевод, опубликованный в Харькове в 1956 году.

Из «Записок» мы узнаем, что булгары отличались от соотечественников Ибн Фадлана, хотя среди них были мусульмане. Например, женщины находились за столом вместе с мужчинами, не укрывали своего лица и купались нагими в присутствии мужчин. Жених платил родителям жениха калым, хозяева отдавали гостю все, что он попросит…

Как утверждают казанские историки, записки Ибн Хадлана о посещении Казани – важное свидетельство о возрасте нашего города. В своем отчете он писал о наличии в Волжской Булгарии по крайней мере нескольких поселений, обозначенных словом биляд (город). Одно из этих поселений, имеющее пристань на Волге, было основным торговым центром страны.

Как известно, начало средневолжской городской культуры было положено булгарами в Х веке, главным образом в середине и конце века. Формирование городской культуры засвидетельствовано как письменными источниками (сообщения арабских географов и путешественников), так и археологическими открытиями.

«Путешествие Ахмеда ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама» – так называется книга, изданная в Москве в 1992 году. В рубрике «Читальный зал» мы разместили предисловие к этой книге, которое написал татарский писатель Султан Шамси.

 Читайте в «Казанских историях»:

Свет, пришедший с востока

«А у нас сенсация!», – международная конференция «Средневековая Казань: возникновение и развитие» (1999)

Историческая география Среднего Поволжья – международный симпозиум 1998 года

 В основе сообщения пресс-релиз музея-заповедника «Казанский Кремль». Снимки пресс-службы

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Аскар 20.02.2016
Уважаемые авторы! Привожу здесь цитату из статьи: Как утверждают казанские историки, записки Ибн Хадлана о посещении Казани – важное свидетельство о возрасте нашего города. В своем отчете он писал о наличии в Волжской Булгарии по крайней мере нескольких поселений, обозначенных словом биляд (город). Одно из этих поселений, имеющее пристань на Волге, было основным торговым центром страны.
Во-первых, Ахмед ибн Фадлан (не Ибн Хадлан) в Казани не был, как и самой Казани тогда не было. Во-вторых, никаких городов он не упоминает в своих записках. Да и не было тогда Волжской Булгарии как государства. Алмуш подчинялся хазарскому каганату, собственно ради выхода из-под власти хазарских каганов он и послал посольство в далекий Багдад.